Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни средствами УМК «Полезные привычки»
статья по зож

Елена Александровна Манзова

 Хорошее здоровье во все времена являлось величайшей ценностью, но только в последние годы установлено, насколько тесно связано оно с образом жизни человека. Здоровье это не только правильная, нормальная работа всего организма, но и хорошее самочувствие, настроение, позитивное отношение к себе и к окружающим.

Анализ существующей ситуации показывает что, алкоголь является распространенным психоактивным веществом (ПАВ) среди школьников, пробы алкоголя и его периодическое употребление считается нормой, широко распространено курение, несмотря на то, что все  знают о его вреде. Немногие знают о вреде пассивного курения. Алкоголь, сигареты и запрещенные ПАВ доступны детям. Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе.

В работе с детьми я, как учитель начальных классов, всегда касалась вопросов здоровья. Главными направлениями являлись воспитание навыков личной гигиены и предупреждение несчастных случаев, проведение физкультурно-оздоровительных внеклассных мероприятий. Но специальной программы, методики и учебников  по профилактике употребления ПАВ, формированию навыков здорового образа жизни не было. Возникла необходимость в курсовой подготовке, самообразовании по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_uchashchikhsya_navykov.docx393.41 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни средствами УМК «Полезные привычки»

 Хорошее здоровье во все времена являлось величайшей ценностью, но только в последние годы установлено, насколько тесно связано оно с образом жизни человека. Здоровье это не только правильная, нормальная работа всего организма, но и хорошее самочувствие, настроение, позитивное отношение к себе и к окружающим. STKI0025

Анализ существующей ситуации показывает что, алкоголь является распространенным психоактивным веществом (ПАВ) среди школьников, пробы алкоголя и его периодическое употребление считается нормой, широко распространено курение, несмотря на то, что все  знают о его вреде. Немногие знают о вреде пассивного курения. Алкоголь, сигареты и запрещенные ПАВ доступны детям. Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе.

В работе с детьми я, как учитель начальных классов, всегда касалась вопросов здоровья. Главными направлениями являлись воспитание навыков личной гигиены и предупреждение несчастных случаев, проведение физкультурно-оздоровительных внеклассных мероприятий. Но специальной программы, методики и учебников  по профилактике употребления ПАВ, формированию навыков здорового образа жизни не было. Возникла необходимость в курсовой подготовке, самообразовании по данной проблеме.

Интересным и целесообразным стало для меня изучение научных теорий, рассматривающих причины употребления ПАВ. Полностью объяснить это сложное явление каждая из них в отдельности не в состоянии. Поэтому в последнее время появились теории, описывающие взаимодействие познавательных и эмоциональных, социальных и личностных факторов употребления ПАВ. Современные  эффективные профилактические программы базируются в основном на  научных концепциях  президента канадской ассоциации психологов А.Бандуры, автора теории социального научения и профессора Колорадского университета, преподавателя института науки о поведении Р. Джессора, создателя теории проблемного отклоняющегося поведения.

Суть теории А.Бандуры состоит в том, что дети учатся как себя вести через подражание и положительное подкрепление приемлемого поведения. Если ребенок видит известных, преуспевающих людей, употребляющих ПАВ (в СМИ, на экране, среди окружающих людей), он им подражает. Отдавая должное подражанию, концепция предает большое значение саморегуляции и самоконтролю. Это вызвано тем, что восприимчивость к социальным влияниям зависит от знаний, установок, убеждений ребенка, его представлений о собственном будущем. Восприимчивость к социальным влияниям вызвана также низкой самооценкой, неуверенностью в себе, повышенной потребностью в социальном одобрении, неумении контролировать себя и неагрессивно настаивать на своем. Опираясь на эти факты, ученые считают, что сопротивляемость социальным влияниям может быть воспитана, а целью воспитания является формирование психологической невосприимчивости к вредным явлениям.

Теория отклоняющегося поведения Р. Джессора учитывает не только социальные и психологические факторы, но  и взаимодействие физиологических и генетических факторов. Отклоняющееся поведение (часто критерием служит возраст) может стать для ребенка средством преодоления неуспеха (мнимого или реального), скуки, тревоги, социальной изоляции, низкой самооценки. Наибольшей опасности подвергаются дети, не обладающие навыками преодоления стресса, тревожные, не умеющие справляться с проблемами, испытывающие затруднения в межличностных отношениях. Для ребенка озабоченного проблемами межличностного взаимодействия, не умеющего  эффективно общаться, преодолевать тревогу, стресс, знания о вреде табака, алкоголя, таблеток и других ПАВ бесполезны.

В марте 2006 года я вместе с коллегами (4 человека) Лицея стала участницей городской группы учителей,  разработавших профилактическую  программу  по формированию у учащихся начальных классов навыков здорового образа жизни. Эта программа создана на основе проекта «Здоровый образ жизни», осуществляемого с помощью Фонда Российско-Американского сотрудничества (ФРАЕК). Она сочетает традиционные и новые социально-психологические подходы. Используется только позитивный опыт. Основной постулат: «я хочу, но мне нельзя» меняется на: «мне можно, но я не хочу». Программа призвана перекинуть «мост» от информации к изменению поведения, формировать следующие навыки: положительный образ Я, навыки принятия решений, эффективного общения, самоконтроля, сопротивления давлению, преодоления стресса, тревоги. Средством реализации программы является УМК «Полезные привычки». P260112_14.01_[01].jpg

 «Полезные привычки» создавались при участии большого количества людей: психологов, медиков, учителей. Материалы апробированы в школах Москвы и Московской области, С-Петербурга, Волгограда, Новосибирска, Тюменской области, республики Хакасия и др. (в т.ч. школа № 98 г. Железногорска). Содержание УМК соответствует уровню детского восприятия. Позволяет не только детям, но и учителю узнать новое, повысить свой профессиональный уровень, дает возможность использовать различные методы и формы работы.  УМК «Полезные привычки» включает: пособие для учителей, рабочие тетради для учеников, материалы для родителей, методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения.

Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, принципов в соответствии с которыми разработаны «Полезные привычки», а также ряд теоретических вопросов современного профилактического обучения, описание методов работы и планы уроков с 1 по 4 класс (планы гибкие, позволяют менять и дополнять их содержание для максимального соответствия особенностям класса). Всего 32 урока. Для каждой возрастной ступени разработано 8 уроков, разделенных на 4 блока (модуля), по 2 урока в каждом. Первые 6 уроков (3 блока) посвящены развитию личностной и социальной компетентности (1 и 2 уроки – «Положительный образ Я», 3 и 4 – «Общение», 5 и 6 – «Принятие решений»), а 7- 8  – информацию о табаке и алкоголе, доступную ученикам начальной школы. Рассматриваемые вопросы от класса к классу повторяются, каждый из них рассматривается все более полно по мере развития учеников, возрастания объема знаний и уровня личностной и социальной компетентности. Таким образом, создается спиральный процесс формирования необходимых навыков. Рабочие тетради содержат: название темы, словарь, задания, выводы, оценку урока и своего настроения.P260112_15.39.jpg

Педагогическая практика показывает, что в настоящее время существенно изменено содержание учебного предмета «Окружающий мир». В центр изучения поставлен сам школьник и система его взаимоотношений с окружающим миром. Особое внимание уделено содержанию, изучение которого помогает формировать социальные представления в т.ч. о правах и обязанностях, этике взаимоотношений, отношение  к явлениям, общественной жизни. Это позволяет мне проводить интегрированные уроки «Окружающего мира» и «Полезных привычек».

Убеждена в том, что эффективность усвоения  материала учениками зависит от метода трансляции знаний. Наиболее действенными являются те, при которых дети являются субъектом обучения, выступают в роли обучающего. Исходя из этого, на занятиях я использую следующие методы работы: мозговой штурм, групповую дискуссию, эвристическую беседу, ролевое моделирование. Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей, активизации их мышления. Групповая дискуссия позволяет организовать  совместную деятельность учеников под руководством учителя, решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки в процессе общения, даёт возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить персональные позиции и личные точки зрения, ослабить скрытые конфликты, повысить интерес к проблеме и мнению одноклассников. Эвристическая беседа  ведёт к выводу, к открытию нового.

Считаю, что хороший эффект для профилактики имеет групповая работа, поэтому большинство занятий я организовываю в форме кооперативного обучения. Взаимодействие детей в небольших группах формирует у них качества социальной и личностной компетентности. P260112_14.03_[01].jpg

Я попросила детей высказать свое мнение о наших занятиях. 100% учащихся ответили, что им очень нравятся эти занятия,  потому что можно узнать много нового и интересного. «Я советую этот урок всем ученикам нашего Лицея» (Аня Тихонова), «я узнала много о себе и моих подругах, об интересах своих родителей» (Даша Поплыко), «я узнала, что у каждого человека есть свои вкусы и увлечения и еще, что курение вредит не только тому, кто курит, но и тому, кто вдыхает этот дым» (Настя Худякова).

Наибольший интерес у учащихся вызывают: положительная психологическая атмосфера на занятиях, общение, работа в группах, возможность получить новую полезную информацию.  Дети приобрели новые знания о вреде не медикаментозного употребления лекарств, алкоголя, курения, о важности принятия ответственных решений, они учатся слушать, высказывать свое мнение, принимать мнение других. У них формируются привычки, способствующие здоровому образу жизни. В классе нет серьёзных межличностных разногласий, конфликтов. Дети доброжелательны, активны, внимательны к себе и окружающим. Благоприятная психологическая обстановка способствует комфортности обучения и воспитания, сохраняет психическое и физическое здоровье детей.C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (2)\P260112_14.06_[01].jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по формированию у детей навыков здорового образа жизни

Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни велика. Данная лекция предлагается для использовании на родительском собрании. Она  в полной мере раскрывает роль родителей в формир...

Материалы МО. "Роль классного руководителя в формировании у учащихся навыков здорового образа жизни"

Материалы МО. "Роль классного руководителя в формировании  у учащихся навыков здорового образа жизни"...

Основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни.

Основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Соглас...

Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни

Выступление на ШМО классных руководителей...

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста....

"Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни"

В данном материале раскрывается система работы учителя начальных классов по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни....