Исследовательская работа "Острота зрения: всё в наших руках"
статья по зож (4 класс)
Предварительный просмотр:
Устойчивое выражение “беречь как зеницу ока” относится к самым драгоценным, самым необходимым в жизни вещам. А достаточно ли мы бережём это главное сокровище – свои глаза? Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, работы, отдыха, повседнев-
ной жизни. Кроме того, свет, воспринимаемый глазом, оказывает воздействие на кору головного мозга и подкорковые структуры, которые стимулируют выработку гормонов эндокринных желез и таким образом влияют не только на психическое, но и на физическое развитие ребенка.
К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. По данным НИИ глазных болезней имени Гельмгольца, в школе портит зрение каждый третий ребенок. В начальных классах близорукостью страдают около 8 – 10 % детей, к окончанию школы показатель достигает 25 – 30 %. Тема, которую я выбрал для работы, является актуальной, ведь в каждом классе есть дети со снижением остроты зрения.
Цель работы – выявить причины возникновения нарушений зрения у детей и предложить основные меры профилактики для улучшения зрения учащихся начальной школы.
Глаза, наши органы зрения, имеют сложнейшее и совершенное устройство, которое не может не удивлять.
Опыт № 1:
Я посадил на стул своего друга Алину, направила на него настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.
Делаем вывод: Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.
Опыт № 2:
Сделал трубочку из картона. Поднес ее к левому глазу. Поднял правую руку и держал ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрел одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.
Результат: Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.
Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
Хорошим зрением является зрение с показателем 1,0. Существуют несколько заболеваний глаз врожденного или приобретенного характера.
Близорукость – снижение остроты зрения по отношению к предметам, расположенным вдали.
Дальнозоркость у детей — это нарушение зрение, которое проявляется невозможностью четко различать близко расположенные предметы, в то время как зрение вдаль остается нормальным.
Астигматизм – дефект оптической системы глаза, когда резкость изображения ассиметрична по вертикали и горизонтали. Зрение как в королевстве «кривых зеркал».
Дальнозоркость и астигматизм как заболевания чаще имеют врожденный характер.
Близорукость – это, в основном, приобретенное нарушение зрения, которое развивается в старших группах детского сада или, что значительно чаще, в процессе учебы в школе.
В наше время на формирование зрения ребенка влияет множество неблагоприятных внешних факторов, которые приводят к ранним и быстро прогрессирующим нарушениям зрения. Наследственность. На роль генетического фактора указывает преобладание миопии у детей близоруких родителей.
Зрительные перегрузки школьников.
Недостаточная освещенность рабочего места школьника.
Неправильная посадка за рабочим столом.
Просмотр телевизора и работа с компьютером и др. гаджетами (телефон, планшет)
3D-эффект при просмотре фильмов в кинотеатре.
Низкая физическая активность школьников.
Отсюда вытекают правила поведения, цель которых помочь глазам, остановить снижение остроты зрения.
Одним из способов профилактики хорошего зрения – это зрительная гимнастика. Такую гимнастику мы начали проводить в нашем классе. Тем более, что в нашем классе из 29 человек 8 имеют проблемы со зрением. Для этого мы используем тренажер, который разработал российский педагог, доктор медицинских наук Владимир Филиппович Базарный. Тренажер состоит из полос разного цвета, по которым необходимо осуществлять движение или только глазами, или с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.
Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Эти линии чертятся или на потолке, или на одной из стен, гимнастика проводится только стоя. Внимание на экран.
Есть и другие рекомендации, которые необходимо выполнять для профилактики остроты зрения.
1.Посадка за рабочим столом Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки.
2.Освещение рабочей зоны Обязательным условием работы на близком расстоянии является хорошее освещение с левой стороны.
3.Правила «общения» ребенка с компьютером. Ученикам первого и второго класса постепенно можно разрешать сидеть за компьютером по 15–20 минут, детям старше 10 лет до 1,5 часов в день.
4.Правила «общения» ребенка с телевизором. Составляя режим дня, очень важно стремиться к созданию оптимальных условий, с тем, чтобы телевизор не увеличивал накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовал отдыху детей.
5.Виды физической активности, способствующие сохранению зрения и профилактике близорукости. Ребенок обязательно должен много двигаться и проводить хотя бы 1,5–2 часа в день на улице, для того чтобы иметь возможность смотреть вдаль.
6.Рацион питания школьника, способствующий сохранению зрения. Большое значение для хорошего зрения имеет правильное сбалансированное питание, содержащее достаточное количество витаминов, особенно А, С и группы В.
В заключении хотелось бы сказать, что наше здоровье в наших руках. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наше здоровье - в наших руках"
Внеклассное мероприятие....
Презентация "Наше здоровье - в наших руках"
Презентация к внеклассному мероприятию "Наше здоровье - в наших руках"....
Буклет "Наше здоровье в наших руках"
Данный буклет является итогом большой интересной работы по формированию у учащихся здорового образа жизни. В рамках Всемирной акции "Мы выбираем спорт как альтернативу вредным привычкам!" мы с р...
Классный час "Наше здоровье в наших руках"
Цель: помочь учащимся выяснить, что является непреложными условиями здоровья и что мешает быть здоровым....
«Наше здоровье – в наших руках»
Тема: «Наше здоровье – в наших руках» Цель: формирование у обучающихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья. Задачи: 1. обучение детей нормам здорового...
Сценарий классного часа "Наше здоровье - в наших руках"
Данный классный час пропагандирует здоровый образ жизни среди школьников, показывает значимость правильного питания в жизни подростков....
Презентация "Наше здоровье - в наших руках"
Презентация к классному часу...
- Мне нравится (2)