«ПРИВЫЧКИ – полезные и вредные, их влияние на здоровый образ жизни»
классный час по зож (2 класс) на тему
«ПРИВЫЧКИ – полезные и вредные, их влияние на здоровый образ жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka-_horoshie_i_plohie_privychki.docx | 41.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Конспект занятия по теме:
«ПРИВЫЧКИ – полезные и вредные, их влияние на здоровый образ жизни»
Работу выполнила
Учитель начальных классов
Миронова Е.Ю.
Сыктывкар, 2014 год
Пояснительная записка.
«Здоровье – привилегия мудрости»
Качество здоровья подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодежи.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Актуальность
В настоящее время для пятиклассников важной и актуальной проблемой является необходимость пропаганды здорового образа жизни. Дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются физическим трудом, а большую часть досуга проводят в помещении за выполнением домашнего задания, или, рисованием с натуры, учитывая специфику художественного отделения. Поэтому пропаганда сохранения и укрепления здоровья детям на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всего общества, и гимназии в частности, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Занятие проводится для воспитанников 5 «в» класса, художественного отделения Гимназии искусств при Главе Республики Коми.
Воспитанники- пятиклассники это подростки 10-12 лет.
В этот период происходит существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления (мышления в понятиях) в доступных учащимся этого возраста формах.
Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. "память становится мыслящей, а восприятие думающим". К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность, способность к саморегуляции, рефлексия (обращенность на себя). Развитие рефлексии меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет, может быть, впервые не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, мнения.
В подростковом возрасте возникает новый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми. Подросток претендует на самостоятельность, на уважение к себе. Меняется в этот период и отношение детей к дружбе, товариществу, возрастает потребность в общении со сверстниками. Это явление объясняется тем, что у подростка формируются новые ценности, которые понятны и ближе сверстнику, нежели взрослому. Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство собой у детей распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебу.
Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.
Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что младший подростковый возраст – период формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей.
Возрастные особенности обусловливают выбор формы проведения занятия: беседа и ролевая игра. ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение, а посредством ролевой игры ученики имеют возможность проанализировать лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли.
Тема: «Привычки – полезные и вредные, их влияние на здоровый образ жизни»
Форма мероприятия - беседа, ролевая игра, просмотр презентации.
Цель: актуализировать теоретические представления и понятия, связанные с привычками, и их влиянием на здоровый образ жизни человека у учеников 5 класса, посредством беседы и ролевой игры.
Задачи:
- способствовать актуализации формирования негативного отношения к вредным привычкам;
- начать стимулировать формирование способности противостоять соблазнам, осознание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни, умение общаться со сверстниками,
-познакомить учащихся с психологическими механизмами формирования привычек и путями избавления от вредных для здоровья и окружающих привычек.
- Стимулировать воспитанников к занятиям подвижными играми
Подготовительная работа:
Подготовка презентации к уроку, репетиция с помощником на роль Театральной Маски.
Оформление: на магнитной доске написаны пословица и название воспитательского часа, перечислены полезные и вредные для человеческого организма привычки. На двери плакакт «Здоровый образ жизни»
Оборудование: театральная маска, мяч, магнитная доска с магнитами, мультимедиа проектор.
Ход мероприятия.
Этапы деятельности | Время | Ход занятия | Формирование УУД, выполняемые учащимися на данном этапе |
1. Мотивирование деятельности. | -Дорогие дети, я рада видеть вас, надеюсь, что вы тоже рады видеть нас всех вместе, давайте, поприветствуем наших гостей и улыбнемся друг другу. - Как вы думаете, что является для каждого человека важным? Учащиеся предлагают свои варианты ответов (дом, семья, здоровье, друзья и т.д.) - Сегодня мы с вами будем говорить о здоровье, и что нам помогает его сохранить. - Все вы слышали поговорку «Береги здоровье смолоду!» Скажите, почему это нужно делать? ( варианты ответов детей - чтобы долго жить, чтобы не болеть, чтобы быть счастливым) | Личностные УУД: - актуализация внутренней позиции воспитанника; -формирование эмоционального отношения к ЗОЖ;
Регулятивные УУД: -Вовлечение в тему воспитательского часа. Коммуникативные УУД: -создаем условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в совместную деятельность; -развитие умения слушать и вступать в диалог; Познавательные УУД: -актуализация знаний по темеЗОЖ; | |
2.Постановка проблемной ситуации и пути выхода из нее. | - Человек, является живым организмом, и как любой живой организм у него есть свой ресурс жизни, то есть, сколько он может прожить. Для человека этот возраст составляет 180 лет. Почему же человек не доживает и до половины? Что на него влияет? ( варианты ответов детей- природа, социум, окружение его, его поступки) -Жизнь зависит от наследственности( те признаки, что передали ему родители), от экологической обстановки, от уровня здравоохранения, и самое главное от образа жизни, который ведет человек. -А что такое образ жизни? варианты ответов детей- поведение, привычки. | Личностные УУД: -развитие способности к самовыражению; Регулятивные УУД: - вовлечение в беседу. Познавательные УУД: -умение осознано и произвольно строить высказывание | |
3.Актуализация знаний учащихся по данной проблеме. | -А что такое привычка? Как вы это понимаете это слово? ( варианты ответов детей) -Привычка – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. То есть привычка, - это то, что мы делаем постоянно. -Ведь не зря наши далекие предки подметили и выразили в слове о том, что привычка – вторая натура. Привычки есть у каждого, просто не всегда мы их осознаем. Одни привычки со временем проходят, другие – появляются, третьи – остаются с человеком на всю жизнь. Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Например, я привыкла рано ложиться спать, а кто-то, наоборот, ложиться поздно; кто-то делает зарядку каждое утро, а кто-то не делает ее вообще. Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека. - Сейчас ребята, вы разделитесь на 4 группы .Под вашими стульчиками есть наклейки. 1 группа- наклейки с людьми делающими зарядку, 2 группа- наклейки с людьми чистящими зубы, 3 группа- наклейки с людьми плавающими в бассейне, 4 группа- наклейки с людьми которые кушают овощи. (Дети рассаживаются по группам за заранее приготовленные столы.) -Каждой группе будет дано 2 задания: 1 - на одном листе написать вредные привычки, на втором положительные привычки по отношению их к здоровью человека. 2- показать нам хорошую привычку и разучить ее со всем классом. -На работу вам будет дано 5 минут. (Далее идет презентация каждой из групп, обсуждение, как эти привычки влияют на наше здоровье.) - ребята, мы с вами проделали большую работу по обсуждению хороших и плохих привычек, влияющих на наш организм. Я хочу предоставить вашему вниманию презентации о вред наркотических веществ на организм человека.(идет 3 минуты) - Зачастую человек и не замечает как становится рабом собственных вредных привычек по безволию и собственной слабости. | Личностные УУД: -умение классифицировать, разбивать на группы по схожим признакам. Регулятивные УУД: - происходит сотрудничество в группах в поиске решений поставленных вопросов; Познавательные УУД: - восприятие научного определения понятий «привычка».
| |
4.Включение нового знания в систему знаний | Ролевая игра «Умей сказать «нет»» -Нет ни одного человека на земле, который хотел бы стать рабом. Как же уберечься от этого? Как не попасть к ним в рабство? (варианты ответов детей записываю на доску.) - Правильно. Нужно прежде всего для себя самого выставить приоритет, полезно это для тебя или нет. Здесь может быть только один ответ: Надо научиться говорить плохим привычкам … Дети (хором). Нет! - Вот мы сейчас и будем это делать. К нам пожаловал гость в театральной маске из темного царства вредных привычек, чтобы проверить насколько мы умеем отстаивать свою собственную точку зрения на значимость здорового образа жизни. Маска- Добро пожаловать в Тёмное царство вредных привычек ! Предлагаю вам 10 способов, как попасть в него. У вас есть карточки с двухсторонней надписью -Да и нет. Я буду вам задавать вопросы и смотреть, кто пойдет со мной, а кто нет. - Но мы- то с вами, ребята, знаем, что попасть в это Царство легко, но выбраться из него очень трудно. Поэтому на все эти призывы у нас ответ… Дети (хором). Либо Да, либо Нет! Маска. Коллосальный вред наносят сигареты организму. Дети (хором). да! Маска. А в виртуальной игре ты можешь в один миг стать победителем! И не нужно 11 лет учиться, трудиться, добиваться чего-то в жизни. Дети (хором). Нет! Маска. Как мужественно ты будешь смотреться с бутылкой алкоголя в руках Дети (хором). Нет! Маска. Пропускать уроки - это круто! Дети (хором). Нет! Маска. Если у тебя нет денег - угощайся, бери в долг, потом вернёшь. Дети (хором). Нет! Маска. Не соблюдать правила личной гигиены – это не современно. Дети (хором). Да! Маска. Читать лежа –это полезно для глаз.. Дети (хором). Нет! Маска. Обзывательство помогает заработать авторитет. Дети (хором). Нет! Маска. Наркотики делают человека свободным и счастливым. Дети (хором). Нет! Маска. Ешь фаст фуды, будешь стройным! Дети (хором). Нет! Маска. Почему - то все дети упрямо Не клюют на такую рекламу. Отказались от всего, пора мне значит уходить. - Хорошо, что рядом с нами есть и другое царство- Царство хороших привычек. В это Царство попасть непросто: нужно трудиться, работать над собой, заставлять себя постоянно тренироваться. Зато в награду ты получишь крепкое здоровье, хорошее настроение, успешную работу, уважение людей. | Личностные УУД: -выбор социальных и личностных ценностей; Регулятивные УУД: -происходит сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов; Коммуникативные УУД: -взаимодействие членов коллектива со сверстниками; -коллективное обсуждение проблемы; Познавательные УУД: -умение структурировать знания; -развитие логических УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; | |
6.Рефлексия. | Ребята, в заключение мне хочется остановиться на том, что имея хорошие привычки вы ведете здоровый образ жизни – вы поступаете правильно, поэтому важно уметь отказываться от вредоносной деятельности для своего организма, уметь отказываться от вредных привычек. В награду вы получишь крепкое здоровье, хорошее настроение, успешную работу, уважение людей. - Нужно ли нам было говорить о наших привычках? - Поднимите руку те ребята, кому захотелось подружиться с какой-нибудь хорошей привычкой, чтобы быть здоровым и уверенным в себе, чтобы тебя все уважали. - сейчас, ребята, я прошу вас встать в круг, я бросаю мячик, и кто его поймал, будет произносить фразу «Сегодня я для себя узнал……» и заканчивать предложение, а потом передавать мяч другому. - Начали беседу мы с вами о ресурсе жизни человека, о том, что можно прожить до 180 лет. Вам будет дано задание, дома узнать, кто в роду был долгожителем, что способствовало этому? - Перед вами две дорожки, ведущие к здоровому образу жизни. Как вы думаете, что они обозначают? Почему одна короче другой? - Уходя, подумайте, по какой вам хочется выйти из гостиной после сегодняшней беседы? Спасибо ребята за вашу работу! | Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов воспитательного часа. Регулятивные УУД: умение сравнивать, делать выводы; - оценивание усвоенного материала; Коммуникативные УУД: -развитие умения слушать и вступать в диалог; |
Использованная литература:
- Возрастные особенности. Подростковый возраст (10-12 лет). Социальная ситуация развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elabuga-shcool8.narod.ru/vozrast.html
- Современные технологии воспитательной работы /авторы составители: Панафидина Т.В., Северина О.А., Пташкина в.Н., Зюзюкина Н.В. – Волгоград, 2009
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Материал на тему: Клубный час: Привычки - хорошие и плохие. http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/klubnyy-chas-privychki-horoshie-plohie
- Гуманизация воспитательного взаимодействия. Сборник педагогических технологий / составитель: Каменева Н.Г. Коми Республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. Кафедра педагогических технологий и педагогического мастерства. – Сыктывкар, 2009.
- Формирование здорового образа жизни российских подростков : Для классных руководителей 5-9 классов: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова .- М. : Владос, 2002.- 192 с
- Индивидуально-возрастные и психологические особенности младших подростков
http://area7.ru/metodic.php?schoolpsichol
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вредные привычки. Здоровый образ жизни.
Последствия вредных привычек. Пропаганда здорового образа жизни. Внеклассная работа во 2-4 классах....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике правонарушений, вредных привычек среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни
Пояснительная записка Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитани...
Здоровый образ жизни и вредные привычки
Цель мероприятия:Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.Задачи:Образовательные:Познакомить обучающихся с теоретическим материалом о вреде наркотиков, алкоголя, табака.Познакомить с правилами ...
Конспект урока на тему:"Здоровый образ жизни.Вредные привычки"
Урок построен в форме устного журнала "Здоровый образ жизни"...
Внеклассное мероприятие "Здоровый образ жизни- главное условие профилактики возникновения вредных привычек"
Внеклассное мероприятие "Здоровый образ жизни- главное условие профилактики возникновения вредных привычек" Цели: расширить знания детей о здоровом образе жизни, о вреде курения, ...
«РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»
Древневосточная мудрость гласит: «Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течение многих лет давать ребенку уроки здоровья, мудрости, любви и труда»....
«Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек в условиях реализации ФГОС»
Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна в современном мире. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но у...