Трудоемкость обучения в начальной школе. Практический материал.
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Трудоемкость обучения в начальной школе. Практический материал.

В представленной статье  дается не только информация о  степени трудности усвоения того или иного учебного материала, о долполнительной нагрузке,  которую ученик должен выполнить еще и дома, но и предлагается выполнить творческую работу по составлению анкеты и проведения опроса по предлагаемой теме.

Также дается практический материал  в двух вариантах по определению  утомлительности  учебной недели обучающихся начальной школы. 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРУДОЕМКОСТЬ ПРЕДМЕТА

Вопрос для размышления

  1. При рациональном отдыхе успевает ли организм школьника восстановиться при современном темпе и объемах обучения?
  2. Восстанавливается ли организм школьника за выходные дни после учебной недели?
  3. Как соотнести затраты школьника при освоении программы по: математике; истории; физической культуре; физике; музыке и т. д.?
  4. По каким параметрам, исключая нижеприведенные, можно еще судить о трудоемкости предмета для учащегося?
  5. Как определить уровень утомительности  учебной недели и о чем он дает информацию?

Этот показатель дает нам информацию не только о степени трудности усвоения того или иного учебного материала, стиле и методах работы учителя, но и о дополнительной учебной нагрузке, которую ученик должен выполнить еще и дома. Как видим, понятие трудоемкость предмета широко охватывает весь учебный труд школьника от уроков в школе до выполнения домашних заданий, дополнительных занятий и т. д.

Для того чтобы определить, насколько трудоемкий тот или иной предмет, необходимо не только составить ранговую шкалу трудности предметов, но и иметь информацию о временных параметрах загруженности школьника уроками, домашними заданиями, дополнительными занятиями по предмету.

Такой подход позволит определить трудоемкость каждого предмета и, проанализировав, понять, насколько целесообразны те или иные временные затраты школьника на обучение тому или иному предмету, и соотнести это с итогом (оценкой).

Творческая работа

Составьте анкету и проведите опрос в каком-нибудь классе по временным параметрам — сколько времени ребенок тратит на:

  • урок по предмету;
  • домашние задания по предмету;
  • дополнительные занятия по предмету;
  • самостоятельные занятия по предмету.

Проанализируйте полученные результаты и разработайте рекомендации для рационального использования времени школьников в процессе обучения.

Алгоритм определения коэффициента утомляемости обучающихся начальной школы

1. Подсчитать реальную ежедневную нагрузку обучающихся (R для каждого учебного дня) по расписанию уроков класса, используя шкалу трудностей учебных предметов.

2. Подсчитать среднюю ежедневную нагрузку обучающихся в классе (S). Для этого сложить показатели реальной ежедневной нагрузки обучающихся всех дней учебной недели и разделить на количество дней.

3. Вычислить номинальную ежедневную нагрузку обучающихся (N для каждого учебного дня).

Расчет номинальной ежедневной нагрузки обучающихся начальной школы

6-дневная учебная неделя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

0,75•S

S

1,25•S

1,25•S

S

0,75•S

5-дневная учебная неделя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

0,75•S

S

1,25•S

1,25•S

0,75•S

4. Найти коэффициент утомляемости для каждого учебного дня (K) по формуле: K=R/N. Результаты оформить в виде таблицы.

Таблица определения коэффициента утомляемости

Показатели

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Реальная учебная нагрузка в баллах (R)

Номинальная ежедневная нагрузка в баллах, высчитанная по формулам (N)

Коэффициент утомляемости (K)

Обработка результатов исследования осуществляется следующим образом: если значение коэффициента утомляемости:

  • менее 1,15 – образовательный процесс организован в рамках максимально допустимых психофизиологических нагрузок;
  • от 1,16 до 1,25 – образовательный процесс организован с превышением максимально допустимых психофизиологических нагрузок;
  • более 1,26 – образовательный процесс проходит со значительными психофизиологическими нагрузками.

2 вариант. Расчет % учебной нагрузки, исходя из среднего показателя.

В течение учебного дня умственная работоспособность школьников изменяется от первого ко второму- третьему уроку (период врабатывания и оптимум работоспособности). С третьего урока у младших школьников и с четвертого у старших работоспособность начинает значительно снижаться на 50% по сравнению с первым уроком. Аналогичная динамика умственной работоспособности наблюдается и в течение учебной недели. Если принять нормальную работоспособность за 100%, то в понедельник она будет равняться 98%, во вторник – 105%, в среду – 109%, в четверг – 96%, в пятницу – 95%, в субботу – 94%.

Пример:

Дни недели

4 класс

% от среднего показателя (100%)

Понедельник

21

86,8%

Вторник

29

119,8%

Среда

23

95,04%

Четверг

27

111,6%

Пятница

21

86,8

Суббота

Средний балл на  учебный день – 24,2

Литература

  1. Васильева Н.В. Обучать, сохраняя здоровье. Педагогические условия организации учебного процесса в школе: учебно-метод. пособие. - СПб.: СПбАППО, 2008,- 64.
  2. Громбах С.М. Степень утомительности уроков и ее изучение // Советская педагогика. — 1982. —№ 12. — С. 58—62.
  3. Здоровая школа. Проектирование программы здоровьесозидания.

Настольная книга для руководителей образовательных учреждений и педагогов.

СПбАППО, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРофессиональные компетенции. Статья по теме: "Практическое применение личностно-ориентированного обучения в начальной школе" - 2011г.

Статья-практикум содержит теоретическое и практическое описание методов и технологий личностно-ориентированного обучения в начальной школе по нескольким предметам. Это выступление на школьном семинаре...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Практическое применение методов личностно-ориентированного обучения в начальной школе.

Данный материал представлен в иде доклада на тему: "Практическое  применение    методов личностно-ориентированного  обученияв  начальной  школе". В нем я постаралась...

Доклад на областной научно-практической конференции учителей "Документ-камера как средство обучения в начальной школе".

Доклад содержит материал о возможностях использования документ-камеры в учебном процессе....

Выступление на международной научно-практической конференции "Развивающее обучение в начальной школе: деятельностный подход"

Выступление на международной научно-практической конференции "Развивающее обучение"...

Иванова Е.В. Теоретические основы организации обучения в начальной школе // Наука и образование в контексте глобальной трансформации: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 15 января 2024 года. – Петрозаводск: Меж

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы организации обучения в начальной школе. Сделан акцент на том, что цель начального образования - это развитие личности школьника, формирование у...