Приобщение детей к здоровому образу жизни
статья по зож по теме
Статья посвящена правилам организации режима труда и отдыха, формированию у младших школьников культуры поведения и здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы взаимодействия школы и семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Парамонова В. Г., учитель начальных классов,
Халиуллина М. Ф., учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №143 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани
«Здоровая семья - сильная Россия»
Детство – это период в жизни ребенка, когда закладываются основы образа жизни. Самым главным, на наш взгляд, является формирование и воспитание в детях бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих его людей.
Первые знания и навыки по сохранению и укреплению здоровья закладываются в семье. Стремление малыша быть здоровым зависит от того, какой образ жизни ведут родители, потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей. Немаловажным фактором являются также условия жизни в семье, санитарная грамотность, гигиеническая культура родителей и уровень их образования.
Здоровый образ жизни включает в себя и правильное питание, и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и толерантное отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире.
Ребенок приходит в школу с определенной базой: имеет навыки самообслуживания, понятие о личной гигиене, о культуре поведения в обществе сверстников.
Педагог, активно сотрудничая с родителями, разрабатывает план взаимодействия «учитель-ученик-родитель» на ближайшие 4 года. Цель этого взаимодействия – углубление и расширение знаний об отношении к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к природе, к труду. Ребёнку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, столь необходимые для организации своей жизни в будущем.
Режим дня школьника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности детей. В программе учебного предмета «Окружающий мир» этому вопросу посвящена отдельная тема. В игровой форме дети учатся организовывать свой день, сочетая двигательную активность с учебной деятельностью и отдыхом. Исследовательская и проектная деятельность учащихся позволяет им самостоятельно проводить наблюдения за изменениями в организме во время физических нагрузок, отдыха и занятий умственным трудом. Измеряя частоту сердечных сокращений во время нагрузок и после них, ребенок учится внимательно относиться к своему организму, прислушиваясь ко всем изменениям. После совместных наблюдений, активно сотрудничая с родителями, по рекомендации педагога, ребенок составляет свой индивидуальный режим дня.
Другая составляющая – правильное и здоровое питание ребенка. В своей работе мы используем комплект «Две недели в лагере здоровья» М. М. Безруких в рамках программы «Разговор о правильном питании». Программа направлена на достижение следующих результатов:
- дети учатся ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- учатся оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- получают знания и навыки в области этикета питания [1, с.6-7].
В ходе исследований на занятиях составляются памятки, позволяющие корректировать рацион и режим питания. Задача учителя - сформировать у ребенка представление о связи состояния здоровья с гигиеной питания. Дети должны знать, что от того, как, сколько и когда мы едим, зависит физическая, умственная работоспособность и внешний вид человека [2, с.13] . На основании памятки родители совместно с детьми составляют меню на неделю.
Третья составляющая – закаливание: игры, прогулки, экскурсии, спортивные совместные мероприятия с родителями на свежем воздухе. Не стоит забывать и про утреннюю зарядку вместе со старшими членами семьи, физкультминутки в школе перед занятиями и на уроках, соответствие одежды погодным условиям во время совместных прогулок в группе продленного дня и с родителями перед сном, проветривание помещения дома и в классе, и, конечно, соблюдение правил личной гигиены. Все это укрепляет здоровье детей, формирует благоприятный микроклимат в семье и в школе, способствует активному взаимодействию взрослых и детей.
Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и полное благополучие. У каждого ребенка должны быть сформированы хорошие привычки, а так же негативное отношение к плохим привычкам.
Огромную роль в этом играют внеклассные мероприятия, проводимые совместно с родителями учащихся. Ежегодно в классах мы проводим традиционные мероприятия: «День семьи», «Знаю, умею, буду!», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День матери», «День пожилого человека», «Масленица», «День лыжника»…
На классных часах дети обсуждают и анализируют жизненные ситуации, которые приводят их к выводу, что занятие спортом, почитание старших, чтение книг, привычка вовремя ложиться спать, быть вежливым, не грубить, не обижать слабых, спать с открытой форточкой, не обманывать, чистить зубы, класть вещи на место, выполнять домашнее задание и др. – все это является положительными привычками – главной составляющей здорового образа жизни. Правильно организованные физкультурно – оздоровительные совместные мероприятия являются не только средством отдыха и укрепления здоровья детей, но и способствует повышению качества их учебного труда.
Большое значение мы уделяем культуре безопасности жизнедеятельности. В соответствии с ФГОС второго поколения выпускник начальной школы должен хорошо знать правила безопасного поведения на дорогах, водоемах, транспорте, особенности жизнеобеспечения дома, правила безопасного поведения на природе, меры пожарной безопасности, а также правила безопасного поведения в общественных местах [3, с.189].
Формированию данных понятий и умений способствует система работы, организованная в начальной школе. Ежегодно в начале учебного года проводится месячник безопасности по ПДД, включающий в себя классные часы, совместные экскурсии с родителями в музеи, праздники, викторины, сюжетно – ролевые игры. Дети активно обсуждают вопросы безопасности, делают выводы, участвуют в олимпиадах по ПДД (Всероссийские дистанционные - «Безопасное детство», «Светофорик»). Ежедневно проводятся пятиминутки по ПДД, два раза в неделю - просмотр мультфильмов по ОБЖ, инструктажи, на занятия приглашаются сотрудники ГИБДД и инспектор ПДН.
На совместных с детьми родительских собраниях анализируются жизненные ситуации, для решения которых необходимо применение полученных знаний.
Здоровый образ жизни и его основы – сложные понятия для маленького ребенка. Помочь ему начать развивать здоровое сознание на ранних этапах – задача педагогов и родителей. Совместная и кропотливая работа в этом направлении поможет ребенку стать счастливым, здоровым и успешным человеком.
Литература
- Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие для учителя. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. С. 6 - 7
- Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие для учителя. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. С.13
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения). С.189
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль личного примера в воспитании детей и приобщение их к здоровому образу жизни
Роль личного примера в воспитании детей и приобщение их к здоровому образу жизни...
Мастер - класс для педагогов по теме: «Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры народов Севера»
Цель мастер-класса: достижение всестороннего развития учащихся, освоение культурного наследия северных народов....
Сценарий "Праздника овощей и фруктов" Цель мероприятия: приобщение учащихся к здоровому образу жизни.
В празднике задействованы учащиеся 3-х классов, подготовлены костюмы овощей и фруктов, декорации, видео-презентация. Дети показывают сценку "Разговор овощей и фруктов". Вместе с ведущим ведё...
"Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни"
Консультация для родителей...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни.
консультация для родителей...
"Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни."
консультация для родителей...