Приобщение детей к здоровому образу жизни
статья по зож по теме

Халиуллина Миляуша Фаритовна

Статья посвящена правилам организации режима труда и отдыха, формированию у младших школьников культуры поведения и здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Парамонова В. Г., учитель начальных классов,

Халиуллина М. Ф., учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №143 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани

«Здоровая семья - сильная Россия»  

Детство – это период в жизни ребенка, когда закладываются основы образа жизни. Самым главным, на наш взгляд, является формирование и воспитание в детях бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих его людей.

Первые знания и навыки по сохранению и укреплению здоровья  закладываются  в семье. Стремление малыша быть здоровым зависит от того, какой образ жизни ведут родители, потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей. Немаловажным фактором являются также  условия  жизни в семье, санитарная грамотность, гигиеническая  культура родителей и уровень их образования.

Здоровый   образ  жизни   включает  в  себя  и  правильное  питание,  и  поддержание  физического  здоровья,  и  отсутствие  вредных  привычек,  и  толерантное  отношение  к  людям,  и  радостное  ощущение  своего  существования  в  этом  мире.    

Ребенок приходит в школу с определенной базой: имеет навыки самообслуживания, понятие о личной гигиене, о культуре поведения в обществе сверстников.

Педагог, активно сотрудничая с родителями, разрабатывает план взаимодействия «учитель-ученик-родитель» на ближайшие 4 года. Цель этого взаимодействия – углубление и расширение знаний об    отношении  к  себе  и  своему  здоровью,  к  здоровью  близких,  к  природе,  к  труду.  Ребёнку  нужна  помощь  взрослых,  чтобы  сформировать  навыки,  столь    необходимые  для  организации  своей  жизни  в  будущем.  

  Режим дня школьника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности детей. В программе учебного предмета «Окружающий мир» этому вопросу посвящена отдельная тема. В игровой форме дети учатся организовывать свой день, сочетая двигательную активность с учебной деятельностью и отдыхом.      Исследовательская и проектная деятельность учащихся позволяет им самостоятельно проводить наблюдения за изменениями в организме во время физических нагрузок, отдыха и занятий умственным трудом.   Измеряя частоту сердечных сокращений во время нагрузок и после них, ребенок учится внимательно относиться к своему организму, прислушиваясь ко всем изменениям.      После совместных наблюдений, активно сотрудничая с родителями, по рекомендации педагога, ребенок составляет свой индивидуальный режим дня.

Другая составляющая – правильное и здоровое питание ребенка.   В своей работе мы используем комплект «Две недели в лагере здоровья» М. М. Безруких в рамках программы «Разговор о правильном питании». Программа  направлена  на достижение следующих результатов:

- дети учатся ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;    

- учатся оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

- получают знания и навыки в области этикета питания [1, с.6-7].

В ходе исследований на занятиях составляются памятки, позволяющие корректировать рацион и режим питания. Задача учителя - сформировать у ребенка представление о связи состояния здоровья с гигиеной питания. Дети должны знать, что от того, как, сколько и когда мы едим, зависит физическая, умственная работоспособность и  внешний вид человека [2, с.13] . На основании памятки родители совместно с детьми составляют   меню на неделю.  

Третья составляющая – закаливание: игры,  прогулки, экскурсии, спортивные  совместные мероприятия с родителями на свежем воздухе.  Не  стоит  забывать  и  про  утреннюю  зарядку  вместе  со  старшими  членами  семьи, физкультминутки в школе перед занятиями и на уроках, соответствие одежды погодным условиям во время совместных  прогулок в группе продленного дня и с родителями  перед  сном,   проветривание  помещения дома и в классе,  и,  конечно,  соблюдение  правил  личной  гигиены. Все это  укрепляет здоровье детей, формирует благоприятный микроклимат  в семье и в школе, способствует активному взаимодействию взрослых и детей.                                                                                                                            

 Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и полное благополучие. У каждого ребенка должны быть сформированы хорошие привычки, а так же негативное отношение к плохим привычкам.

Огромную роль в этом играют  внеклассные мероприятия, проводимые совместно с родителями учащихся. Ежегодно в классах мы проводим традиционные мероприятия: «День семьи», «Знаю, умею, буду!», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День матери», «День пожилого человека», «Масленица», «День лыжника»…

На классных часах дети обсуждают и анализируют жизненные ситуации, которые приводят их к выводу, что занятие спортом, почитание старших, чтение книг, привычка вовремя ложиться спать, быть вежливым, не грубить, не обижать слабых, спать с открытой форточкой, не обманывать, чистить зубы, класть вещи на место, выполнять домашнее задание и др. – все это является положительными привычками – главной составляющей здорового образа жизни. Правильно организованные  физкультурно – оздоровительные совместные  мероприятия  являются не только средством отдыха и укрепления здоровья детей, но и способствует повышению качества их учебного труда.

Большое значение мы уделяем культуре безопасности жизнедеятельности. В соответствии с ФГОС второго поколения выпускник начальной школы должен хорошо знать правила безопасного поведения на дорогах, водоемах, транспорте, особенности жизнеобеспечения дома, правила безопасного поведения на природе, меры пожарной безопасности, а также правила безопасного поведения в общественных местах [3, с.189].

          Формированию данных понятий и умений способствует система работы, организованная в начальной школе. Ежегодно в начале учебного года проводится месячник безопасности по ПДД, включающий в себя классные часы, совместные экскурсии с родителями в музеи, праздники, викторины, сюжетно – ролевые игры. Дети активно обсуждают вопросы безопасности, делают выводы, участвуют в олимпиадах по ПДД (Всероссийские дистанционные - «Безопасное детство», «Светофорик»). Ежедневно проводятся пятиминутки по ПДД, два раза в неделю -  просмотр мультфильмов по ОБЖ, инструктажи, на занятия приглашаются сотрудники ГИБДД и инспектор ПДН.

На совместных с детьми родительских собраниях анализируются  жизненные ситуации, для решения которых необходимо применение полученных знаний.

Здоровый образ жизни и его основы – сложные понятия для маленького ребенка. Помочь ему начать развивать здоровое сознание на ранних этапах – задача педагогов и родителей. Совместная и кропотливая работа в этом направлении поможет ребенку стать счастливым, здоровым и успешным человеком.

Литература

  1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие для учителя. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. С. 6 - 7
  2. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие для учителя. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. С.13
  3.  Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).  С.189


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль личного примера в воспитании детей и приобщение их к здоровому образу жизни

Роль личного примера в воспитании детей и приобщение их к здоровому образу жизни...

Мастер - класс для педагогов по теме: «Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры народов Севера»

Цель мастер-класса:  достижение всестороннего развития учащихся, освоение культурного наследия северных народов....

Сценарий "Праздника овощей и фруктов" Цель мероприятия: приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

В празднике задействованы учащиеся 3-х классов, подготовлены костюмы овощей и фруктов, декорации, видео-презентация. Дети показывают сценку "Разговор овощей и фруктов". Вместе с ведущим ведё...