Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.
статья по теме

Лукашова Екатерина Александровна

Статья о проектной и исследовательской деятельности учащихся начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных  действий  учащихся с обязательной презентацией этих результатов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.  Исследовательский  метод  обучения  предполагает  организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие  исследования  от  проекта  состоит в том, что исследование  не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути,  -  один из видов познавательной деятельности. Исследование  -  бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности.  Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких  недель, месяцев).

 Проект -  более  широкое  понятие  -  это  совокупность  определенных действий, документов,  предварительных текстов,  замысел для создания реального объекта, предмета,  создание разного рода теоретического продукта.  Это всегда творческая деятельность.  В основе  метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков  учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Таким образом,  исследование  -  это в  большей степени  научная  деятельность,  а  проект  -  это  в большей  степени  творческая деятельность. Причем, проект  может быть формой  оформления результатов  исследования.

         В  основе  и  метода  проектов, и  метода  исследований  лежат:

  • развитие  познавательных  умений и навыков учащихся
  • умение  ориентироваться в  информационном  пространстве
  • умение самостоятельно конструировать свои знания
  • умение интегрировать знания из различных областей наук
  • умение критически мыслить.

             

Проектная технология и технология исследовательской деятельности  предполагают:

  • наличие  проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска  ее решения
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
  • самостоятельную деятельность ученика
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

     Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

В начальной школе можно выделить следующие виды  учебных проектов:

- по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, творческие;

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходящие за рамки школьного общения);

- по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Суть проектной деятельности состоит в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем, (а часто и вместе с родителями) выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом в активную деятельность, учащиеся овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Дети, начиная с первого класса, работая над различными проектами, учатся взаимодействовать в парах и группах, общаться между собой, договариваться, распределять роли, задания, так как все это необходимо для достижения оптимального результата. И все это происходит не просто так: разрабатывая свои проекты, дети получают навыки письма, счета, познают окружающую их природу через собственный поиск.

В своей работе в начальных классах я использую различные виды проектов. Учащиеся первых и вторых классов еще только усваивают особенности работы над проектами, овладевают элементарными знаниями. Свою работу над проектами  в данное время я строю на выполнении вместе с учащимися разноуровневых заданий, подбираю упражнения для совместной деятельности с ними.

В рамках урочных занятий в 1-2 классах использую специальные организационные формы и методы: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценку, рефлексию.

Достаточно часто я использую в своей работе практико-ориентированные, исследовательские, информационные проекты в рамках одного предмета (монопроекты), чтобы по времени укладывались в один урок (минипроекты) или в несколько уроков (краткосрочные проекты). На этом этапе чаще появляется парная и групповая форма работы, в ходе которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.

Необходимо отметить, что данная технология не должна вытеснять другие методы обучения. Проектное обучение использую как дополнение к другим видам обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Выступление (текст и презентация) на методическом объединении учителей начальных классов...

Презентация по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

Презентация по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО", 11 слайдов с иллюстрациями...

Текстовое выступление, сопровождающее презентацию по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

Текстовое выступление, сопровождающее презентацию  по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО", 7 страниц...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

В данной статье освещен как собственный опыт работы по оранизации проектной деятельности обучающихся, так и теоретический материал по теме "Проект"....

Презентация: "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

Данная презентация сопровождала доклад на ШМО учителей началных классов....

Буклет «Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»

Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносят­ся знания. К ним поступает огромное количество информации отовсюду. Это нельзя не учитывать. Но зачастую обилие информации не приво...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....