Программа курса внеурочной деятельности "Мое здоровье"(1-4 классы)
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Авторы: Переляева А.М.-зам.директора по УВР, Бирюк В.И.-учитель нач.классов, Чайкина Н.Л.-учитель нач.классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_zdorove_1-4_klass.docx | 55.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №15 г.Нерюнгри
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Моё здоровье» (1- 4 классы)
Авторы: Переляева А.М.-зам. директора по УВР,
Бирюк Валентина Ивановна- учитель нач. классов,
Чайкина Надежда Львовна-учитель нач. классов
Нерюнгри, 2014
Пояснительная записка
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и его развитие. В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания. Причины такого состояния – нарушение экологии, состояние социальной среды, незнание своего организма. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. В современной школе нужно создать благоприятные условия для сохранения здоровья ребёнка начиная с начальной школы. У обучающихся начальной школы нужно сформировать ответственное отношение к своему здоровью. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Цель программы: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по Здоровому Образу Жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи:
- формировать осознанное отношение младших школьников к своему здоровью на основе целостного подхода путем передачи учащимися знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни.
- Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- формировать у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасного образа жизни, физического воспитания;
- добиваться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;
Данная программа строится на принципах, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:
-Принцип научности; в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;
-Принцип доступности; который определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
-Системный подход.
- Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка.
- успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
-Деятельностный подход.
Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.
-Принцип «Не навреди!»
Предусматривается использование в валеологической работе только безопасных приёмов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.
- Принцип гуманизма.
В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
- Принцип альтруизма.
Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».
- Принцип меры.
Для здоровья хорошо то, что в меру.
Понятие ЗОЖ включает в себя следующие блоки:
- Режим труда и отдыха.
- Физическая активность и закаливание.
- Рациональное питание.
- Психогигиена и психопрофилактика.
- Создание благополучной для человека окружающей среды.
- Отказ от курения и алкоголя.
В ходе реализации программы «Моё здоровье» обучающиеся
должны знать/ понимать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- основные природные факторы, укрепляющие здоровье, и правила их использования;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- признаки утомления, в том числе зрительного;
- основы рационального питания с учётом возраста;
- правила оказания первой доврачебной помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций;
- лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников, трав;
- правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных , одежды, обуви, помещений
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания;
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми;
- распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- экологически взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, дорога, лес, степь) безопасна для жизни;
- применять общепринятые коммуникативные и презентационные навыки;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- любить и почитать отца, мать, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье.
- составить для себя программу оздоровления на летний период сезона и обеспечить с помощью родителей её выполнение.
иметь представление:
- о том, что восприимчивость к наркотическим средствам индивидуальна и зависимость может наступить после первого приёма.
- Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут во 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет 15-20 человек.
Перечислим основные темы, в рамках которых осуществляется работа по программе.
Раздел «Основы здорового образа жизни»
На занятиях данного раздела дети узнают, что такое здоровый образ жизни, составляющие здорового образа жизни, актуализируют свои знания о здоровом образе жизни и ответят на вопрос : зачем нужно здоровье.
Раздел «Я и моя семья»
Задача данного раздела: рассмотреть роль ребёнка и его отношения в семье, активизировать навыки эмоционального общения детей с членами семьи.
Раздел «Моя безопасность»
Современная жизнь таит много опасностей, которые подстерегают детей каждый день. Задачи раздела: предупредить опасные жизненные ситуации и научить находить выходы из них.
Раздел «Профилактика заболеваний»
Раздел включает вопросы гигиены, питания, закаливания; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В процессе игр дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны.
Раздел «Семья и школа»
Раздел включает вопросы гигиены, питания, закаливания; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В процессе игр дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны.
Ожидаемые конечные результаты
Личностные:
· активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания
· проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
· оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Предметные:
-освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Начнут осознанно использовать знания при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
Узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
Освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
Научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
Освоят навыки организации и проведения подвижных игр, в процессе игровой деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
Пути реализации программы
- Игры – путешествия
- Беседы
- Проекты
- Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов и стихотворений)
- Праздники
- Подвижные игры
- Практические занятия с использованием знаний правил личной гигиены
- Конкурсы рисунков, фотографий, блюд.
Тематическое планирование
занятий в рамках программы «Моё здоровье»
1 класс:
№ | Название раздела и тем | Количество часов | Дата |
Основы здорового образа жизни. | 4 ч. | ||
1 | Разговор о правильном питании. | 1 | |
2 | Закаляйся, если хочешь быть здоров! (Правила личной гигиены). | 1 | |
3,4 | Движение – это жизнь! | 2 | |
Я и моя семья. | 5 ч. | ||
5 | Я – хороший. | 1 | |
6, 7 | Я и все, все, все… | 2 | |
8, 9 | Дом – место согласия и понимания. | 2 | |
Моя безопасность. | 7ч. | ||
10 | Основы личной безопасности. | 1 | |
11 | Опасные и безопасные ситуации. | 1 | |
12 | Правила поведения на улицах и дорогах. | 1 | |
13 | Случайные повреждения. | 1 | |
14 | Правила поведения при пожаре. | 1 | |
15, 16 | Правила поведения в чрезвычайных обстоятельствах. | 2 | |
Профилактика заболеваний. | 7 ч. | ||
17 | Что влияет на моё здоровье? | 1 | |
18, 19 | Гигиена полости рта. | 2 | |
20, 21 | Гимнастика для глаз | 2 | |
22, 23 | Как не заболеть? | 2 | |
Семья и школа. | 8ч. | ||
24, 25 | Здоровье – физическое, психическое и духовное. | 2 | |
26 | Режим дня младшего школьника. | 1 | |
27, 28 | Навыки сохранения зрения и его коррекции. | 2 | |
29- 31 | Конкурс «Самая спортивная семья» | 3 | |
32 | Итоговое занятие. | 1 | |
Итого | 32 ч. |
2 класс:
№ | Название раздела и тем | Количество часов | Дата |
Основы здорового образа жизни. | 4 ч. | ||
1,2 | Хочу жить долго! (Гигиена здоровья) | 2 | |
3 | Закаливание организма: обливание и обтирание. | 1 | |
4 | Подвижные игры на воздухе. | 1 | |
Я и моя семья. | 12 ч. | ||
5 | Я – особенный. | 1 | |
6-10 | Мой характер. | 5 | |
11-13 | Традиции моей семьи. | 3 | |
14,15 | Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья» | 2 | |
16 | Игры моих родителей. | 1 | |
Моя безопасность. | 8ч. | ||
17 | Умение ориентироваться спасает жизнь. | 1 | |
18, 19 | Правила поведения на воде и водоёмах. | 2 | |
20 -23 | Случайные повреждения и несчастные случаи. Службы 01 и 02. | 4 | |
24 | Учусь оказывать помощь при простых травмах. | 1 | |
Профилактика заболеваний. | 4 ч. | ||
25, 26 | Привычки. | 2 | |
27, 28 | Здоровье и болезнь. | 2 | |
Семья и школа. | 6ч. | ||
29- 31 | Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей. | 3 | |
32,33 | Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психологического здоровья ребёнка. | 2 | |
34 | Конкурс «Лучшая семья года». Итоговое занятие. | 1 | |
Итого | 34 ч. |
3 класс:
№ | Название раздела и тем | Количество часов | Дата |
Основы здорового образа жизни. | 5 ч. | ||
1 | Гигиена питания. Культура здоровья. | 1 | |
2 | Действие алкоголя, наркотиков на организм человека. | 1 | |
3,4 | Народная мудрость о здоровье. Проект. | 2 | |
5 | Подвижные игры на воздухе. | 1 | |
Я и моя семья. | 13 ч. | ||
6,7 | Генеологическое древо моей семьи. Проект. | 2 | |
8,9 | Каждый человек не повторим. | 2 | |
10 | Спортивный праздник «Папа, мама и я – здоровая семья» | 1 | |
11 | Любимый вид спорта моей семьи. Выставка фотографий. | 1 | |
12 | Обязанности членов семьи. | 1 | |
13,14 | Советы родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. | 2 | |
15,16 | Праздник моей фамилии. | 2 | |
17,18 | Права ребёнка в семье. | 2 | |
Моя безопасность. | 3 ч. | ||
19 | Основы личной безопасности и профилактики травматизма. | 1 | |
20,21 | Экстремальные ситуации, связанные с незнакомцами. | 2 | |
Профилактика заболеваний. | 6 ч. | ||
22,23 | Зачем нужны прививки. | 2 | |
24 | Здоровый образ жизни. | 1 | |
25 | Встреча со школьной медсестрой «Профилактика инфекционных заболеваний» | 1 | |
26 | Народные премудрости. О народных средствах лечения. Проект. | 1 | |
27 | Травяная аптека. О народных средствах лечения. | 1 | |
Семья и школа. | 7 ч. | ||
28,29,30 | Физическое развитие школьника в школе и дома. Тропа здоровья. | 3 | |
31,32,33 | Жизнь – это движение. (Двигательная активность семьи – составная часть здорового образа жизни). | 3 | |
34 | Здоровый ребёнок – здоровое общество. | 1 | |
Итого | 34 ч. |
4 класс
№ | Название раздела и тем | Количество часов | Дата |
Основы здорового образа жизни. | 4 ч. | ||
1,2 | Гигиена труда и отдыха. | 1 | |
3 | Заповеди здорового питания. Проект. | 1 | |
4 | Ослепительная улыбка на всю жизнь. | 2 | |
Я и моя семья. | 12 ч. | ||
5 | Я и мы. Учимся понимать других. | 1 | |
6,7,8,9,10 | Я и мои одноклассники. | 5 | |
11,12,13 | Тепло родного дома. Обереги. Вечер семейного отдыха. Новогоднее поле чудес. | 3 | |
14,15 | Спортивный праздник «Папа, мама и я – здоровая семья» | 2 | |
16 | Советы родителей. | 1 | |
Моя безопасность. | 8 ч. | ||
17 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях. | 1 | |
18,19 | Поведение, решения и здоровье. | 2 | |
20,21,22,23 | Мой дом – моя крепость! (правила поведения дома в отсутствие взрослых) | 4 | |
24 | Сам себе я помогу – я здоровье сберегу. | 1 | |
Профилактика заболеваний. | 4 ч. | ||
25,26 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. | 2 | |
27,28 | Моё здоровье в моих руках. | 2 | |
Семья и школа. | 6 ч. | ||
29,30,31 | Правила безопасности при травмах и ушибах. Проект. | 3 | |
32,33 | Разгрузка во время выполнения домашних заданий. | 2 | |
34 | Спешите делать добро! Пословицы и поговорки о добре и зле. | 1 | |
Итого | 34 ч. |
Литература
1. Алямовская В.Г. Ребёнок за столом. – М ТЦ «Сфера», 2006.
2. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2010- 205 с.
3. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2006 – № 12 – с. 3–6.
4. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2010 г. - / Мастерская учителя.
5. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
6. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
7. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
8. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
9.Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
10. Козлова Т.В. Физкультура для всей семьи – М. : Вако, 2010
11. Обухова Л.А. 135 уроков Здоровья. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
12. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
13. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
14. Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника – М. : Филолог. Общество «Слово»: АСТ «Ключ – С»
15. Скурихина И.М. Книга о вкусной и здоровой пище. – М. : АСТ – ПРЕСС СКД, 2002.
16. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2006 – 268 с.
17. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2009, с.57.
18. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 2008. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровячки» для 4 класса по спортивно-оздоровительному направлению
Программа «Здоровячки!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с Федеральным государственным обра...
Программа курса внеурочной деятельности "Чемпион" 1-4 класс
Программа курса "Чемпион" с приложениями....
Программа курса внеурочной деятельности "Чемпион" 1-4 класс
Программа курса "Чемпион" с приложениями....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС
Программа поможет в организации внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....
Азбука здоровья.Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4классов. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению-это обучение школьников бережному отношению к своему здоров...
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым!"
Содержит 3 необходимых раздела...