«ПРИВЫЧКИ – полезные и вредные, их влияние на здоровый образ жизни»
классный час по зож (2 класс) на тему

Миронова Елена Юрьевна

«ПРИВЫЧКИ – полезные и вредные, их влияние на здоровый образ жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka-_horoshie_i_plohie_privychki.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая         разработка

 Конспект занятия по теме:

 «ПРИВЫЧКИ – полезные и вредные, их влияние на здоровый образ жизни»

                                           

Работу выполнила  

Учитель начальных классов

Миронова Е.Ю.

                                                                                   

Сыктывкар, 2014 год

Пояснительная записка.

«Здоровье – привилегия мудрости»

Качество здоровья подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодежи.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Актуальность

 В  настоящее время  для пятиклассников важной и актуальной проблемой является необходимость пропаганды здорового образа жизни. Дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются физическим трудом, а большую часть досуга проводят в помещении за выполнением домашнего задания, или, рисованием с натуры, учитывая специфику художественного отделения. Поэтому пропаганда сохранения и укрепления здоровья детям на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всего общества, и гимназии в частности,  поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Занятие проводится для воспитанников  5 «в» класса, художественного отделения   Гимназии искусств при Главе Республики Коми.

Воспитанники- пятиклассники  это подростки 10-12 лет.

В этот период происходит существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления (мышления в понятиях) в доступных учащимся этого возраста формах.

Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. "память становится мыслящей, а восприятие думающим". К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность, способность к саморегуляции, рефлексия (обращенность на себя). Развитие рефлексии меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет, может быть, впервые не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, мнения.

В подростковом возрасте возникает новый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми. Подросток претендует на самостоятельность, на уважение к себе. Меняется в этот период и отношение детей к дружбе, товариществу, возрастает потребность в общении со сверстниками. Это явление объясняется тем, что у подростка формируются новые ценности, которые понятны и ближе сверстнику, нежели взрослому. Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство собой у детей распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебу.

Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

      Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что младший подростковый возраст – период формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей.

        Возрастные особенности обусловливают выбор  формы проведения занятия: беседа и ролевая  игра. ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение, а  посредством ролевой  игры ученики имеют возможность проанализировать лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли.

Тема: «Привычки – полезные и вредные, их влияние на здоровый образ жизни»

 

Форма мероприятия - беседа, ролевая  игра, просмотр презентации.

Цель:  актуализировать теоретические представления и понятия, связанные с привычками, и их влиянием на здоровый образ жизни человека у учеников 5 класса, посредством беседы и ролевой игры.

Задачи:

- способствовать актуализации формирования негативного отношения к вредным привычкам;

- начать стимулировать формирование способности  противостоять соблазнам, осознание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни, умение общаться со сверстниками,

-познакомить учащихся с психологическими механизмами формирования привычек и путями избавления от вредных для здоровья и окружающих привычек.

- Стимулировать воспитанников к занятиям подвижными играми

Подготовительная работа:

                                  Подготовка презентации к уроку,     репетиция с помощником на роль Театральной Маски.                            

Оформление: на магнитной доске написаны пословица и название воспитательского часа, перечислены полезные и вредные для человеческого организма привычки. На двери плакакт  «Здоровый образ жизни»

Оборудование:  театральная маска, мяч, магнитная доска с магнитами, мультимедиа проектор.

Ход мероприятия.

Этапы

деятельности

Время

Ход   занятия

Формирование УУД, выполняемые учащимися на данном этапе

1. Мотивирование деятельности.

-Дорогие дети, я рада видеть вас, надеюсь, что вы тоже рады видеть нас всех вместе, давайте, поприветствуем наших гостей и улыбнемся друг другу.

- Как вы думаете, что  является для каждого человека важным?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов (дом, семья, здоровье, друзья и т.д.)

- Сегодня мы с вами будем говорить о здоровье, и что нам помогает  его сохранить.

- Все вы слышали поговорку «Береги здоровье смолоду!» Скажите, почему это нужно делать?

 ( варианты ответов детей - чтобы долго жить, чтобы не болеть, чтобы быть счастливым)

Личностные УУД:

- актуализация внутренней позиции воспитанника;

-формирование эмоционального отношения к ЗОЖ;

 

Регулятивные  УУД:

-Вовлечение в тему воспитательского часа.

Коммуникативные УУД:

-создаем условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в совместную деятельность;

  -развитие умения слушать и вступать в диалог;

Познавательные УУД:    

-актуализация знаний по темеЗОЖ;

    2.Постановка проблемной ситуации и пути выхода из нее.

 - Человек, является живым организмом, и как любой живой организм у него есть свой ресурс жизни, то есть, сколько он может прожить. Для человека этот возраст составляет  180 лет. Почему же человек не доживает и до  половины? Что на него влияет? ( варианты ответов детей- природа, социум, окружение его, его поступки)

-Жизнь зависит от наследственности( те признаки, что передали ему родители), от экологической обстановки, от уровня здравоохранения, и самое главное от образа жизни, который ведет человек.

-А что такое образ жизни? варианты ответов детей- поведение, привычки.

Личностные УУД:

-развитие способности к самовыражению;

Регулятивные  УУД:

- вовлечение в беседу.

Познавательные УУД:

-умение осознано и произвольно строить высказывание

    3.Актуализация знаний учащихся по данной проблеме.

  -А что такое привычка? Как вы это понимаете это слово? ( варианты ответов детей)

-Привычка – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. То есть привычка, - это то, что мы делаем постоянно. 

-Ведь не зря наши далекие предки подметили и выразили в слове о том, что привычка – вторая натура. Привычки есть у каждого, просто не всегда мы их осознаем. Одни привычки со временем проходят, другие – появляются, третьи – остаются с человеком на всю жизнь. Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Например, я привыкла рано ложиться спать, а кто-то, наоборот, ложиться поздно; кто-то делает зарядку каждое утро, а кто-то не делает ее вообще. Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека.

- Сейчас ребята, вы разделитесь на 4 группы .Под вашими стульчиками есть наклейки.

1 группа- наклейки с людьми делающими зарядку,

2 группа- наклейки с людьми чистящими зубы,

3 группа- наклейки с людьми плавающими в бассейне,

4 группа- наклейки с людьми которые кушают овощи.

(Дети рассаживаются по группам за заранее приготовленные столы.)

-Каждой группе будет дано 2 задания:

1 -  на одном листе написать вредные привычки, на втором положительные привычки по отношению их к здоровью человека.

2- показать нам хорошую привычку и разучить ее со всем классом.

-На работу вам будет дано 5 минут.

(Далее идет презентация каждой из групп, обсуждение, как эти привычки влияют на наше здоровье.)

- ребята, мы с вами проделали большую работу по обсуждению хороших и плохих привычек, влияющих на наш организм. Я хочу предоставить вашему вниманию  презентации о вред наркотических веществ на организм человека.(идет 3 минуты)

-  Зачастую человек и не замечает как становится рабом собственных вредных  привычек по безволию и собственной слабости.  

Личностные УУД:

-умение классифицировать, разбивать на группы по схожим признакам.

Регулятивные  УУД:

- происходит сотрудничество в группах  в поиске решений поставленных вопросов;

Познавательные УУД:

- восприятие научного определения понятий «привычка».

 

4.Включение нового знания в систему знаний

Ролевая игра «Умей сказать «нет»»

-Нет ни одного человека на земле, который хотел бы стать рабом.   Как же уберечься от этого? Как не попасть к ним в рабство? (варианты ответов детей записываю на доску.)

- Правильно. Нужно прежде всего для себя самого выставить приоритет, полезно это для тебя или нет.

   Здесь может быть только один ответ:

   Надо научиться говорить плохим привычкам …

   Дети (хором). Нет!

 -  Вот мы сейчас и будем это делать. К нам пожаловал гость в театральной маске из темного царства вредных привычек, чтобы проверить насколько мы умеем  отстаивать свою собственную точку зрения на значимость здорового образа жизни.

Маска-  Добро пожаловать в Тёмное царство вредных привычек ! Предлагаю вам 10 способов, как попасть в него. У вас есть карточки с двухсторонней надписью -Да и нет. Я буду вам задавать вопросы и смотреть, кто  пойдет со мной, а кто нет.

   - Но мы- то с вами, ребята, знаем, что попасть в это Царство легко, но выбраться из него очень трудно. Поэтому на все эти призывы у нас  ответ…

   Дети (хором). Либо Да, либо Нет!

Маска. Коллосальный вред наносят сигареты организму.

   Дети (хором). да!

   Маска. А в виртуальной игре ты можешь в один миг стать победителем! И не нужно 11 лет учиться, трудиться, добиваться чего-то в жизни. 

   Дети (хором). Нет!

  Маска. Как мужественно ты будешь смотреться с бутылкой алкоголя в руках

   Дети (хором). Нет!

   Маска. Пропускать уроки - это круто!

   Дети (хором). Нет!

   Маска. Если у тебя нет денег - угощайся, бери в долг, потом вернёшь.

   Дети (хором). Нет!

   Маска. Не соблюдать правила личной гигиены – это не современно.

    Дети (хором). Да!

   Маска. Читать лежа –это полезно для глаз..

    Дети (хором). Нет!

   Маска. Обзывательство  помогает заработать авторитет.

   Дети (хором). Нет!

   Маска. Наркотики делают человека свободным и счастливым.

   Дети (хором). Нет!

   Маска. Ешь фаст фуды, будешь стройным!

   Дети (хором). Нет!

   Маска.          Почему - то все дети упрямо

                    Не клюют на такую рекламу.

                     Отказались от всего,

                     пора мне значит  уходить.

- Хорошо, что рядом с нами есть и другое царство- Царство хороших привычек. В это Царство попасть непросто: нужно трудиться, работать над собой, заставлять себя постоянно тренироваться. Зато в награду ты получишь крепкое здоровье, хорошее настроение, успешную работу, уважение людей.

Личностные УУД:

-выбор социальных и личностных ценностей;

Регулятивные УУД:

-происходит сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов;

Коммуникативные УУД:

-взаимодействие членов коллектива со сверстниками;

-коллективное обсуждение проблемы;

Познавательные УУД:

-умение структурировать знания;

-развитие логических УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

6.Рефлексия.

Ребята, в заключение мне хочется остановиться на том, что имея хорошие привычки вы ведете  здоровый образ жизни – вы поступаете правильно, поэтому важно уметь отказываться от вредоносной деятельности для своего организма, уметь отказываться от вредных привычек. В награду вы получишь крепкое здоровье, хорошее настроение, успешную работу, уважение людей.

- Нужно ли нам было говорить о наших привычках?

- Поднимите руку те ребята,  кому захотелось подружиться с какой-нибудь хорошей привычкой, чтобы быть здоровым и уверенным в себе, чтобы тебя все уважали.

-  сейчас, ребята, я прошу вас встать в круг, я бросаю мячик, и кто его поймал, будет произносить фразу «Сегодня я для себя узнал……» и заканчивать предложение, а потом передавать  мяч другому.

- Начали беседу мы с вами о ресурсе жизни человека, о том, что можно прожить до 180 лет. Вам будет дано задание, дома узнать, кто в роду был долгожителем, что способствовало этому?

- Перед вами две дорожки, ведущие к  здоровому образу жизни. Как вы   думаете,  что они обозначают? Почему одна короче другой?

- Уходя, подумайте, по какой вам хочется выйти из гостиной после сегодняшней беседы?

Спасибо ребята  за вашу работу!

Личностные УУД :  Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов воспитательного часа.

Регулятивные УУД:     умение сравнивать, делать выводы;

- оценивание усвоенного материала;

Коммуникативные УУД:

-развитие умения слушать и вступать в диалог;

Использованная литература:

  1. Возрастные особенности. Подростковый возраст (10-12 лет). Социальная ситуация развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://elabuga-shcool8.narod.ru/vozrast.html
  2. Современные технологии воспитательной работы /авторы составители: Панафидина Т.В., Северина О.А., Пташкина в.Н., Зюзюкина Н.В. – Волгоград,  2009
  3. Социальная сеть работников  образования nsportal.ru. Материал на тему: Клубный час: Привычки - хорошие и плохие.  http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/klubnyy-chas-privychki-horoshie-plohie

  1. Гуманизация воспитательного взаимодействия. Сборник педагогических технологий / составитель: Каменева Н.Г.  Коми Республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. Кафедра педагогических технологий и педагогического мастерства. – Сыктывкар, 2009.

  1. Формирование здорового образа жизни российских подростков : Для классных руководителей 5-9 классов: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова .- М. : Владос, 2002.- 192 с

  1. Индивидуально-возрастные и психологические особенности младших подростков 

http://area7.ru/metodic.php?schoolpsichol


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вредные привычки. Здоровый образ жизни.

Последствия вредных привычек. Пропаганда здорового образа жизни. Внеклассная работа во 2-4 классах....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике правонарушений, вредных привычек среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни

Пояснительная записка        Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитани...

Здоровый образ жизни и вредные привычки

Цель мероприятия:Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.Задачи:Образовательные:Познакомить обучающихся с теоретическим материалом о вреде наркотиков, алкоголя, табака.Познакомить с правилами ...

Конспект урока на тему:"Здоровый образ жизни.Вредные привычки"

Урок построен в форме устного журнала "Здоровый образ жизни"...

Внеклассное мероприятие "Здоровый образ жизни- главное условие профилактики возникновения вредных привычек"

Внеклассное мероприятие "Здоровый образ жизни- главное условие профилактики возникновения вредных привычек"  Цели: расширить знания детей о здоровом образе жизни, о вреде курения, ...

«РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»

Древневосточная мудрость гласит:  «Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в  течение многих лет давать ребенку уроки здоровья, мудрости, любви и труда»....

«Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек в условиях реализации ФГОС»

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна в современном мире. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но у...