Мастер класс . Рефлексия на уроках в начальной школе.
статья по зож
Предварительный просмотр:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.
Актуализация мастер-класса.
За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. .Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал?
Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
“Всё в твоих руках”.
И действительно , все в наших руках.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Раскрытие темы мастер-класса.
Тема нашего мастер-класса “Рефлексия на современном уроке в условиях ФГОС”.
ФГОС нам всем известно. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
(из ФГОС)
Все это нам знакомо.
Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое “рефлексия”?
Знакомо ли вам значение этого понятия? А может, вы что-то уже, знаете?
Рефлексия содержания мастер класса.
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме …и отложите.
Таблица для слушателей.
Понятие | Знаю | Узнал |
Рефлексия | + |
|
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните таблицу.
(Ставим цели)
Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
А что же такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности
Что можно применять?
Это: карточки с изображением лица – смайлики; показ большого пальца вверх или вниз;
«радостный мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плоховато;
«маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.
“Мои ожидания”:
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)
Рефлексия содержания учебного материала.
используется для выявления уровня осознания содержания изученного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
“Плюс-минус-интересно”. (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления).
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.
Понятие | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
1. «Поезд».
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным.
2. «Поляна»
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
3. «Дерево»
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате или доске .
Рефлексия деятельности.
Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Что я делал?
С какой целью?
Почему я это делаю так?
Какой результат я получил?
Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы уже на первых уроках математики в первом классе через сказку:
- Кто из зверей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота).?
- На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).
Какие варианты?
«лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька - у меня были проблемы;
верхняя ступенька - мне всё удалось;
«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
«сказочное дерево» - это мой любимый вариант рефлексии на уроке:
плод, цветок и листочек
Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь
Цветочек – было трудно, но я понял
На месте цветочка появляются плоды, поэтому яблоко – у меня всё получается
Вариантов много
«наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
«поставь цветок в вазу» - ориентировка на цвет вазы
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
Практическая работа. Минутка релаксации.
А теперь я предлагаю поработать в парах. Прижмите ладони друг друга и мысленно пошлите добрые слова, настройтесь на позитивное общение. Чувствуете ли вы тепло друг друга? Запомните то, что сейчас чувствуете, возьмите с собой теплые чувства и хорошее настроение. Помните о том, что хорошо для вас – хорошо для всех.
А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Придумайте свои варианты проведения рефлексии. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «смайликов» (они вложены в конверты).
- Улыбающийся смайлик – очень интересный вариант
- Смайлик с закрытыми глазами – неплохой вариант,
- Грустный смайлик –Ваш вариант мне не понравился,
ФРАГМЕНТ УРОКА.
( ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «УМНОЖЕНИЕ» 2 УРОК ПО ТЕМЕ)
- РЕБЯТА , ПОКАЖИТЕ В КАКОМ НАСТРОЕНИИ ВЫ СЕЙЧАС НАХОДИТЕСЬ?
( СМАЙЛИКИ У КАЖДОГО)
-ДЛЯ ТОГО , ЧТО БЫ ВЫ САМИ МНЕ СМОГЛИ СКАЗАТЬ О ЦЕЛИ НАШЕЙ ВСТРЕЧИ, ПРЕДЛАГАЮ ПРОСЛУШАТЬ ОТРЫВОК ИЗ ПЕСЕНКИ
.( ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ПЕСНИ « ДВАЖДЫ ДВА ЧЕТЫРЕ…»
- О ЧЕМ ПЕЛОСЬ В ПЕСНЕ?
- О КАКОМ АРИФМЕТИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ ПОЙДЕТ РЕЧЬ?
- КАКИЕ СЛОВА В ПЕСНЕ ПОДСКАЗАЛИ ВАМ?
- ПОНЯТИЕ УМНОЖЕНИЕ ЗНАКОМО ВАМ ИЛИ ЭТО ЧТО ТО НОВОЕ ДЛЯ ВАС?
- КАКИМ АРИФМЕТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЕМ МЫ МОЖЕМ ЗАМЕНИТЬ УМНОЖЕНИЕ?
- НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ ДВА СТОЛБИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ. НАЙДИТЕ И ПОДЧЕРКНИТЕ ТЕ ВЫРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ЗАМЕНИТЬ УМНОЖЕНИЕМ.
6+6+6+6+7 9+9+8+9
7+7+7+7+7+7 2+2+2+2+3+2+3+2
2+2+2+2+2+2 5+5
4+4+4+4 10+10+10
- РЕБЯТА , У КОГО ВЫЗВАЛО ЗАТРУДНЕНИЕ ЭТО ЗАДАНИЕ?
- а зачем нам умножение, если можно заменить суммой одинаковых слагаемых?
ТАНЮША ОЦЕНИТ НАШУ РАБОТУ С ЭТИМ ЗАДАНИЕМ.( ПО ШКАЛЕ …….
Другой момент,
- ребята , у вас на столе лежит карточка с заданием, вам необходимо заполнить таблицу неизвестными множителями или произведениями
– оцените , то что вам предстоит сделать?
- Если какое- нибудь задание вызовет затруднение у вас, отметьте его знаком вопроса. Мы к нему позже вернемся.
– приступили.
- прверяем.
Множитель | 4 | 6 | 1 | 2 | |
Множитель | 2 | 2 | 8 | ||
Произведение | 10 | 12 | 2 |
- у кого возникли трудности?
Оцените свою работу
- ребята . а где в жизни нам пригодятся знания таблицы умножения?
Итог мастер-класса.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Не зря мы сказали - все в наших руках (беру бабочку).
Предлагаю ваших бабочек поместить на доску.вместе с цветком того цвета, что отражает сейчас ваше настроение.
Вот и получилась у нас с вами летняя полянка. Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!
Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса? (заполнить последнюю графу таблицы).
Список литературы.
- Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
- Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
- Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".
- Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"
Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....
Материалы мастер-класса "ИКТ на уроках в начальной школе"
В материалах - презентация и доклад по обозначенной теме....
Мастер-класс " Рефлексия на уроках в начальных классах"
Мастер -класс " Рефлексия на уроках в начальных классах " проводился на районном методобъединении учителей начальных классов.Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлекси...
Мастер-класс « Рефлексия на уроках в начальных классах»
За окном весенняя слякоть, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Возьмите бабочку и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:Жи...
Мастер - класс "Этап рефлексии на уроке в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО"
ЦЕЛЬ моего мастер-класса: помочь Вам снять проблемы в подготовке этапа рефлексии....
Мастер-класс АМО на уроках в начальной школе
Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно; методом начала урока «Дерево дружбы»; методом проверки домашнего зада...