ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Здоровье учащихся - одна из основных проблем современной жизни.
Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Так как здоровье закладывается в детском возрасте, в начальной школе этому отводится значительная роль, потому что именно через начальную школу проходят все.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_mladshih_shkolnikov.docx | 24.79 КБ |
vn_meropriyatie_13_marta.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
(Семинар 13.03.2015)
Учитель высшей категории
Корочкова Ирина Николаевна,
МОУ «СОШ №8 г.о. Саранск»
- Мне хочется своё выступление начать со слов Василия Александровича Сухомлинского:
«Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о
здоровье – важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. Сухомлинский
Здоровье учащихся - одна из основных проблем современной жизни.
Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Так как здоровье закладывается в детском возрасте, в начальной школе этому отводится значительная роль, потому что именно через начальную школу проходят все.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура — просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.
Что же происходит, если человек мало двигается?
Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
Аристотель
При дефиците движений здоровье человека ухудшается во всех его проявлениях.
Так, малоподвижное положение детей за партой или рабочим столом отражается на деятельности многих систем организма школьника, особенно на сердечно - сосудистой и дыхательной. Дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, замедляется мышление. Снижается сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.
Поэтому, главное, что я стараюсь привить детям — потребность в движении, т.е. то, что в нас заложено самой природой.
- Какие же виды физкультурных занятий присутствуют в режиме дня моих учеников?
Утренняя гимнастика дома, а в школе — перед началом уроков, физкультминутки во время урока.
Гимнастика при систематическом проведении имеет гигиеническое и воспитательное значение. Она способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность, имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости.
При составлении комплексов упражнений утренней гимнастики, стараюсь учитывать определенные требования к их содержанию и характеру. Упражнения подбираем так, чтобы в них принимали участие основные группы мышц. Их трудность нарастала в середине зарядки, а к концу постепенно снижалась.
Например:
- потягивание;
- ходьба (на месте или в движении);
- упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
- упражнения для мышц туловища, живота;
- упражнения для мышц ног (приседания, прыжки);
- упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады вперёд, в сторону);
- упражнения силового характера;
- двигательные упражнения.
Во время выполнения упражнений слежу за дыханием, так как правильное дыхание: глубокий вдох и выдох через нос повышает работоспособность организма.
Проводя утреннюю гимнастику, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать наряду с традиционными формами и нетрадиционные формы организации гимнастики и её проведения. Заметив, что детям 1 – 2 классов больше нравится выполнять гимнастику игрового характера, и с музыкальным сопровождением.
Именно в игровой форме можно добиться от детей проявления инициативы, творчества, воображения. Поэтому более результативны комплексы гимнастики, составленные с учётом интересов: ритмическая гимнастика, дыхательная, игры-соревнования, игры-хороводы.
С целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки, повышения внимания и эмоционального тонуса я использую кратковременные перерывы на занятиях (1-3 мин.) – физкультминутки. Они проводятся ежедневно, по 2-3 на каждом уроке, примерно на 10-й и 20-й минутах.
Физкультминутки под музыку развивает у детей творчество, повышает свою самооценку.
Уроки физкультуры.
Какой другой урок приносит детям столько радости, как физкультура?! На каком ещё уроке так бурно и естественно проявляется скрытая в каждом ребенке энергия? Какой учебный предмет разовьет заложенные в нас природой гибкость, ловкость, силу, чувство ритма и другие физические способности, необходимые не только для двигательной деятельности, но и для разностороннего развития!
Как известно, в возрасте от 7 до 9 лет лучше развиваются ловкость и координация движений;
от 10 до 12 лет – быстрота;
от 13 до 14 лет – скоростно-силовые качества;
с 15 до 16 лет – выносливость;
возраст с 17 до 19 лет наиболее благоприятен для совершенствования качеств, приобретенных за предшествующие годы.
Таким образом, на формирование того или иного качества, необходимого для нормальной жизнедеятельности, природа отвела человеку ограниченный отрезок времени.
Физкультура! — школа здоровья. Именно поэтому передо мной встал вопрос: « Что делать, чтобы работа по физическому воспитанию не только приобщала детей к здоровому образу жизни, но и обеспечивала высокую работоспособность каждого ребёнка на всех школьных уроках?»
Первое, что я дала детям, — это информацию о значении физических упражнений для их организма, о значении движения.
Стараюсь на уроках давать место заданиям, которые можно выполнять по-разному: скакать со скакалкой, кто как умеет, передвигаться, кто как умеет, стараясь не повторять движение, которое делали другие дети; загадывать и отгадывать двигательные загадки, составлять спортивные фразы, придумывать новые варианты знакомых игр. Такие задания стимулируют творческое преобразование, обучение движениям приобретает специфическую направленность: не подражать, а сотворить.
Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью.
Одним из мероприятий для осуществления двигательной активности является создание условий для занятий физкультурой во внеурочное время, предполагающих проведение подвижных игр, спортивных часов, эстафет.
Главная цель, этих занятий, дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать значение двигательной активности.
Полюбились моим ученикам внеклассные мероприятия по физкультуре: дни здоровья, праздники, и особенно если в них принимают участие их родители.
Каждое внеурочное занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. А также пробуждать желание прийти на занятия снова. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Таким образом, воспитание культуры здорового образа жизни младших школьников необходимо осуществлять уже в начальной школе. Педагог должен регулярно проводить разнообразные мероприятия по формированию Здорового Образа Жизни детей.
Я считаю, что эффективными, на пути к становлению Здорового образа жизни, будут следующие методы:
- контроль за правильностью осанки на уроке;
- проведение гимнастики, физкультминуток;
- классные часы на различные темы: «Как устроен я?», «Правильное питание. Витамины», «Физкульт-Ура» и др., а также составление режима дня,
- посещение выставок, презентаций, где наглядно будут представлены польза или вред того или иного действия, предмета
Важнейшей работой, на наш взгляд, является внедрение семьи в процесс формирования Здорового Образа Жизни своего ребёнка. Младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье.
Родителям необходимо ежедневно, незаметно, без принуждения вести воспитание своего ребёнка, чтобы он осознал необходимость поддержания здоровья, проводил время не за компьютером, телефоном, а принимая участие в активных видах деятельности с родными.
- приобщение к спорту через занятия физкультурой;
- проведение «Недели здоровья не только в своем классе, но и на базе школы», где вовлекаются все учащиеся и т.д.
Таким образом, основные задачи учителя, работающего над формированием здорового образа жизни, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.
Здоровье так же заразительно, как и болезнь.
“Заразить здоровьем” - вот цель, к которой стремиться школа.
В заключении, хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, необходимо сделать его крепким и здоровым”.
Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
Предварительный просмотр:
13.03.2015 Внеурочное мероприятие,
«В здоровом теле – здоровый дух»
Цель: Пропаганда здорового, активного образа жизни.
Задачи:
- Привлекать ребят к систематическим занятиям физической культурой.
- Укреплять здоровье учащихся.
- Воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки,
«здоровый дух соперничества».
Место проведения: малый зал
Ход мероприятия
Звучит песня «В каждом маленьком ребёнке ….»
Под звуки участники входят в зал
Строятся в одну шеренгу.
Учитель:
- Добрый день, ребята, уважаемые гости!
- Нам очень приятно видеть всех Вас сегодня на нашем занятии
«В здоровом теле – здоровый дух»
- Мы начинаем самую весёлую из всех спортивных и самую спортивную из всех весёлых игр – “Джунгли зовут”!
И наш небольшой зал превращается в остров здоровья!
Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке, быстроте!
Входит доктор.
- А вот и наш доктор?
И как положено перед соревнованиями, необходим медицинский осмотр.
Доктор: - Как настроение, ребята? (Отличное настроение)
Учитель: Доктор, всех вы осмотрите
Ловких, смелых отберите.
Доктор: Попрошу всех ровно встать, что скажу, то выполнять, все дышите, не дышите. Выдохните, наклонитесь, выпрямитесь, улыбнитесь.
«Все здоровы и к соревнованиям готовы!»
Учитель: Все хотят соревноваться? Да
Пошутить и посмеяться? Да
Силу, ловкость показать
И сноровку доказать. Да
Ведущий: И так, сегодня у нас встречаются 2 команды.
Команда травоядных «Слонята» займите свои места;
Команда хищников «Тигрята» свои.
- Ваша задача, посовещайтесь, выберите командира, девиз и приготовьтесь представить свою команду.
«Представление команд» (Встаньте лицом друг к другу)
Каждая команда представляет себя (название, девиз)
2. Приветствие команд.
Приветствие команды “Тигрята”:
Хоть с виду мы и грозные,
В душе мы очень добрые.
Слонятам всем привет,
Не уйти нам без побед!
Приветствие команды “Слонята”:
Мы – команда, мы – слонята,
Все красивы и стройны.
Ну, а шансы на победу,
У нас очень велики!
Слово 1 команде, 2 команде
Для сплочения команды следующий конкурс.
Инвентарь: резаные буквы слов (мы, смелые, мы ловкие, мы сильные, умелые!) - два набора.
По команде первый участник бежит до стойки, берет одну карточку и возвращается обратно, передает эстафету другому и т.д. Когда у команды будут все карточки, они составляют и читают дружно спортивную фразу.
(Мы смелые, мы ловкие, мы сильные, умелые!)
Самые сильные!
Самые смелые!
Вас приключения ждут!
Начинаем игру…
Все: - Джунгли зовут!
Учитель: Ну, вот мы и познакомились с командами.
А теперь переходим к эстафетам.
– Будьте внимательны и помните, что самое главное в любом спортивном путешествии – отличная подготовка, дисциплина и умение быстро принимать ответственные решения.
Команды, внимание! За победу в конкурсе команде даётся 3 очка, за проигрыш – 1 очко. Если ничья команды получают по 2 очка.
- Команды готовы?
Учитель: Чтоб проворным стать атлетом,
Проведем мы эстафету.
Эстафета № 1. «Бег с эстафетной палочкой» ( сделать колпаки для стоик)
Командир берет в руки эстафетную палочку, бежит, обегает стойку и, возвращаясь к команде, передает эстафету следующему участнику.
Побеждает команда, закончившая эстафету первой.
При оценке учитывается поведение участников команд.
- Итог: команды справились, Молодцы!
Эстафета № 2. ( 4 мяча, 4 обруча)
«Бег с мячом»
Первый участник бежит с двумя мячами до первого обруча, кладет в обруч один мяч, бежит до второго обруча, кладет в обруч второй мяч. Обегает стойку, возвращается назад, передает эстафету следующему участнику, который бежит, и наобратном пути, собирает мячи, обегает стойку, возвращается назад, передает мячи следующему и т.д. Побеждает команда, первой пришедшая к финишу.
- Итог: команды справились, Молодцы!
Итак «Слонята» и «Тигрята» разогрелись
Эстафета № 3. «Муравьи» (обруч)
Ведущий. Каждый из вас, проходя по лесу, встречал на своём пути муравейник. В нём постоянно кипит работа. Недаром муравьи считаются самыми трудолюбивыми насекомыми. И ещё муравьи очень дружные, где тяжело одному, на помощь спешат все.
Команда стоит в колонну по одному. Первый участник с обручем добегает до стойки, возвращается в команду и берет второго игрока. Затем они вдвоем добегают до стойки, возвращаются в команду и берут третьего игрока, все держатся за обруч, добегают до стойки и возвращаются в команду и т.д.
Как только все участники выполнили задание – эстафету можно считать оконченной.
- Итог: команды справились, Молодцы!
Эстафета № 4 «Воздушный шар» ( 4 шара)
Если хочешь проверить надёжность своего друга, бери его в горы, становись с ним в одну связку и убедись, что он надёжный и верный друг. Нас ждёт следующая эстафета .
- Воздушный шар зажать лбами и донести вперед и так же назад.
- Итог: команды справились, Молодцы!
Эстафета № 5 «Конкурс капитанов»
Я для умственной зарядки,
Загадаю вам загадки
Победит. Конечно, тот,
Кто быстрей ответ найдет.
БЛИЦ - ТУРНИР ДЛЯ КАПИТАНОВ
- Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (Ответ: да.)
- Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Ответ: нет.)
- Верно ли, что зубы надо чистить один раз в день? (Ответ: нет.)
- Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Ответ: да.)
- Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (Ответ: да.)
_______________________________________________________
- Правда ли, что недостаток солнца вызывает плохое настроение? (Ответ: да.)
- Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Ответ: нет.)
- Правда ли, что каждый день нужно выпивать два литра воды? (Ответ: да.)
- Правда ли, что при простуде надо пить чай с малиной. (Ответ: да.)
- Правда ли, что витамин А – витамин роста. (Ответ: да.)
Итог: капитаны справились, Молодцы!
Эстафета № 6 «Бег в мешках».
Вся команда должна пробежать до стоики и назад.
Кто вперёд закончит бег.
Эстафета № 7 «Бег через препятствия» (обруч, туннель)
- Все знают, что в джунглях нелегко передвигаться, посмотрим, как с этим справятся наши тигрята и слонята. Команды, выберите двух участников, которые будут вам помогать проходить через туннель.
Первому участнику необходимо, добежав до обруча, надеть обруч через себя, пройти через туннель, обежать стойку и вернуться назад таким же образом. Показывает Савва или Ярослав.
Итог: команды справились, Молодцы!
Эстафета №8 «Передвижение на мяче» (большой мяч)
Сидя на мяче, вы прыгаете к стоике. Назад мяч в руках.
Эстафета №9 «Помоги капитану».
Итак, мы приближаемся к цели. Последняя эстафета покажет, какая команда, окажется самая дружная и ловкая, а капитан команды - самый сильный.
Капитан с мячом на контрольной метке стоит перед командой. Команда стоит перед капитаном в колонне по одному. Капитан кидает мяч игрокам команды по очереди. Каждый игрок после приёма мяча, возвращает мяч капитану и приседает. После передачи мяча последним игроком, команда встаёт.
Я думаю, что мы сегодня с вами не скучали,
А с удовольствием играли.
Подведение итогов соревнований.
Наше спортивное путешествие подошло к концу.
Но я думаю, что это только начало, небольшой шаг в сторону здоровья и хорошего настроения.
Спасибо нашим командам за участие, за их мужество.
Счёт _____________. Молодцы!
Команда «Тигрят» приветствует и благодарит команду «Слонят» за хорошую игру.
Успехов всем, удачи, крепкого здоровья и отличного настроения.
Я желаю на прощанье
Всем здоровье укреплять
Больше спортом заниматься
И в учёбе не отстать!
Спасибо за работу! Следующее занятие во вторник.
Разработку спортивного праздника
подготовила учитель высшей категории МОУ «СОШ №8»
Корочкова Ирина Николаевна,
13.03.2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к здоровому образу жизни
Статья посвящена правилам организации режима труда и отдыха, формированию у младших школьников культуры поведения и здорового образа жизни....
Роль личного примера в воспитании детей и приобщение их к здоровому образу жизни
Роль личного примера в воспитании детей и приобщение их к здоровому образу жизни...
Мастер - класс для педагогов по теме: «Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры народов Севера»
Цель мастер-класса: достижение всестороннего развития учащихся, освоение культурного наследия северных народов....
Сценарий "Праздника овощей и фруктов" Цель мероприятия: приобщение учащихся к здоровому образу жизни.
В празднике задействованы учащиеся 3-х классов, подготовлены костюмы овощей и фруктов, декорации, видео-презентация. Дети показывают сценку "Разговор овощей и фруктов". Вместе с ведущим ведё...
"Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни"
Консультация для родителей...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни.
консультация для родителей...