Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
статья по зож (4 класс)
Здоровьесберегающие технологии- это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представление о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов".
В.А. Сухомлинский.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)? Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение ." Это совокупность форм и приёмов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребёнка и педагога".
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представление о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология - это
● условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность обучения и воспитания);
●рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями) ;
●соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
●необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель- сохранение и укрепление здоровья детей, ведь только здоровый ученик - успешный ученик. Любое болезненное состояние (физическое или психическое) резко снижает эффективность обучения.
Все здоровьесберегающие технологии, которые мы применяем в начальной школе, можно разделить на три основные группы:
1) технологии, которые обеспечивают соблюдение гигиенических требований;
2)технологии оптимальной организации учебного процесса;
3) разнообразие психолого - педагогические технологии. используемые педагогами.
1 группа технологий предполагают соблюдение требований СанПин. Во всех кабинетах используется цветовая гамма , которая способствует нормализации эмоционального состояния детей. К сожалению не во всех классах соблюдается питьевой режим, не все школы оснащены ноутбуками и мультимедийными проекторами. Так, во всех классах учителя следят за освещением и подают заявки на замену ламп. В нашей школе соблюдаются санитарные требования к ним и выполняют работу продолжительностью и периодичностью. В 1-2 классах - 15 минут. в 3 -4 классах - 20 минут. После работы с ТСО каждый учитель выполняет комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.
2 группа - технология оптимальной организации учебного процесса.
На каждом уроке используем разнообразный материал, чтобы заинтересовать ребёнка. Это различные виды деятельности : работа в группах, взаимопроверка, музыкальные физминутки, наглядные пособия, самостоятельная работа, частая смена видов деятельности. Большое значение имеет для здоровья психологический климат на уроке и стиль общения : доброжелательный, в стиле сотрудничества.
3 группа технологий - разнообразные психолого - педагогические технологии на уроках и во внеурочной деятельности.
Используются технологии личностно- ориентированного обучения. Здесь применяем различные проекты. Игровые технологии вызывают положительные эмоции, мотивацию к изучению предмета.
Обеспечение санитарно- гигиенических условий :
● достаточное освещение классов;
●предпочтение тона окраски стен кабинетов - зелёные. жёлто- зелёные, зеленовато - голубые;
● соблюдение температурного и воздушного режимов;
● разумное помещение комнатных растений;
● правильная величина парт и стульев;
● соблюдение режима дня.
Виды технологий, используемых в воспитательно - образовательном процессе.
●утренняя гимнастика;
● подвижные и спортивные игры;
● гимнастика корректирующая;
● дыхательная гимнастика;
● гимнастика для глаз;
● релаксация;
● пальчиковая гимнастика;
● динамическая пауза;
● самомассаж;
● смена видов деятельности;
● точечный массаж
Гимнастика для глаз помогает снять физическую и психоэмоциональную напряжённость.
● тренировать вестибулярный аппарат;
● развивать зрительную координацию;
● укреплять глазные мышцы;
● развивать зоркость и внимательность;
● улучшить зрение.
Реализуются здоровьесберегающие технологии и во внеклассной работе :
● праздники здоровья
● конкурсы рисунков;
● весёлые старты;
● классные часы;
● родительские собрания;
● экскурсии , походы
Самое важное - это обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищённости, которые позволяют учиться с удовольствием. К здоровьесберегающим технологиям относят и активное участие родителей , медицинских работников на классных часах. Все перечисленное - это лишь самые популярные и общедоступные здоровьесберегающие технологии, который может использовать учитель.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. С нынешними требованиями ФГОС самым важным поставлено общее здоровье: физическое , психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И задача учителя не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физминутки. По ФГОС важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. Подход к сохранению здоровья ребёнка и обеспечение его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
Наша школа участвует в Федеральном проекте " Разговор о правильном питании". У каждого ученика есть рабочие тетради. В неделю один раз проводятся такие занятия. У учителя есть рабочая программа, на которую опирается учитель. Дети создают интересные проекты о правильном и здоровом питании. Среди них можно выделить такие проекты как " Если хочешь быть здоров!"
" Как сохранить зрение?
" Полезные и вредные привычки".
" В здоровом теле здоровый дух!"
" Витамины - наши друзья".
" Личная гигиена".
" Формула правильного питания"и др.
В систему воспитательной работы включён раздел физкультурно - оздоровительная работа. В этом разделе мероприятия , направленные на формирование физических способностей детей, ценности здоровья и здорового образа жизни. В нашей школе периодически проводятся "Весёлые старты". Дети очень любят такие занятия и с удовольствием принимают активное участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.
Статья о проектной и исследовательской деятельности учащихся начальных классов...
Развитие одарённости у учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС 2 поколения
В докладе ставятся задачи развития одарённости детей младшего школьного возраста, а также ожидаемые результаты развития одарённости в рамках реализации ФГОС нового поколения. В докладе гово...
Создание образовательной среды в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Выступление на педагогическом совете...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Выступление (текст и презентация) на методическом объединении учителей начальных классов...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни, ...
Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...
Презентация по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"
Презентация по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО", 11 слайдов с иллюстрациями...