«Экологические проблемы Подмосковья» 4класс
план-конспект занятия по зож (4 класс)
- Сегодня на уроке мы будем говорить об экологических проблемах нашей страны.
- В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistota.docx | 49.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№6»
г. Сергиев Посад
«Экологические проблемы
Подмосковья»
4класс
Подготовила: учитель высшей
квалификационной категории
Степанова Е.А.
Тема. Экологические проблемы Подмосковья
Цели урока: ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.
Оборудование: презентация «Экологические проблемы России»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация прежних знаний.
- Изучая природные зоны, мы говорили о занятиях населения этих зон. А кто вспомнит, к какому выводу мы всегда приходили? ( Хозяйственная деятельность человека оказывает отрицательное влияние на окружающую природу)
3. Постановка учебной проблемы
- Как выдумаете, может ли планета заболеть?
- Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня на уроке мы будем говорить об этом.
- Но прежде, давайте определим, что такое экология? (Ответы детей)
-Экология – это наука об окружающей среде, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде, где всё живое и неживое вокруг нас взаимодействует.
«Экос» - жилище, дом; « логос» - наука, знание. Введено слово «экология» немецким учёным Э. Геккелем в 1866 году.
4. Решение учебной проблемы
А). Отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду.
- Сегодня на уроке мы будем говорить об экологических проблемах нашей страны.
- В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события)
- Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.
- Если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.
Но со временем человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники.
- К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).
- Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).
- Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).
Б). Некоторые экологические проблемы России и причины их возникновения.
Экологических проблем много, но на сегодняшнем уроке мы рассмотрим некоторые из них. Работа в группах:
1. загрязнение воздуха
2. гибель лесов
3. загрязнение воды
4. загрязнение почвы
5. гибель животного и растительного мира
Проверка.
Работа по слайдам.
Загрязнение воздуха
- Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Не случайно американский ученый Л.Дж. Баттан - писал: “Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на земле станет меньше людей”.
Рассматриваются следующие причины загрязнения воздуха:
- автомобильные выхлопы
- промышленные выбросы в атмосферу
- курение
- радиационная опасность
Гибель лесов
Лес – это «лёгкие» нашей планеты.
Рассматриваются следующие причины гибели лесов:
- истощение леса чрезмерными вырубками
- лесные пожары
- мусорные свалки
Загрязнение воды
Жизнь начинается с воды!
«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
Леонардо да Винчи.
Рассматриваются следующие причины загрязнения воды:
- загрязнение горючими и смазочными веществами
- различный мусор
- отходы промышленных предприятий
В). Последствия загрязнения окружающей среды
- гибель животного мира
- заражение и гибель окружающей среды радиационными веществами
- увечья человеческого организма
- нарушение экосистемы
-Мы рассмотрели некоторые экологические проблемы нашей страны. Что же надо сделать для того, чтобы их решить?
Г). Меры по охране окружающей среды. Международное сотрудничество по охране природы.
- Как вы думаете, может ли один человек справиться с такими серьёзными проблемами? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
- Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью «Международное сотрудничество по охране природы».
Дети читают статью.
- О каких международных организациях вы узнали из этой статьи? (Это «Гринпис» и « Международный союз охраны природы»)
- Чем они занимаются?
- Кроме названных в статье международных организаций существует Всемирный фонд дикой природы, главной целью которого является сохранение биологического разнообразия Земли.
Основная цель данных организаций — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.
5. Итог урока.
- Какие экологические проблемы России мы сегодня рассмотрели?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№6
г. Сергиев Посад»
Тема:
« Экология Подмосковья»
4класс
Подготовила: учитель первой
квалификационной категории
Есмагулова Т. В.
Тема: « Экология Подмосковья»
Цель: дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся
понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и
какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира; содействовать формированию
у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной
позиции.
задачи:
-формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;
-закрепить знание о флоре и фауне ;
- вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание созидательно взаимодействовать с природой;
-воспитывать патриотическое отношение к своему краю, желание посильной помощи в выравнивании экологической обстановки в своей местности.
Ход урока.
Учитель. Этот год – год охраны окружающей среды (Указ Президента Российской Федерации от 10августа 2012 г. № 1157)
Сегодня нам надо решать многие насущные проблемы, их нельзя отложить на потом. Надо
думать о том, как жить лучше, как помочь тем, кому плохо, кто не может помочь себе сам. Но при
этом нельзя забывать о том, что все это надо делать не в ущерб для нашей планеты. Те, кто
считает себя в ответе за то, чтобы мы этого не забыли и знали, как это сделать, называют себя
экологами. Что же такое экология сегодня? Экология сегодня – это не только наука, это
мировоззрение, отношение к себе, позиционирование себя в этом мире, это и политика, и
экономика, и культура.
Оказалось, что решать экологические проблемы в отрыве от решения важных
экономических и социальных задач не получается, поэтому надо сделать так, чтобы все эти задачи
решались одновременно и чтобы в ходе нашего развития природе не становилось хуже. И это
нужно не только ей, но и нам. От нашего неверного поведения социальные и природные аномалии
становятся «нормой» жизни. Когда природе становится плохо и нам нелегко. Нельзя быть
здоровым в «больной» среде. Поэтому надо жить в мире с окружающим миром. Неслучайно это
слово означает и то, и другое. Такой путь развития сегодня называется устойчивым развитием. А
правила верного поведения записаны в «Хартии Земли».
На самом большом форуме в истории человечества в прошлом году в Рио-де-Жанейро,
главы большинства государств, включая Россию, договорились, что надо жить по программе,
которая называется «Будущее, которого мы хотим». Как же туда попасть, в это будущее, которого
мы так хотим? Что для этого надо делать?
Главное, стараться все меньше тратить природные ресурсы и наносить вред природе и все
больше использовать свои изобретения. Этот завет экологов и есть основа модернизации и
инновационного пути развития, который выбрала наша страна. Сегодня такой путь развития и
такую экономику называют «зелеными», то есть дружелюбными по отношению к природе, а
значит и к нам с вами. Надо бережно относиться к природе. Использовать лучшие технологии,
чтобы не навредить природе и исправить то, что уже нарушено.
Экология – от слова «дом», это – наука о жизни в окружающем мире, об искусстве жить
красиво в гармонии с природой. Экологи вместе с работниками культуры – наверное, самые
дальновидные люди. Они всегда хорошо понимают друг друга. Их забота – сохранение и
приумножение культурного и природного богатства. А это и есть основа нашего развития. По
тому, как высоко люди ценят свою жизнь и здоровье, природу и культуру и определяется уровень
развития любого общества. Поэтому неслучайно этот год – год экологии, а следующий год будет
годом культуры. Экология и культура – будущее России.
1 ученик
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
2 ученик
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я,
-Здравствуй, улица моя!
Я пою - и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я,
-Здравствуй, Родина моя!
Учитель:
Отгадайте загадку и узнайте тему сегодняшнего занятия.
"Ни начала, ни конца.
Ни затылка, ни лица.
Но знают все, и млад и стар,
Что она огромный шар.
(Земля)
Конечно, сегодня мы будем говорить о нашем храме природы, о планете - Земля!
А вы знаете, что от того, как мы будем относиться к нашему храму, такова и будет наша жизнь.
Кто любит, когда у него дома уютно, чисто и красиво?
Ведущий
-Кто живет в этом храме кроме нас с вами? (растения и животные)
Дерево, зверек, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Вы согласны со мной?
Учитель:
О каких животных я вам сейчас загадаю загадки?
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёж)
-У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
-За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
-Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (белка)
-Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (олень)
-Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход! (бобры)
-Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
-В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (крот)
-Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он ... (жираф)
Ведущий:
Давайте на минуту представим, что на нашей планете исчезли все животные и птицы.
Это было бы хорошо или плохо? (размышления детей о пользе животных)
Какое животное из всех названных мы бы назвали лишним в этом ряду и почему?
Как вы думаете- нужно ли беречь животных и растения?
Охранять их от браконьеров?
Учитель:
Действительно на нашей Земле огромное количество животных и все они важны и нужны.
Мы с вами уже говорили о том, что человек загрязняет
окружающую среду, истребляет животных и растения. Давайте разберемся, только ли вред приносят люди окружающей среде. Какая может быть от человека польза?
Игра: (работа в группе) "Хорошо - плохо".
Рассмотрим условные знаки и поместим их под сигналами.
Зеленый квадрат - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.
Я вам буду показывать сигналы, а вы ,посоветовавшись в группе, поднимите нужный знак
Ведущий на доску прикрепляет сигналы:
Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками.
Развешивание кормушек и домиков для птиц.
Мусор в лесу.
Браконьерство.
Очистительные фильтры на трубах заводов.
Создание заповедников.
Посадка деревьев.
Создание Красной книги.
-Что такое Красная книга? Почему книга называется Красная? (предположения детей)
Давайте ответ найдем в справочнике. (Работа с энциклопедией)
Кра́сная кни́га — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и
региональные.
Вывод:
Красная книга - это книга справочник об исчезающих животных и растениях. Красный цвет сигнал - тревоги, запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в книгу, необходимо охранять.
Давайте посмотрим, какие же животные и растения нашего края занесены в Красную книгу. (Представление детьми животных и растений ,занесенных в Красную книгу)
Люди создают заповедники, заказники, парки и другие охраняемые объекты, с целью помочь природе.
Ученик:
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Учитель:
Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашей планеты.
Конечно, красоту всей планеты нам с вами сохранить очень сложно. Но хранить красоту нашего края мы можем.
-Можем мы помочь птицам, живущим в нашем крае? (ответы детей)
Зимой мы с вами мастерили кормушки.
-А можем помочь стать нашему селу чистым?(ответы детей)
Сейчас мы с вами будем волшебниками. Готовясь к этому уроку фотографировали все самые загрязненные места в нашем селе.
Посмотрите, как неуютно выглядит наше село. Но мы, же
сейчас будем с вами волшебниками. Давайте возьмем и превратим весь мусор в цветы!
(На фотографии с изображением мусорных мест в селе дети складывают из цветной бумаги цветы и приклеивают)
Итог занятия:
Согласен ли ты с нами, что Природа тоже нуждается в заботливом отношении к ней? Чем ты можешь помочь? Что может сделать каждый, чтобы жить в мире с окружающим миром? Как жить дальше, как попасть в «Будущее, которого мы хотим»? (Дети рисуют листовки)
Людям может быть хорошо только тогда, когда хорошо окружающей их природе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№6
г. Сергиев Посад»
Тема:
« Экология Подмосковья»
4класс
Подготовила: учитель высшей
квалификационной категории
Степанова Е. А.
Тема: « Экология Подмосковья»
Цель: дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся
понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и
какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира; содействовать формированию
у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной
позиции.
задачи:
-формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;
-закрепить знание о флоре и фауне ;
- вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание созидательно взаимодействовать с природой;
-воспитывать патриотическое отношение к своему краю, желание посильной помощи в выравнивании экологической обстановки в своей местности.
Ход урока.
Учитель. Этот год – год охраны окружающей среды (Указ Президента Российской Федерации от 10августа 2012 г. № 1157)
Сегодня нам надо решать многие насущные проблемы, их нельзя отложить на потом. Надо
думать о том, как жить лучше, как помочь тем, кому плохо, кто не может помочь себе сам. Но при
этом нельзя забывать о том, что все это надо делать не в ущерб для нашей планеты. Те, кто
считает себя в ответе за то, чтобы мы этого не забыли и знали, как это сделать, называют себя
экологами. Что же такое экология сегодня? Экология сегодня – это не только наука, это
мировоззрение, отношение к себе, позиционирование себя в этом мире, это и политика, и
экономика, и культура.
Оказалось, что решать экологические проблемы в отрыве от решения важных
экономических и социальных задач не получается, поэтому надо сделать так, чтобы все эти задачи
решались одновременно и чтобы в ходе нашего развития природе не становилось хуже. И это
нужно не только ей, но и нам. От нашего неверного поведения социальные и природные аномалии
становятся «нормой» жизни. Когда природе становится плохо и нам нелегко. Нельзя быть
здоровым в «больной» среде. Поэтому надо жить в мире с окружающим миром. Неслучайно это
слово означает и то, и другое. Такой путь развития сегодня называется устойчивым развитием. А
правила верного поведения записаны в «Хартии Земли».
На самом большом форуме в истории человечества в прошлом году в Рио-де-Жанейро,
главы большинства государств, включая Россию, договорились, что надо жить по программе,
которая называется «Будущее, которого мы хотим». Как же туда попасть, в это будущее, которого
мы так хотим? Что для этого надо делать?
Главное, стараться все меньше тратить природные ресурсы и наносить вред природе и все
больше использовать свои изобретения. Этот завет экологов и есть основа модернизации и
инновационного пути развития, который выбрала наша страна. Сегодня такой путь развития и
такую экономику называют «зелеными», то есть дружелюбными по отношению к природе, а
значит и к нам с вами. Надо бережно относиться к природе. Использовать лучшие технологии,
чтобы не навредить природе и исправить то, что уже нарушено.
Экология – от слова «дом», это – наука о жизни в окружающем мире, об искусстве жить
красиво в гармонии с природой. Экологи вместе с работниками культуры – наверное, самые
дальновидные люди. Они всегда хорошо понимают друг друга. Их забота – сохранение и
приумножение культурного и природного богатства. А это и есть основа нашего развития. По
тому, как высоко люди ценят свою жизнь и здоровье, природу и культуру и определяется уровень
развития любого общества. Поэтому неслучайно этот год – год экологии, а следующий год будет
годом культуры. Экология и культура – будущее России.
1 ученик
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
2 ученик
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я,
-Здравствуй, улица моя!
Я пою - и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я,
-Здравствуй, Родина моя!
Учитель:
Отгадайте загадку и узнайте тему сегодняшнего занятия.
"Ни начала, ни конца.
Ни затылка, ни лица.
Но знают все, и млад и стар,
Что она огромный шар.
(Земля)
Конечно, сегодня мы будем говорить о нашем храме природы, о планете - Земля!
А вы знаете, что от того, как мы будем относиться к нашему храму, такова и будет наша жизнь.
Кто любит, когда у него дома уютно, чисто и красиво?
Ведущий
-Кто живет в этом храме кроме нас с вами? (растения и животные)
Дерево, зверек, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Вы согласны со мной?
Учитель:
О каких животных я вам сейчас загадаю загадки?
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёж)
-У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
-За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
-Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (белка)
-Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (олень)
-Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход! (бобры)
-Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
-В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (крот)
-Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он ... (жираф)
Ведущий:
Давайте на минуту представим, что на нашей планете исчезли все животные и птицы.
Это было бы хорошо или плохо? (размышления детей о пользе животных)
Какое животное из всех названных мы бы назвали лишним в этом ряду и почему?
Как вы думаете- нужно ли беречь животных и растения?
Охранять их от браконьеров?
Учитель:
Действительно на нашей Земле огромное количество животных и все они важны и нужны.
Мы с вами уже говорили о том, что человек загрязняет
окружающую среду, истребляет животных и растения. Давайте разберемся, только ли вред приносят люди окружающей среде. Какая может быть от человека польза?
Игра: (работа в группе) "Хорошо - плохо".
Рассмотрим условные знаки и поместим их под сигналами.
Зеленый квадрат - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.
Я вам буду показывать сигналы, а вы ,посоветовавшись в группе, поднимите нужный знак
Ведущий на доску прикрепляет сигналы:
Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками.
Развешивание кормушек и домиков для птиц.
Мусор в лесу.
Браконьерство.
Очистительные фильтры на трубах заводов.
Создание заповедников.
Посадка деревьев.
Создание Красной книги.
-Что такое Красная книга? Почему книга называется Красная? (предположения детей)
Давайте ответ найдем в справочнике. (Работа с энциклопедией)
Кра́сная кни́га — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и
региональные.
Вывод:
Красная книга - это книга справочник об исчезающих животных и растениях. Красный цвет сигнал - тревоги, запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в книгу, необходимо охранять.
Давайте посмотрим, какие же животные и растения нашего края занесены в Красную книгу. (Представление детьми животных и растений ,занесенных в Красную книгу)
Люди создают заповедники, заказники, парки и другие охраняемые объекты, с целью помочь природе.
Ученик:
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Учитель:
Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашей планеты.
Конечно, красоту всей планеты нам с вами сохранить очень сложно. Но хранить красоту нашего края мы можем.
-Можем мы помочь птицам, живущим в нашем крае? (ответы детей)
Зимой мы с вами мастерили кормушки.
-А можем помочь стать нашему селу чистым?(ответы детей)
Сейчас мы с вами будем волшебниками. Готовясь к этому уроку фотографировали все самые загрязненные места в нашем селе.
Посмотрите, как неуютно выглядит наше село. Но мы, же
сейчас будем с вами волшебниками. Давайте возьмем и превратим весь мусор в цветы!
(На фотографии с изображением мусорных мест в селе дети складывают из цветной бумаги цветы и приклеивают)
Итог занятия:
Согласен ли ты с нами, что Природа тоже нуждается в заботливом отношении к ней? Чем ты можешь помочь? Что может сделать каждый, чтобы жить в мире с окружающим миром? Как жить дальше, как попасть в «Будущее, которого мы хотим»? (Дети рисуют листовки)
Людям может быть хорошо только тогда, когда хорошо окружающей их природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"
Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики ...
Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.
В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...
«Экологическое ассорти» СБОРНИК методических разработок внеклассных экологических мероприятий для учащихся 1-4 классов
Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям экологии, биологии, воспитателям детского сада, занимающихся ...
«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».
В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....
Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса
Игра – путешествие на экологическом поезде для 4 классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...
«На экологической тропе» (экологический КВН)
Моя методическая разработка...
Рабочая программа по русскому языку Гармония 1-4классы с УУД. Календарно-тематическое планирование 3-4класс с УУД
Рабочая программа по русскому языку Гармония 1-4классы с УУД. Календарно-тематическое планирование 3-4класс с УУД...