Курс "Расти здоровым"
рабочая программа по зож (1 класс)
«Здоровье это еще не все, но все без здоровья — ничто», — гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_rasti_zdorovym.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
курса
«Расту здоровым!»
для 1- 4 класса
Программа
Курс оздоровительного направления «Расту здоровым!» составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения. Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Это Закон РФ «Об образовании» (ст.2, ст.51), Закон «О санитарно-эпидемологическом благополучии населения» (ст.28), Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Ученые утверждают, что полностью избежать переутомления от учебных нагрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
«Здоровье это еще не все, но все без здоровья — ничто», — гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании — красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник.
В процессе реализации курса «Расту здоровым!» должны быть сформированы:
· понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
· отношение к здоровью как к ценности;
· целостное представление о человеке;
· навыки управления своим здоровьем;
· знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;
· навыки оказания первой медицинской помощи;
· культура межличностных отношений;
· навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;
· стратегии и технологии саморазвития.
Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.
3. Индивидуально - дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.
Во время составления курса «Расту здоровым!» учитены основные требования здоровьесберегающей педагогики, разработанные В. И. Ковалько:
1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса использованием последних достижений передовой педагогической практике с учетом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавате6льной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществления связей с ранее изученными знаниями и умениями.
5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий «физкультминуток и подвижных игр».
8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
10. Формирования умения учиться, заботиться о своем здоровье.
11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенности развития учащихся.
Также использованы оздоровительные элементы следующих технологий:
- физкультурно- оздоровительные технологии С.В. Колесниковой
-технология звуковой психорегуляции М.Л. Лазаревой
-массажные технологии А.А. Усманской
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель и задачи программы курса «Расту здоровым!»
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
-сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
-формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, -безопасной жизни, физического воспитания;
-обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
-научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
-добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Особенности курса
Данный курс строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Сочетание элементов современных образовательных технологий
в структуре урока
№ п/п | Этап урока | Варианты использования образовательных технологий | Методы и приёмы |
1 | Актуализация знаний | Игровые технологии | - Создание игровой ситуации |
Педагогика сотрудничества | -Совместная деятельность - Эвристическая беседа | ||
Здоровьесберегающий подход | -Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок) - Психогимнастика -Алгоритмическая разминка | ||
2 | Сообщение темы и целей урока | Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации |
Педагогика сотрудничества | - Работа в группах, парах - Эвристическая беседа | ||
Информационно-коммуникативные технологии | Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской) | ||
3 | Работа по теме урока | Индивидуальный и дифференцированный подход | Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках) |
Гуманно-личностная технология | - создание ситуации успеха | ||
Компетентностно- ориентированное обучение | Исследовательская работа в группах. парах | ||
Информационно-коммуникативные технологии | - знакомство с новым материалом на ПК - разноуровневые задания на ПК | ||
Развивающее обучение | Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения | ||
Игровые технологии | Игровая ситуация | ||
Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации | ||
4 | Физкультминутка | Здоровьесберегающий подход | Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию |
5 | Индивидуальная (самостоятельная) работа | Индивидуальный и дифференцированный подход | -разноуровневые задания |
Информационно-коммуникативные технологии | -Тестирование на ПК -разноуровневые задания на ПК | ||
6 | Подведение итогов урока. | Педагогика сотрудничества | - коллективный вывод - подведение итогов в паре (сравнение) |
Гуманно-личностная технология | - создание ситуации успеха | ||
7 | Рефлексия | Гуманно-личностная технология | - создание ситуации успеха |
Здоровьесберегающий подход | Тренинг «Я смог…что не получилось?» |
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
курса «Расту здоровым!»
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению обучающиеся должны
знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Планирование системы занятий курса «Расту здоровым!»
№ | Тема занятия | Нетрадиционные и инновационные приёмы и методы | Практическая работа |
1 | Вода- наш друг и помощник | Релаксация под шум водопада | Составление алгоритма правильного мытья рук |
2 | Мои помощники- глаза | Электронные упражнения для глаз | Проведение опыта со светом |
3 | Слух- большая ценность для человека | Самомассаж ушей | Опыты на определение слуховой чувствительности |
4 | Чтобы зубы не болели! | Презентация «Полезные продукты» | Практикум «Как правильно чистить зубы» |
5 | От улыбки станет всем светлей | Просмотр мультфильма «Улыбка» | Работа с зеркалом |
6 | Руки и ноги- рабочие инструменты человека | Мультимедийная игра «Собери пословицу» | Массаж пальцев |
7 | Встреча с медсестрой « Поговорим о здоровье» | Беседа | Измерение роста, веса уч- ся «Пишем картину класса» |
8 | Надёжная защита организма | Презентация «Первая помощь при повреждениях кожи» | Работа с лупой |
9 | Наше питание | Презентация «Вредные продукты» | Опыт »Что мы едим?» (определяем жирность пищи) |
10 | Сон- лучшее лекарство | Расслабляющая релаксация под пение птиц | Исследовательская работа «Плохо- хорошо» |
11 | Наше настроение | Цветовое тестирование | Игра «Любишь- не любишь» |
12 | Моя школьная жизнь | Просмотр и обсуждение выпуска «Ералаш» | Игра «Какой ты ученик» |
13 | Скажем «НЕТ!» вредным привычкам | Проведение тренинга против вредных привычек | Конкурс рисунков «Дым вокруг от сигарет, мне в том доме места нет!» |
14 | Скелет- опора человека | Мультимедийная зарядка | Подвижные игры на воздухе |
15 | Правильная осанка- здоровая спина | Занятия с мешочками, мячом | Исследовательская работа «Что нужно делать, чтобы осанка была правильной?» |
16 | Спортивные соревнования «Мы за ЗОЖ!» | "Весёлые старты!" | |
17 | Если хочешь быть здоров- закаляйся | Занятие на коврике | Конкурс рисунков «Мы дружим с физкультурой!» |
18 | Правила поведения на воде | Презентация «Правила поведения на воде» | |
19 | Подвижные игры на свежем воздухе «Мои забавы» | ||
20-21 | Очень любим мы поход! |
Литература
1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
3. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
4. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
5. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
6. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
7. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.
8. Ковалько В. И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2007 г.
9. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1999
10. Обухова Л.А. Школа докторов природы,ВАко- 2013
11. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
12. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
13. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997
14. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".
Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....
Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»
В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...
Моя проектная деятельность. Проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2008-2012г.г.)
Проект по практическому использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе....
Новый проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2013-2017 г.г.)
Проект по использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе....
Здоровые зубы – здоровый организм.Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе.
Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе. Здоровые зубы – здоровый организм....
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...
День здоровья "Здоровье-это здорово!"
День здоровья "Здоровье-это здорово!"1 ведущий: Внимание! Внимание! Дорогие болельщики, спортсмены и судьи! Наши микрофоны установлены на школьной спортивной площадке.2 ведущий: Чтобы громче пел...