ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument222.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Настоящее время характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Для сохранения здоровья учащихся современному учителю необходимо владеть рядом технологий здоровьесберегающей организации образовательного процесса.
Это, например, личностно ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, педагог старается обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы технологий выделяют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
В ряду здоровьесберегающих технологий хотелось бы особо выделить технологию «раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным. Характерными чертами ее является внедрение в образовательный процесс движения наглядного учебного материала. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, «бегущие огоньки» (можно использовать лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).
Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого можно использовать подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.
В процессе овладения детьми письмом применяют специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».
Обязательным предметом, согласно технологии В.Ф. Базарного, является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают хоровой кружок при школе.
Одно из требований, отличающее все здоровьесберегающие технологии, – регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.
При использовании технологии Базарного наблюдаются такие результаты, как снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п.
Представим этапы реализации здоровьесберегающей технологии Базарного в начальной школе:
1 этап – создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:
- Соблюдение теплового режима;
- Поддержание в помещениях школы чистоты;
- Соблюдение нормативов освещенности в классах;
- Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;
- Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;
- Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся;
2 этап – создание условий для сбережения здоровья детей на уроках:
Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека:
- Формирование правильной осанки;
- Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.;
- Физкультминутки;
- Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;
Морально–психологические:
- Деловая, деятельная атмосфера;
- Уверенность в успехе;
- Доброжелательность;
- Раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).
3 этап – формирование социально-психологического климата в классе, отвечающего следующим требованиям:
- Перспективность, оптимистичность;
- Жизнерадостность;
- Уверенность в успехе, результативности как в личной, так и в коллективной деятельности;
- Защищенность обучающихся;
- Дух сотрудничества;
- Построение оптимальных целесообразных отношений «учитель – ученик».
4 этап – изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях:
- Увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков;
- Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости;
- Активное включение и использование идеи состязательности, свойственной детям школьного возраста;
- Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры,
- Увеличение доли времени на улучшение осанки.
5 этап – достижение во внеклассной спортивно-массовой работе массовости, всеохватности обучающихся спортивными секциями.
Спортивно-массовую работу необходимо расширять и дополнять следующим содержанием и мероприятиями:
- Проведение два раза в год «Дня здоровья» – спортивного праздника как комплекса эстафет, соревнований и туризма;
- Организация различных внутриклассных соревнований, веселых стартов, спортивных встреч родителей и первоклассников;
- Активизация участия учащихся в школьных вечерах, танцах, т.к. танцы рассматриваются как важное дополнительное средство расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной;
- Использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры);
- Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д.
6 этап – связан с реализацией программы здоровья учителя, которая включает в себя:
- Творческую активность;
- Поддержание благоприятного морально-психологического климата;
- Организацию здорового досуга;
- Занятия физической культуры и спортом;
- Апробирование приемов и средств оздоровления организма.
7 этап – пропаганда здорового образа жизни:
- Формирование физиологии здоровья;
- Обучение способам оздоровления организма;
- Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.
8 этап – установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:
- Проведение медосмотров врачами комплектующего центра;
- Профилактика инфекционных заболеваний;
- Организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с медицинскими работниками;
- Обучение участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи.
9 этап – работа с родителями:
- проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка;
- вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье;
- включение родителей в воспитательный процесс;
- привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.).
Здоровьесберегающие образовательные технологии позволяют организовать продуктивную познавательную деятельность учащихся начальной школы с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОС начального общего образования второго поколения
Выступление на заседании МО содержит ряд рекомендаций учителям по сохранению здоровья школьников....
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе.
Данный отчёт выполнила Хитрова Е.Н. при подготовке к аттестации для профессионального портфолио, где поделилась опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках. во внеурочной д...
Использование информационных технологий в образовательном процессе в начальной школе
Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Статья для учителей, воспитателей и родителей, стремящихся сохранить здоровье учащихся в непростое современное время. Приведены и описаны занятия , укрепляющие здоровье детей. ...
ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»
ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО (статья для выступления на РМО)
Чтобы успешно учиться - нужно иметь хорошее здоровье. Здоровый ребёнок успешно адаптируется в социальной среде, нормальный рост и гармоничное развитие во многом определяются средой, в кото...