Программа На пути к здоровью
рабочая программа по зож
Предварительный просмотр:
МОУ «Армакская средняя общеобразовательная школа»
Программа
«На пути к здоровью»
Составила: Бальчугова А.И.,
учитель начальных классов
2017 уч.год
Пояснительная записка.
Наука о здоровье – валеология, помогает понять необходимость быть здоровым, учит правилам здорового образа жизни, способам достижения гармонии с собой, с окружающими людьми и природной средой. Здоровье – это, по определению Всемирной организации здравоохранения, состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов. Именно в системе работы ОУ важен валеологический аспект.
Ключевое понятие в валеологии – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель и обучения, и воспитания. Для понимания роли педагога в валеолгическом воспитании вспомним легенду: «У древнего бога Эскулапа было две дочери: Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили обе по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей учить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами, ищет единственное средство от всех болезней сразу. А Гигиена просвещает людей, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной».
Педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о здоровье.
Краткое обоснование создания программы.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа, так как более 70 % его времени связано со школой. При переходе нашей школы в режим «Полного дня» возникает вопрос о грамотном построении учебно-педагогического и воспитательно-оздоровительного блоков учебно-воспитательного процесса.
Здоровье ребенка – понятие не только медицинское, но и социальное – оценивается условиями жизни, обучения и воспитания, организацией досуга.
По наблюдениям педагогов нашей школы, внеклассные и общешкольные мероприятия проходят успешно и эффективно, если учащиеся имеют возможность общаться друг с другом и с аудиторией в непринужденной обстановке, так сказать «за чаем». Поэтому было решено создать программу «На пути к здоровью», нацеленную не только на пропаганду и профилактику здорового образа жизни, но и с целью организации досуга и активного отдыха. Ведь именно в общении дети усваивают нравственные нормы, именно в общении формируются их поведенческие качества.
Следовательно, одна из задач программы – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, своему здоровью, к окружающему миру.
Программа предусматривает решение школой следующих задач:
- Создание оптимальных гигиенических и валеологических условий для образовательного процесса (для повышения качества образования).
- Организация образовательного процесса, предотвращающего формирование у учащихся переутомления, гиподинамии, стрессовых ситуаций.
- Обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями.
- Включение в план воспитательной работы занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни.
- Обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий позволяющих им укрепить свое здоровье.
- Проведение работы с родителями учащихся, направленной на выработку отношения активной позиции к школе, на формирование в семьях здоровьесберегающих условий и профилактику вредных привычек.
Участники: учащиеся, родители, педагоги, общественность.
Ожидаемый результат:
- создание эффективно-действующей системы социально-педагогической поддержки учащихся;
- повышение уровня осознанной мотивации желания укрепить свое здоровье и вести здоровый образ жизни;
- рост заинтересованности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей и поддержка деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
В рамках программы реально решаются серьезные проблемы:
- грамотная организация учебного и воспитательно-оздоровительного процессов (режимные моменты);
- создание в школе благоприятного психологического климата и формирование сознательного и грамотного отношения к своему здоровью;
- сохранение и укрепление здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.
Методы реализации программы:
- фитотерапия,
- витаминотерапия,
- профилактическая деятельность (беседы, валеопаузы, валеопрактикумы);
- оптимальный двигательный режим и физкультура;
- правильное рациональное питание.
Средства: - спортивный зал, спортивная площадка;
- медицинский кабинет;
- валеологический кабинет,
- школьная столовая,
- Фито-кафе.
Программа реализуется в 5 направлениях:
- пирамида здорового питания,
- Фито-кафе,
- общешкольные мероприятия,
- работа с родителями,
- работа с педагогами.
Программа рассчитана на 2017-2019 гг.
Содержание программы.
- Пирамида здорового питания.
Благосостояние и материальный достаток семей учащихся нашей школы находится на уровне ниже-среднего, ведь работающих родителей всего – 43% от общего числа. Люди не имеют постоянного дохода, живут на пособия, поэтому обеспечить своих детей разнообразным полноценным питанием не могут. По данным опроса учащихся наблюдается:
- дефицит потребления основных продуктов питания,
- йодосодержащих продуктов, витаминов,
- фруктов,
- отсутствие возможности своевременно питаться, что неблагоприятно сказывается на здоровье ребенка. А здоровье ребенка влияет на усвоение им учебной программы. Если у ребенка существуют пробелы в знаниях, то он получает плохие отметки и идти в школу уже и не хочет. Уровень мотивации к учению снижается. Чтобы повысить качество обучения, наша школа переходит в режим «полного дня».
В соответствии с СанПин от 01.10.08 г. при длительном пребывании детей в ОУ должно быть организовано 2-х разовое питание (завтрак и обед). Наша школьная столовая, организует свою работу, опираясь на составленную нами Пирамиду здорового питания.
Ребенку необходимо употреблять в пищу: -1 раз в 2-3 дня – рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты,
- ежедневно – мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб.
Следовательно, при составлении ежедневного меню, необходимо пользоваться Пирамидой здорового питания.
Завтрак: салат, горячее блюдо, горячий напиток (фрукты, овощи).
Обед: салат, первое блюдо, второе блюдо (мясо, рыба, птица), сладкое блюдо.
Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов:
Наименование продуктов | Количество в зависимости от возраста в г., мл. | |
7-10 лет | 11-18 лет | |
Хлеб ржаной | 80 | 120 |
Хлеб пшеничный | 150 | 200 |
Мука | 15 | 20 |
Крупы | 45 | 50 |
Макаронные изделия | 15 | 20 |
Картофель | 250 | 250 |
Овощи свежие | 350 | 400 |
Фрукты | 200 | 200 |
Мясо | 77 | 86 |
Мясо птицы | 40 | 60 |
Рыба | 60 | 80 |
Молоко | 300 | 300 |
Творог | 50 | 60 |
Сыр | 10 | 12 |
Масло сливочное | 30 | 35 |
Масло растительное | 15 | 18 |
Яйца | 1 шт. | 1 шт. |
Сахар | 40 | 45 |
Чай | 0,4 | 0,4 |
соль | 5 | 7 |
Меню следует составлять с учетом потребности в пищевых веществах и энергии обучающихся школы:
Название пищевых веществ | Усредненная потребность в пищевых веществах | |
7-11 лет | 11-18 лет | |
Белки (г) | 77 | 90 |
Жиры (г) | 79 | 92 |
Углеводы (г) | 335 | 383 |
Энергетическая ценность (в Ккал) | 2350 | 2713 |
Витамин В1 (мг) | 1,2 | 1,4 |
Витамин В2 (мг) | 1,4 | 1,6 |
Витамин С (мг) | 60 | 70 |
Витамин А (мгрет.экв)) | 0,7 | 0,9 |
Витамин Е ( мгток.экв) | 10 | 12 |
Кальций (мг) | 1100 | 1200 |
Фосфор (мг) | 1650 | 1800 |
Магний (мг) | 250 | 300 |
Железо (мг) | 12 | 17 |
Цинк (мг) | 10 | 14 |
Йод (мг) | 0,1 | 0,12 |
Оплата за питание в нашей столовой не повышается уже 4 года – 40 рублей в месяц. Это объясняется тем, что мы используем продукцию с пришкольного участка, выращенную во время пятой трудовой четверти. Наша продукция экологически чистая, а значит, соответствует здоровому питанию. Планируем увеличить площадь пришкольного участка, для организации работы не только ученических, но и родительских бригад.
- Фито-кафе.
Согласно санитарно-гигиеническим требованиям, в школе необходимо организовать двухразовое горячее питание. Поэтому, решение данного вопроса частично «ложится» на работу Фито-кафе.
Детям нужно для правильного роста и функционирования органов правильное и своевременное потребление жидкости.
Необходимо учитывать что, суточная норма потребления жидкости составляет:
у девочек – 9 стаканов,
у мальчиков – 12,5 стаканов.
Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, необходимых для приготовления напитков.
Наименование продуктов | 7-10 лет | 11-18 лет |
Фрукты (плоды)сухие, в том числе -шиповник | 15 | 20 |
Соки плодово-ягодные | 200 | 200 |
Напитки витаминизированные | 200 | 200 |
кисели | 200 | 200 |
Использование Фито- кафе для : 1) создания и поддержки в школе валеологической среды, 2) проведения родительских лекториев, часов отдыха и релаксации педагогов,
3) проведения внеклассных и общешкольных мероприятий и праздников с культурной программой и чаепитием, 4) развития самостоятельности и ответственности у учащихся (организация отдельных мероприятий, дежурство и поддержание порядка в кафе),
5) взаимодействия с родителями (организация полдника).
Например, меню полдника:
Облепиховый кисель(большое содержание витамина С) | Сухарики (полезны для правильного формирования и роста зубов) |
Витаминный чай (шиповник, яблоко) | Бутерброд с маслом |
Зеленый чай | Яблоко |
Витаминизированный напиток | сухарики |
Решая проблему здорового питания, наше кафе, в том числе занимается пропагандой здорового образа жизни, профилактикой заболеваний (используя в своей работе фитобар, витаминотерапию, валеопрактикумы) а также организует активный отдых и досуг учащихся.
Мероприятия
Фито-бар | витаминотерапия | валеопрактикумы |
«Лекарственные растения нашего края» - 2 ч. | «Наши друзья- витамины» - 2 ч. | «Питание и здоровье» -2 ч. |
«Лечебная сила зеленого чая» - 2 ч. | «Витамины в саду и на грядке» - 2 ч. | «Красивая улыбка» - 2 ч. |
«Лечебные свойства лука и чеснока» - 2 ч. | «Витаминизированные напитки и их польза для здоровья» - 2 ч. | «Гигиена тела» - 2 ч.. |
Формы проведения: беседы, круглые столы, конференции, презентации, защита мини-проектов.
- Общешкольные мероприятия.
Цель: просвещение учащихся в области физического здоровья, формирование ЗОЖ.
Месяц год | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
сентябрь | Медицинское обследование уч-ся | Составление валеокарты уч-ся | Продолжение составления валеокарты | Продолжение составления валеокарты |
Октябрь | «Валеологические потребности личности», беседа | «Основные критерии здоровья», беседа. | Анкетирование «ЗОЖ» | Анкетирование «Социальная адаптивность уч-ся» |
Ноябрь | Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» | Веселые старты | Фольклорные игры | Диагностика состояния физического здоровья уч-ся |
Декабрь | «Красота, здоровье, гармония», беседа. | «Правильное питание», беседа. | Беседа «природа и здоровье человека» | Кл.часы «СПИД –чума века». |
Январь | Кл.часы «Гигиена и здоровье человека» | Ключасы «Как надо правильно дышать» | «Резервы богатырского здоровья», беседа. | «Движение – это жизнь», беседа |
Февраль | «Нет наркотикам!», кл.часы. | «Если хочешь быть здоров-закаляйся!»,беседа | «Чистая вода для хвори беда», беседа. | Викторина «Лечебные силы природы» |
Март | Кл.часы «Я и сигарета». | «Гигиена –страж здоровья», кл.часы | Лекция «Болезни любви» | Умники и умницы «Формула совершенства» |
Апрель | Валеометрия учащихся | |||
май | День здоровья |
- Работа с родителями.
Цель: рост заинтересованности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей и поддержка деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Формы: лекторий, диспуты, круглые столы.
месяц | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Октябрь | «Вредные привычки. Их влияние на здоровье детей» | «Здоровый образ жизни в семье-счастливое будущее детей» | «Здоровье как мудрость и мера жизни» | «Мой дом-моя крепость» |
Декабрь | «Отцы и дети» | Психологические особенности внутрисемейных отношений. | «Наши дети и стресс» | «Гигиена и здоровье» |
Февраль | «Моя семья, моя радость» | Профилактика и предупреждение «школьных» болезней. | Воспитание неприязни к алкоголю, курению, наркотикам. | Наркомания- знак беды. |
апрель | «Питание и здоровье» | «В здоровом теле-здоровый дух», о правилах закаливания. | Здоровье – богатство на все времена. | Здоровые потребности и потребность в здоровье. |
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 50 % зависит от индивидуального образа жизни, на 25 % - от влияния окружающей среды, на 10 % - от своевременной и полноценной медицинской помощи и на 15 % - от генетической предрасположенности. Это свидетельствует о том, что большой резерв в сохранении здоровья заложен не только в школе по созданию здоровьесберегающей среды, но и в организации здорового образа жизни в семье.
- Работа с педагогами.
Цель: охрана здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им укрепить сове здоровье.
месяц | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Сентябрь | Психологические особенности учителя. | Проблема профессиональных деформаций. | ||
Ноябрь | Питание для мозга. | АРТ-терапия. | Советы учителю, помогающие избежать стресса и получить больше радости от жизни. | Как носить тяжести, облегчая свою жизнь. |
Февраль | Здоровье и самосовершенствование учителя. | Учитель и стрессы. | Как уберечь свой позвоночник от деформации. | Учитель и компьютер. |
май | Отпуск-время больших возможностей. | Что делать, если возникли незначительные проблемы со здоровьем. | Гигиена труда |
Формы: беседы, круглые столы.
Заключение.
Наша программа представляет собой гибкую структуру, рассчитанную на валеологическую, воспитательно-оздоровительную работу через весь учебно-воспитательный процесс, и соответствует не только сегодняшним, но и будущим требованиям, предъявляемым к ОУ и условиям его деятельности.
Используемая литература:
1. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №5,2007.
2. «Биология, экология, здоровый образ жизни», изд. «Учитель», Волгоград, 2002.
3. Журнал “Биология в школе” № 2, 2000.
4. Журнал “Воспитание школьников” № 6, 2000.
5. “Учительская газета” № 43, 2000.
6. “Управление школой” № 22, 2000.
7. Журнал “Завуч” №4, № 6, 2000.
8. Журнал “Начальная школа” № 12,1999; № 7, № 9, 2000.
9. Учительская газета “Сто друзей”, № 8, 2000.
10. “Спорт в школе”, № 45, № 46, 1999.
11. “Педагогический вестник”, № 6,1999.
12. Журнал “Основы безопасности жизни”, № 10,1998; № 1, 1999.
13. Журнал “Дидакт учитель”, № 5,1999.
14. Журнал “Школа здоровья”, № 2, № 3, № 4,1999.
15. Журнал “Народное образование”, № 10, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации образовательного проце...
Доклад " Внеурочная деятельность. Программа: " Путь к здоровью""
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на но...
Программа "Путь к здоровью, силе, бодрости"
Программа рассчитана на 4 года начальной школы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к Здоровью"
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"
Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...
Программа внеурочной деятельности "Путь к здоровью"
Программа "Путь к здоровью" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности 1-2 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "На пути к здоровью"
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «На пути к здоровью» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических...