Методическая разработка программы "Разговор о правильном питании"
методическая разработка по зож (1, 2 класс)

Карпикова Ирина Николаевна

Методическая разработка

Описание методики реализации урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка реализации программы «Разговор о правильном питании»

Правильное питание - одно из главных условий сохранения здоровья. Вот почему так важно уже с раннего возраста формировать у ребенка полезные привычки и навыки, которые помогут ему вырасти здоровым и успешным. Школьный возраст - очень ответственный период жизни. Это время, когда происходит сложная перестройка организма, обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Еда - топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь правильно его использовать должен любой, особенно молодой человек. От того, как человек питается, зависят его здоровье, настроение, трудоспособность. Питание в школе выполняет оздоровительную роль и приучает детей к строгому режиму, закрепляя гигиенические навыки рационального приёма пищи. Школьникам необходимо прививать навыки культурной еды, правильного поведения за столом. Умение есть аккуратно и красиво – одно из качеств культурного человека. Навыки культурного приёма пищи вырабатываются быстрее, если дети видят за столом те же действия, которым их учат. В последнее время в обществе остро встает проблема снижения уровня показателей здоровья детей и подростков. Реализация программы «Разговор о правильном питании» способствует воспитанию у учащихся культуры здорового питания.

Формы и направления педагогической работы.

В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве.

Правильное питание наших детей в наиболее ответственный период их роста и формирования как личности - это, прежде всего, путь к здоровью нации. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Исходя из этого, работа с родителями (беседы, анкетирование) должна предшествовать непосредственной работе по программе. Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме. Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у учащихся школы, но и у их родителей. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов. Эта программа способствует: • получению общих сведений о питании, продуктах питания, о правилах приготовления пищи, • расширению представления о необходимости заботы о своём здоровье, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья, • воспитанию соблюдения режима и гигиены питания, культуры поведения за столом, привычки правильно питаться.

В 1-2 классе мы с ребятами изучаем первую часть программы – «Разговор о здоровом и правильном питании».

Целью организации работы по программе «Разговор о здоровом и правильном питании» является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Пищевые привычки формируются с детства, у взрослого человека их очень сложно изменить, поэтому так важно сформировать у детей правильное пищевое поведение. Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития различных соматических заболеваний.

Основными образовательными задачами реализации первой части программы являются:

  • формирование представлений о необходимости правильного питания;
  • формирование представления о том, какие продукты наиболее полезны человеку каждый день;
  • обучение выбору самых полезных продуктов;
  • знакомство с нормами соблюдения режима дня школьника;
  • формирование представлений об основных принципах гигиены питания;
  • знакомство с правильным режимом питания;
  • формирование представлений о завтраке, обеде, полднике и ужине как обязательных компонентах ежедневного меню;
  • знакомство с различными вариантами завтрака, обеда, полдника и ужина;
  • развитие представлений о значении молока и молочных продуктов;
  • знакомство детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека;
  • знакомство детей со значением жидкости для организма человека и ценностью разнообразных напитков;
  • знакомство с высококалорийными продуктами питания;
  • формирование представлений о важности физического развития организма человека и необходимости занятий различными видами спорта;
  • знакомство с разнообразием фруктов, ягод, овощей и их полезными свойствами;
  • расширение представлений у учащихся о полезных блюдах для праздничного стола.

Основные воспитательные задачи реализации первого модуля программы включают в себя:

  • привитие учащимся стремления соблюдать правильный режим питания;
  • воспитание культуры поведения за столом;
  • формирование навыков личной гигиены и гигиены питания;
  • привитие чувства уважения к труду людей, которые работают в сфере питания.

Участие родителей в реализации программы «Разговор о правильном питании».

Правильное питание – это основа здоровья людей. В наше время эта проблема очень актуальна, т.к. родители и дети уделяют этому мало внимания. Вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач. Родители принимают активное участие в ее реализации: проводят игры, организуют походы, различные экскурсии, помогают организовывать внеклассные мероприятия, так как родители для детей являются первыми помощниками.

Благодаря такой работе, когда привлекаются и дети, и родители идёт сплочение коллектива, и родители отмечают, что в семьях улучшается микроклимат, исчезают проблемы. Родители и дети с желанием принимают участие в программе по правильному питанию.

Оценка эффективности работы.

Использование предложенной методики вызвало реальные изменения в поведении детей в отношении собственного питания. Они стали соблюдать режим питания, самостоятельно контролировать соблюдение правил гигиены, отдавать преимущество при выборе продуктов наиболее полезным для здоровья. Повысилось количество детей, питающихся в школьной столовой, дети реже жалуются на боли в животе и тошноту. Анкетирование родителей обучающихся по вопросам формирования культуры здорового питания показывает, что в семьях возросла популярность каш и горячих блюд, отношение к выбору продуктов питания как среди детей, так и среди родителей стало более осознанным. Можно сделать вывод, что данная программа оказалась эффективной в проблеме оздоровления питания младших школьников.

Описание методики реализации темы «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной» из программы «Разговор о правильном питании».

Цель: сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

Задачи:

- сформировать у ребенка убеждение важности утреннего приема пищи;

- дать представление о каше, как наиболее подходящем блюде для завтрака;

- научить составлять меню для завтрака;

- формировать у детей умение работать в команде по правилам;

- учить принимать и удерживать заданную роль в течение групповой работы.

Первое занятие включает в себя работу по Рабочим тетрадям для школьников М. Безруких, Т. Филипповой «Разговор о правильном питании» и дополнительные источники, различные энциклопедии и книги о природе и правильном питании. При проведении занятия осуществлялось формирование таких регулятивных УУД как: умение определять цель деятельности на занятии, умение работать по плану, вычитывать информацию из текста, понимание и сохранение учебной задачи, понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательных УУД: умение сравнивать и группировать предметы, умение переводить информацию из одного вида в другой (из текста-загадки в рисунок), смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов, осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанный логических операций; коммуникативных УУД: формулирование собственного мнения, умение аргументировать, объяснять свое мнение, владение диалогической формой коммуникации.

Второе занятие - практическое с привлечением родителей, носящее творческий характер, которое согласно тематическому планированию проводилось в форме игры-викторины «Когда день с каши начинается, то день удачный получается».

Ход практического занятия:

Актуализация проблемы.

- Ребята, я приветствую вас на занятии «Разговор о правильном питании».

Эпиграфом наших занятий остается выражение «Правильное питание – залог крепкого здоровья» Слайд 1

Ход занятия.

- Отгадайте загадку и предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии. Слайд 2

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают.

И ставят на плиту вариться

И что тут может получиться? (Каша)

- Скажите, о чем же мы будем сегодня говорить? Дети высказывают свое мнение: будем говорить о завтраке, каким он должен быть и почему на завтрак лучше всего есть кашу.

Просмотр мультфильма «Каша из топора»

-Скажите, а можно сварить кашу из топора? (Нет)

-Правильно. Мы будем говорить о том, почему для вас ребята, у которых утренние часы вашего дня протекают наиболее активно, очень важно завтракать и очень важно, что (какие блюда) нужно есть на завтрак.

Выбор темы исследования.

- Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?)

-Ребята, сегодня вы будете исследователями и сами постараетесь дать ответы на поставленные вопросы.

Определение сферы исследования.

- Завтрак должен стать обязательным компонентом рациона питания каждого из вас. Какое же блюдо является наиболее подходящим? (Каша)

Каши содержат необходимое количество питательных веществ. К тому же они легко усваиваются. Да, наиболее подходящим блюдом на завтрак является каша, потому что в ней содержится много питательных веществ, она быстро усваивается.

- Кто из вас любит есть каши, поднимите зеленый светофор, а кто не любит – красный.

- Я надеюсь, что те ребята, кто поднял красный сигнал, в конце занятия поменяют свое отношение к каше.

- Ребята, вы хотите узнать, из чего варят каши? (На доске запись: Из чего варят каши?)

Выработка гипотезы.

- Как вы думаете, из чего варят каши? (Дети высказывают свои предположения)

Сбор и обработка информации.

-Каши варят из крупы. А из чего получается крупа, вы узнаете, если отгадаете загадку.

В землю теплую уйду,

К солнцу колоском взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно) Слайд 3

- Крупа получается из зёрен. Послушайте рассказ о зёрнышке.

Выступление заранее подготовленного ученика. Слайды 4-7

Посадили весной в землю маленькие зёрнышки. Вскоре из них появились зелёные ростки. Земля, вода и солнце помогали им расти. В конце весны на каждом ростке появился колосок с мелкими зёрнами. Все лето колоски набирались сил и наливались. Зёрна в них пожелтели, стали крупнее. Осенью колоски собрали и обмолотили. Из зёрен сделали крупу, из которой можно варить кашу.

- Вот какой долгий путь прошла каша, прежде чем попасть к нам на стол.

Игра «Угадай». Слайды 8-9

- Ребята, у вас на столах в блюдечках представлены 5 видов круп: манная, пшено, овсяные хлопья, гречка, рис.

- Чтобы узнать из какой крупы, какая получится каша, мы поиграем в игру «Угадай».

(у учителя - гербарий с колосками, у детей в блюдцах – крупы).

1) Черна, мала, крошка, соберут немножко. В воде поварят, кто съест – похвалит.(Гречка)

- Из какого растения получают гречку? Как называется крупа?

- Каша из гречневой крупы называется –гречневая (записывают в тетради название каши)

- Знаете ли вы, чем полезна гречневая каша?

-Наиболее полезна гречневая каша. Ведь в гречневой крупе, из которой она изготавливается, много растительных белков, жиров, углеводов. Она содержит фосфор, кальций, калий, железо, витамины группы В.

2) Как во поле, на кургане, стоит курица с серьгами.(Овёс)

-Какую крупу получают из овса? (Дети находят овсяные хлопья среди других круп). Каша называется – овсяная (запись в тетради)

- Следом за крупами из гречихи по полезности следуют крупы из овса. Овсяные хлопья усваиваются очень хорошо. Из овсяной муки пекут блины, лепёшки, делают кисели и сладкое печенье. Каша из овсяной крупы называется ещё «геркулес». Она придаёт силу, в ней самое большое количество витаминов.

3) В поле метелкой, в мешке – жемчугом. (Пшеница, манка).

- Какую крупу получают из пшеницы? (Пшеничную и манную)

Кашу варят –пшеничную и манную (запись в тетради) Пшеничная каша сытная, питательная и полезная. Манная крупа также относится к легкоусвояемым и очень калорийным продуктам, поэтому её рекомендуется есть перед серьёзными нагрузками (контрольной, соревнованиями). Её ели даже богатыри.

4) Белая, на снег похожа. (Рис)

Особенность риса – он растёт в воде. Рис богат крахмалом и также легко усваивается.

5) Сидит мышка в золотой кубышке. Мала малышка, золотая кубышка. (Просо)

Растение — просо, крупа — пшено, каша – пшённая (запись в тетради).

В ней много белка, она самая питательная.

6) Встали в ряд богатыри. Верно, службу служат. Голова у них внутри, борода снаружи! (Кукуруза)

- Как называется каша из кукурузы? (Кукурузная)

7) В длинном домике зелёном много кругленьких ребят. Меж собой они знакомы, и все рядышком сидят. (Горох)

- Какую кашу можно сварить из гороха? (Гороховую)

-А как называется каша из ячменя? (Ячмень – ячневая, перловая каша.)

-Как вы думаете, почему про некоторых людей говорят: "Он мало каши ел"? О ком так говорят? (Так говорят о слабых.)

-Правильно. Каша – полезная еда, которая помогает стать здоровым и сильным.

-А вы знаете, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и самых старинных?

Сообщение заранее подготовленного ученика.

-Каша является древнейшим кушаньем русских людей. Первоначально наши далёкие предки крупу не варили, а в течение долгого времени размачивали в воде. Зёрна разбухали, их середина становилась мягкой и пригодной в пищу. А когда люди стали использовать для приготовления пищи огонь, это облегчило и ускорило этот процесс. Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже девять тысяч лет. Рисовую кашу – пять тысяч лет, гречневую – четыре тысячи лет. Самая же молодая каша – кукурузная – три тысячи лет.

-В Древней Руси специальные каши варились в честь любого важного события. У русских князей существовал обычай варить кашу в знак примирения врагов. С тех пор про несговорчивых людей говорят: "С ним каши не сваришь".

- Ребята, сейчас вы в парах составите алгоритм приготовления каши. (Работа в парах)

Физкультминутка «Сварим кашу».Слайд 10

Вырос в поле колосок: Он не низок, не высок.

Ветерок его качает, Влево, вправо наклоняет.

Колоски мы все сожнём - Много хлеба напечём,

А ещё наварим каши И подкрепим силы наши.

Игра «Собери пословицу». Работа в парах с последующей проверкой. Слайд 11

Каждая команда получает карточки с заданием (на карточке написаны пословицы «Кашу маслом не испортишь», «Мало каши ел», «С ним кашу не сваришь», «Щи да каша – пища наша», верхняя часть текста закрыта): «Прочитай пословицы. Допиши верхнюю часть слов. Выбери одну из пословиц, о чем она?»

- Ребята, вы хотите точно знать, из чего делают каши и как сделать кашу вкусной. (На доске прикрепляется запись: Как сделать кашу вкусной?) Слайд 12

- Если сварить кашу из одной крупы и воды, она будет вкусной? Что в неё можно добавить? Кто не знает, вспомните, почему получилась вкусной каша из топора? (соль, сахар, молоко, масло). Ведь недаром говорят «Маслом кашу не испортишь».

- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкуснее? Давайте проверим ваши предположения, разгадав кроссворд. Слайд 13

Работа по группам в рабочих тетрадях. «Как сделать кашу вкусной?» (наклейки).

- Хотите сварить свою кашу? Предлагаю поработать в тетради с.29 задание 4 (дети приклеивают наклейки с добавками в каши или рисуют их).

1 группа - рисовая каша, гречневая каша

2 группа - манная каша, кукурузная каша

3 группа - овсяная каша, пшённая каша

Решение проблемной ситуации.

На слайде появляется надпись: «Суворовская каша».

- Ребята, что это за каша, из чего она приготовлена? Хотите ли вы узнать о ее возникновении?

- При переходе через Альпы к полководцу Суворову пришёл повар и пожаловался: «Гороха мало, на кашу не хватит, перловка тоже на исходе, да и пшена не густо. Как накормить солдат?» Полководец моментально решил эту задачу. Он сказал: «Сыпь всё в один котёл». С тех пор кашу из разных круп называют в честь его фамилии.

- Кто этот полководец? (Суворов) А каша – суворовская.

- Как вы думаете, какую кашу надо есть, чтобы вырасти крепкими и здоровыми? (Учитель обобщает, приходим к выводу - разнообразную).

Рефлексия деятельности. Хоровое чтение стихотворения. Слайд 18

Лучше каши нет на свете. Обойди весь белый свет!

Любят взрослые и дети, Кушать кашу на обед.

В каше много витаминов, Каша нам всегда нужна,

В каждом доме, в каждой кухне, Каша быть всегда должна!)

Чтобы стать весёлым, смелым, Сильным, ловким и умелым

И с утра чтоб не лениться, Нужно кашей подкрепиться.

Кашу вкусную с утра Кушай вволю детвора.

-Молодцы, теперь вы всё знаете о каше, и даже можете дома родителям помочь её приготовить. Надеюсь, что те ребята, кто в начале урока сказали, что не любят кашу, теперь поняли, как важно есть ее по утрам, чтобы быть крепкими и здоровыми.

Украсим «дерево успеха» листочками. Если занятие для вас было поучительным, вам было интересно, то украшаете дерево зелеными листочками, если вы не узнали для себя ничего нового, то желтыми, если вам было скучно, то красным.

Мастер-класс от повара-профессионала «Кашу варим и едим, всех мы кашей угостим!». Папа одной из учениц - корабельный повар (кок), рассказал учащимся секреты варки каши, угостил всех участников (учащихся и родителей) заранее приготовленной «Кашей гурьевской».

Домашнее задание. Проинсценировать небольшой отрывок из литературного произведения, в котором присутствует каша. Дети должны отгадать литературное произведение.

Итог

- Давайте поделимся впечатлениями о нашем занятии. Зачем нам нужно было это занятие? (Чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться ит.д.).

- Что является рациональным завтраком? (Каша)

- Чем полезны каши? (Содержат питательные вещества, легко усваиваются, помогает быть крепкими и здоровыми)

- Из каких злаковых культур получают крупы? (Крупяных)

- Какая каша является самой ценной? (Гречневая)

Основные выводы исследовательской группы: после проведенных занятий по теме «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной» все учащиеся пришли к выводу, что завтракать нужно обязательно, также все согласились, что основным блюдом завтрака должна быть каша и убеждены, что она может быть вкусной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по правильному питанию в 4 – классе

расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов,получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в ...

Разработка урока по правильному питанию "Хлеб да каша - пища наша" в 4 «А» классе

расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зернасформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов,получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в р...

Методическая разработка. Конспект занятия "Правильное питание - залог здоровья"

Цель:формирование у воспитанников  представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья....

Методическая разработка "Разговор о правильном питании"

Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и почему есть их необходимо регулярно; научить детей выбирать самые полезные продукты....