Разговор о правильном питании
рабочая программа по зож (4 класс)
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovoe_pitanie.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Песчанокопский район, село Развильное
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Развиленская средняя образовательная школа №9
Рассмотрена Согласовано Принята Утверждаю
На заседании МО Зам.директора по УВР на педагогическом совете Директор МБОУ РСОШ №9
Протокол №1 Побирей Л.А. Протокол №1 _________Ганагина Н.В.
от 28.08.2018 от 29.08.2018 Приказ от31.08.18г.№261
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»
Учитель – Попова Т.А.
Уровень общего образования 1- 4 классы
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа "Разговор о правильном питании" разработана в 1998 году специалистами Института возрастной физиологи Российской академии образования под руководством Безруких М.М., кандидатом биологических наук Т. А. Филипповой; кандидатом педагогических наук А. Г. Макеевой.
По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30 – 35% детей поступающих - в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза – с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта.
Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному результату – это неправильное питание, то есть питание не полезными, а вредными продуктами. Многие родители считают, что правильное питание ребёнка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только, что ест ребёнок, но как организовано его питание.
Для успешной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, необходимо умение вести здоровый образ жизни, одним из условий которого является правильное сбалансированное питание.
Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Осознавая важность данного вопроса, компания “Нестле” приняла решение о создании и внедрении программы, которая в доступной и интерактивной форме обучала бы младших школьников правилам и принципам правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Цель программы:
- формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни
- сформировать у обучающихся здоровьеразвивающую компетентность: необходимость сохранять и развивать свое здоровье, важность культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
- формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи программы:
расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;
формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об историях и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
Особенности построения курса
Курс состоит из 2-х частей и рассчитан на школьников от 6 до 11 лет:
1-2 классы – «Разговор о правильном питании»
3-4 классы – «Две недели в лагере здоровья»
Программа включает в себя не только вопросы соблюдения режима питания, но и культуры поведения за столом, навыкам сервировки стола, с особенностями правил приготовления пищи.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.
Все занятия составлены, с учётом постепенного накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия проходят в виде: бесед, оздоровительных минуток, деловых игр.
Беседы включают вопросы культуры и гигиены питания, общих сведений о питании и приготовлении здоровой пищи, истории русской кухни, витаминах на грядках и в саду и др.
Формы и методы реализации программы:
рассматривание рисунков, фотографий;
свободное и тематическое рисование;
моделирование и анализ ситуаций;
рассказы, беседы, дискуссии, анкетирование;
сюжетно – ролевые игры;
чтение по ролям;
рассказ по картинкам;
игры, конкурсы, викторины;
мини – проекты;
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Ресурсное обеспечение программы
- Интернет ресурсы;
- Таблицы пищевой ценности продуктов;
- Раздаточный методический материал;
- Компьютеры.
Содержание курса «Здоровое питание» отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей;
- научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;
- практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;
- динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;
- вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;
Программа состоит из двух частей:
1. «Разговор о правильном питании» для младших школьников 6-8 лет включает следующие темы: « Самые полезные продукты», «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», «Где найти витамины зимой», «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты», «Как правильно есть», «Удивительные превращения пирожка», «Плох обед, если хлеба нет», «На вкус и цвет товарищей нет», «Если хочется пить», «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной». Эти темы могут быть использованы на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира. Возложить ответственность на классных руководителей проводить беседы о здоровом и правильном питании.
2.«Две недели в лагере здоровья»- для школьников 9-11 лет включает следующие темы: «Из чего состоит наша пища», «Что нужно есть в разное время года», «Как правильно питаться, если занимаешься спортом», «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен», «Как правильно накрыть стол», «Как правильно вести себя за столом», «Что и как приготовить из рыбы», «Дары моря», «Кулинарное путешествие по России», «Где и как готовят пищу», «Какаю пищу можно найти в лесу». Темы второй части могут использоваться на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира, ОБЖ, а также на уроках обслуживающего труда.
Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
В 1 – м классе:
- знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
- навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
- умение определять полезные продукты питания.
Во 2 – м классе:
- знание о структуре ежедневного рациона питания;
- навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
- умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
В 3 – м классе:
- знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
- навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;
- умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
В 4 – м классе:
- знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
- навыки, связанные с этикетом в области питания;
умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения
соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной
активности, корректировать несоответствия
Ожидаемый результат:
В результате обучения по данной программе обучающиеся научатся анализировать различные «пищевые ситуации», правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, научатся чувствовать потребности своего организма, быть разборчивым в еде, знать какие продукты полезны для здоровья.
Все это будет способствовать повышению уровня компетентности в вопросах питания, что позволит грамотно делать выбор и принимать адекватные решения.
Оценка эффективности занятий проводится сравнительным анализом результатов анкетирования в начале обучения и по окончанию изучения программы, самоанализом рациона питания семьи каждого обучающегося, цель которого – мониторинг образовательных эффектов по завершении изучения данной программы
Тематическое планирование
Программа состоит из следующих разделов:
- гигиена питания;
- режим питания;
- полезные продукты
Программа включает два модуля: «Разговор о правильном питании» - для детей 6-8 лет и «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-11 лет.
Тематика курса «Здоровое питание»:
1 часть. «Разговор о правильном питании»
- «Самые полезные продукты».
- «Что надо есть, если хочешь стать сильнее».
- «Где найти витамины весной».
- «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты».
- Как правильно есть.
- Режим питания.
- «Каждому овощу свое время».
- «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной».
- «Плох обед, если хлеба нет».
- «Удивительные превращения пирожка»
- «Полдник. Время есть булочки».
- «Пора ужинать».
- «Если хочется пить».
- «На вкус и цвет товарищей нет».
- Культура питания.
- «День рождения Зелибобы».
2 часть. «Две недели в лагере здоровья»
- «Из чего состоит наша пища».
- Разнообразие питания
- «Что нужно есть в разное время года»,
- «Как правильно питаться, если занимаешься спортом».
- Гигиена питания и приготовление пищи.
- «Где и как готовят пищу».
- «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен».
- Этикет:
- «Как правильно накрыть стол».
- «Как правильно вести себя за столом».
- Рацион питания.
- «Молоко и молочные продукты».
- «Блюда из зерна».
- «Какую пищу можно найти в лесу».
- «Что и как приготовить из рыбы».
- «Дары моря». 17. «Кулинарное путешествие по России
Содержание курса
1.Давайте познакомимся
Познакомить учащихся с целями и задачами курса. Обобщить уже имеющиеся знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы «Разговор о правильном питании».
2. Из чего состоит наша пища
Дать детям представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.
3.Меню сказочных героев
Дети обсуждают – чем опасен рацион питания Карлсона, Вовки из Тридесятого царства и т. д., составляют меню для этих героев.
4. Что нужно есть в разное время года
Формировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков.
5.Как правильно питаться, если занимаешься спортом
Формировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности.
6. Где и как готовят пищу
Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначения; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов.
7. Как правильно накрыть стол
Расширить представление детей о предметах сортировки стола, правилах сервировки стола для ежедневного приёма пищи; помочь детям осознать важность знаний правил сортировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.
8. Молоко и молочные продукты
Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного питания.
9. Блюда из зерна
Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием.
10. Какую пищу можно найти в лесу
Расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания; познакомить детей с флорой края, в которой они живут, её богатстве и разнообразии, необходимости заботиться и сохранять природные богатства.
11. Что и как приготовить из рыбы
Расширить представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности, о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу.
12. Дары моря
Расширить представление детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; формировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.
13. Кулинарное путешествие по России
Формировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа; расширить представление о кулинарных традициях своего народа.
14. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен
Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.
15. Как правильно вести себя за столом
Расширить представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; формировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"
Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...
Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании" (первая часть): праздничное (итоговое) представление "Правильно питаться, здоровьем отличаться!"
С помощью сказочных героев дети отправляются в кулинарное путешествие по городу Здоровянск. Они сортируют разные крупы и рассказывают, как приготовить овсяную кашу. Гово...
«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».
Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...
«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»
Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...
Питайся правильно! Используемая часть программы «Разговор о правильном питании» Стаж работы в программе 5лет.
Из опыта работы классного руководителя ....
Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»
Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...