Рабочая программа внеурочной деятельности "Будь здоров"
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности " Будь здоров"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_zdorov_3_kl_peredel.docx | 141.96 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Будь здоров»
(спортивно-оздоровительное направление)
Разработчик: Волженина Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Будь здоров» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6,5-11 лет.
Цель
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
- формировать представления о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- формировать навыки конструктивного общения;
- формировать потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Основные требования к программе:
- связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
- использование занимательности;
- решение нестандартных, олимпиадных задач;
- учет желаний учащихся;
- наличие необходимой литературы у учителя.
Принципы программы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Особенности программы в том, что занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Описание места курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по физкультурно- оздоровительному направлению «Будь здоров» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения и воспитания детей в возрасте от 6,5 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 1 год. В 1 классе – 33 часа, во 2 – 4 классах – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Занятия осуществляются во второй половине дня в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Основные виды деятельности учащихся:
-игры;
-беседы;
-экскурсии;
-конкурсы рисунков;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-просмотр тематических видеофильмов;
-творческие работы.
Планируемые результаты
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявления
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
- ходе реализация программы «Здоровейка» обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Содержание программы:
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе».
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
Раздел 2. Питание и здоровье
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Раздел 4. Я в школе и дома
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование
здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей»
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего | Теория | Прак- тика |
Введение «Вот мы и в школе» 4 часа | ||||
1 | «Здоровый образ жизни, что это?» | 1 | 1 | |
2 | Личная гигиена | 1 | 1 | |
3 | В гостях у Мойдодыра | 1 | 1 | |
4 | Остров здоровья» | 1 | 1 | |
Питание и здоровье 5 часов | ||||
5 | Как и чем мы питаемся | 1 | 1 | |
6 | Правильное питание –залог физического и психологического здоровья | 1 | 1 | |
7 | Вредные микробы | 1 | 1 | |
8 | Что такое здоровая пища и как её приготовить | 1 | 1 | |
9 | «Чудесный сундучок» | 1 | 1 | |
Моё здоровье в моих руках 7 часов | ||||
10 | Труд и здоровье | 1 | 1 | |
11 | Наш мозг и его волшебные действия | 1 | 1 | |
12 | День здоровья «Хочу остаться здоровым» | 1 | 1 | |
13 | «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» | 1 | 1 | |
14 | “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. | 1 | 1 | |
15 | «Природа – источник здоровья» | 1 | 1 | |
16 | «Моё здоровье в моих руках» | 1 | 1 | |
Я в школе и дома 6 часов | ||||
17 | Мой внешний вид – залог здоровья | 1 | 1 | |
18 | «Доброречие» | 1 | 1 | |
19 | С. Преображнский «Капризка» | 1 | 1 | |
20 | «Бесценный дар- зрение». | 1 | 1 | |
21 | Гигиена правильной осанки | 1 | 1 | |
22 | Викторина «Спасатели, вперед!» | 1 | 1 | |
Чтоб забыть про докторов 4 часа | ||||
23 | Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 | 1 | |
24 | Движение - это жизнь | 1 | 1 | |
25 | День здоровья «Дальше, быстрее, выше» | 1 | 1 | |
26 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 | 1 | |
Я и моё ближайшее окружение | ||||
27 | Мир моих увлечений | 1 | 1 | |
28 | Вредные привычки и их профилактика | 1 | 1 | |
29 | Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 1 | |
30 | В мире интересного. | 1 | 1 | |
«Вот и стали мы на год взрослей» 4 часа | ||||
31 | Я и опасность. | 1 | 1 | |
32 | Лесная аптека на службе человека | 1 | 1 | |
33 | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» | 1 | 1 | |
34 | Чему мы научились и чего достигли | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 18 | 16 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы «Будь здоров» необходима материально-техническая база:
1. Учебные пособия:
- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты о здоровье, профилактике инфекционных заболеваний и др.;
- измерительные приборы: весы, часы и их модели.
- Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,
мультимедийный проектор, DVD, и др.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.
Учебно-тематический план
1 класс
В том числе | |||||||||
№ | Наименование разделов и | Всего, | Лекции | Выездны | Практи | ||||
п/п | дисциплин | час. | занятия, | ческие | |||||
стажиров | занятия | ||||||||
и, деловы | |||||||||
игры | |||||||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 1 | 2 | ||||
1.1 | Дорога к доброму здоровью | 1 | 1 | ||||||
1.2 | Здоровье в порядке - спасибо | 1 | 1 | ||||||
зарядке | |||||||||
1.3 | В гостях у Мойдодыра | 1 | 1 | ||||||
Кукольный спектакль | |||||||||
К. Чуковский «Мойдодыр» | |||||||||
1.4 | Праздник чистоты «К нам приехал | 1 | 1 | ||||||
Мойдодыр» | |||||||||
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | 2 | |||||
2.1 | Витаминная тарелка на каждый | 1 | 1 | ||||||
день. Конкурс рисунков | |||||||||
«Витамины наши друзья и | |||||||||
помощники» | |||||||||
2.2 | Культура питания | 1 | 1 | ||||||
Приглашаем к чаю | |||||||||
2.3 | Ю.Тувим «Овощи» (кукольный | 1 | 1 | ||||||
театр умеем ли мы правильно | |||||||||
питаться) | |||||||||
2.4 | Как и чем мы питаемся | 1 | |||||||
2.5 | Красный, жёлтый, зелёный | 1 | 1 | ||||||
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 3 | 4 | |||||
3.1 | Соблюдаем мы режим, быть | 1 | 1 | ||||||
здоровыми хотим | |||||||||
3.2 | Полезные и вредные продукты. | 1 | 1 | ||||||
3.3 | Кукольный театр Стихотворение | 1 | 1 | ||||||
«Ручеёк» | |||||||||
3.4 | Экскурсия «Сезонные изменения и | 1 | 1 | ||||||
как их принимает человек» | |||||||||
3.5 | Как обезопасить свою жизнь | 1 | 1 | ||||||
3.6 | День здоровья | 1 | 1 | ||||||
«Мы болезнь победим быть | |||||||||
здоровыми хотим» | |||||||||
3.7 | В здоровом теле здоровый дух | 1 | 1 | ||||||
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | 3 |
взрослей» | ||||||
7.1 | Я и опасность. | 1 | 1 | |||
7.2 | Лесная аптека на службе человека | 1 | 1 | |||
7.3 | Игра «Не зная броду, не суйся в | 1 | 1 | КВН | ||
воду» | ||||||
7.4 | Чему мы научились и чего достигли | 1 | 1 | Диагностика | ||
Итого: | 34 | 16 | 18 |
Учебный план 4 класс
В том числе | |||||||||||||||
№ | Наименование разделов и | Всего, | практи- | Форма | |||||||||||
п/п | дисциплин | час. | лекции | ческие | контроля | ||||||||||
занятия | |||||||||||||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 3 | Круглый стол | ||||||||||
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | 2 | КВН | ||||||||||
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 4 | 3 | Викторина | ||||||||||
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | 3 | Игра- викторина | ||||||||||
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 | «Разговор о | ||||||||||
правильном | |||||||||||||||
питании» | |||||||||||||||
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | 2 | 2 | Научно- | ||||||||||
практическая | |||||||||||||||
конференция | |||||||||||||||
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | 2 | Диагностика Книга | ||||||||||
здоровья | |||||||||||||||
Итого: | 34 | 16 | 18 | ||||||||||||
Учебно-тематический план | |||||||||||||||
4 класс | |||||||||||||||
В том числе | |||||||||||||||
№ | Наименование разделов | Всего, | лекции | выездн | практи- | Форма | |||||||||
п/п | час. | ые | ческие | контроля | |||||||||||
занятия, | занятия | ||||||||||||||
стажиро | |||||||||||||||
вки, | |||||||||||||||
деловые | |||||||||||||||
игры | |||||||||||||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 3 | |||||||||||
6. Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить
исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
- Литература
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр
«Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
- Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
- Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
10. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос,
2003. – 112 с.
12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
13. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
14. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре "Если хочешь быть здоров"
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров, правильно питайся»
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы,обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий...
Рабочая программа "Хочешь быть здоров-будь им!"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочешь быть здоров- будь им!".Данная програма расчитана на четыре года (1-4 кл.)....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Будь здоров" для 1 класса.
Рабочая программа «Будь здоров» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на 33 ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Будь здоров" для 2 класса.
Рабочая программа «Будь здоров» разработана для занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на 34 уч...
Рабочая программа внеурочной деятельности Спортивно – оздоровительного направления «Если хочешь быть здоров»
Рабочая программа внеурочной деятельностиСпортивно – оздоровительного направления«Если хочешь быть здоров»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!»
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и...