Мастер-класс АМО на уроках в начальной школе
материал
Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно; методом начала урока «Дерево дружбы»; методом проверки домашнего задания, введения в тему «броуновское движение»» методом подведения итогов « Подарок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystup_na_pedsov.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс АМО на уроках в начальной школе
Учитель : Гречуха И.А.
Тип: сообщение
Форма: мастер-класс
Оборудование: 6 шляп, учебник технологии 1 класс Н.А. Цирулик, карточки со словами
Цель:
Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно; методом начала урока «Дерево дружбы»; методом проверки домашнего задания, введения в тему «броуновское движение»» методом подведения итогов « Подарок».
Задачи:
Познакомить с АМО в начальной щколе;
Показать участникам возможности использования резервов группового мышления
Воспитывать культуру обмена мнениями
Способствовать дальнейшему развитию эффективного творческого мышления педагогов.
Продолжить работу над формированием компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, компетенцией личностного совершенствования.
Ход мастер-класса.
-Здравствуйте. Наш мастер-класс я хочу начать с дерева дружбы. (сл.2)
Это дерево появилось на свет в тот момент, когда один человек улыбнулся другому. Эта улыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхности появились три ростка: доброта, взаимовыручка и искренность. Эти ростки срослись в одно целое, и появилось Дерево Дружбы. Дерево росло и развивалось, на нем набухали новые почки, лопались, превращаясь в изумрудные листья. Некоторые листочки желтели и опадали – это означало, что друзья поссорились. Но если на этом месте появлялась новая почка – друзья мирились!
Наше дерево дружбы живет, и будет жить вечно. И каждый раз дерево улыбается, если люди дружат. И сегодняшний наш мастер-класс пройдет под девизом о дружбе и взаимовыручке.
***
- На нашем занятии мы познакомимся с методом Эдварда де Боно «Шесть шляп». ( сл.3)
Мы, бывает, чуть не плачем.
Чтобы чувства не задеть,
Нужно шляпы нам надеть.
С шляпы спросу никакого.
Но проблемы суть глаголя,
Каждый выскажет свое,
Не обидев никого.
А венцом такой беседы
Станет виденье проблемы,
Всех этапов обсужденье
И задачи всей решенье
Этот метод помогает научиться думать различными способами, давать разностороннюю оценку ситуациям.
В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
–На занятиях знакомство со шляпами каждого цвета происходит постепенно, поочередно. Сначала вводится «красная» шляпа для эмоционального всплеска, для обсуждения на уровне «вам понравилось?», какие чувства вызвала та или иная игра, сказка и т.д.( сл.4)
В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
После того, как ребята легко научатся пользоваться «красной» шляпой, умеют высказывать свои эмоции только под полями этой шляпы, вводятся шляпы двух цветов – желтая и черная.
Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? – Надевая желтую шляпу, ребенок учится во всем искать только положительные моменты.
Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?
Надевая черную шляпу, ребёнок учится во всём искать только отрицательные черты героев, минусы в поведении различных сказочных персонажей.
Когда дети научаются выделять + и – в поведении героев, вводится символ зеленой шляпы.
Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. как бы могла закончиться та или иная ситуация, то есть выделять интересные моменты,
Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы- вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?
Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением, контролем и оценкой собственной деятельности. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?
-Началось всё с притчи. «Наследство» ( сл.5)
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет. Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось. Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
- Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» шляпы..Материалом для работы будет урок технологии в 1 классе «Шитье: шов «вперед иголку». с.72
Каждая подгруппа, объединенная цветом шляпы, производит анализ работы с точки зрения своей позиции: (сл. 7-12)
“Белая шляпа”– вам предлагается надеть белую шляпу и изложить только факты, последовательность событий, то есть сухую информацию, Ответить на вопросы Какая информация у нас есть? Как получить недостающую информацию? Что нам необходимо для работы? Что и как мы будем делать?
(научиться вышивать ровными стежками на ткани в клетку или в полоску. Для этого нам надо…)
“Красная шляпа”
– в красной шляпе говорят и думают только о чувствах. Какие чувства вызывает эта работа(ситуация)? (Мне кажется, что будет очень красиво, если украсить вышивкой…)
“Черная шляпа”
– надев черную шляпу, вы видите все в черном цвете. Расскажите, самое плохое в этой ситуации, какие отрицательные последствия могут ожидать в будущем? Что самое страшное может произойти? Участники в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности. Сработает ли это? Насколько это опасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места?
(НЕТ-Нет-нет. Ничего у нас не получиться. Нитка будет путаться…)
“Желтая шляпа”- у любого события есть всегда положительные стороны. Надев желтую шляпу, вы видите ситуацию с положительной стороны. Участники в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание метода с позиции оптимиста. Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны?
(Все у нас получиться! Мы возьмем специальную иголку, нитка не запутается, если работать аккуратно…)
“Зеленая шляпа”
Это шляпа творчества. Она позволяет по-иному взглянуть на ситуацию, придумать новый выход. Каковы альтернативы? Что можно предпринять в данном случае? Как можно разнообразить работу? (А еще можно использовать нитки разного цвета, разной толщины…. я бы вышила сердечко).
В синей шляпе Чего мы имеем? Что нужно делать дальше? Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений, действий? (Да, я думаю, мы все сможем сделать. Для работы нам понадобятся: игла, тонкие, но прочные нити,линейка, ткань. Вначале, мне кажется…. ЖЕЛАЮ ВДОХНОВЕНИЯ!!) (сл.13)
На выполнение работы даётся 5 минут
Выступление 1-2 минуты на каждую пару. (сл.14-19)
***
-А теперь послушайте окончание притчи.
Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…
-Как вы думаете, что решили сделать братья?
-Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги)))
Если наше дело – в шляпе,
Если наше тело – в шляпе,
Если даже мысли – в шляпе,
Значит, в шляпе-то – вся суть!
***
.- А теперь мы познакомимся с ещё одним АМО - «Броуновское движение»
3 класс «Три склонения имён существительных»
Проверка домашнего задания по теме «Три склонения имён существительных»
У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой написано одно из слов.
Прочитайте по цепочке слова, написанные у них на карточке.
Встаньте и разделиться на 3 группы. Определите признак, на какие группы надо поделиться, вспомнив правило.
Повторите правила, характеризующие своё склонение.
***
Закончить занятие хочется на позитивной ноте. Метод - игра «Подарок» Вы должны разделиться по парам. Каждой паре предлагается подарить друг другу подарок, описать его и объяснить почему. Нельзя забывать и о словах благодарности.
ладонь | огурец |
одежда | заяц |
деревня | воробей |
мебель | путешествие |
ягода | тетрадь |
площадь | мороз |
свобода | фамилия |
учение | учитель |
морковь | растение |
берёза | автомобиль |
1-е склонение
_____________________________________________________________________________________________
2-е склонение
_____________________________________________________
3-е склонение
Лиса с журавлем подружилась.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Лиса с журавлем подружилась.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование сказки на уроках в начальной школе"
Презентация мастер-класса "Использование сказки на уроках в начальной школе"...
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....
Мастер класс Проектная деятельность на уроках в начальной школе
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к ...
мастер-класс "Физ.минутки на уроках в начальной школе"
Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояни...
мастер-класс "Физ.минутки на уроках в начальной школе"
Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояни...
Мастер-класс "Использование сказки на уроках в начальной школе"
Презентация мастер-класс "Использование сказки на уроках в начальной школе" с аннотацией к слайдам....
Презентация к мастер-классу "Использование презентаций на уроках в начальной школе"
Презентация содержит большой материал о значении презентаций на уроках в начальной школе, рекомендации по использованию их во время учебного процесса, а также по их созданию. В презентации есть слайды...