Органы чувств - наши помощники
проект по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ларионова Елена Владимировна

Проект, цель которого показать роль и специфику разных органов чувств, связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_organy_chuvstv_larionova_e.v.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ « Органы чувств – наши помощники»

Оглавление:

  1. Пояснительная записка
  2. Цель проекта
  3. Качественные и количественные показатели
  4. Участники проекта
  5. Ресурсы проекта:
  6. Этапы  реализации проекта
  7. Календарный план  работы по проекту.

 

Пояснительная записка.

В 2017-2018 учебном году запланирован проект по изучению органов чувств младшими школьниками. Проект направлен на знакомство с телом человека, органами чувств, осуществляется  как в виде учебной деятельности, так и в игровом виде. Проект создает условия для развития  когнитивных процессов посредством разнообразных заданий,   способствует  бережному отношению обучающихся к собственным органам чувств, а так же желанию научиться их совершенствовать.

Здоровье человека — актуальная тема для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.  Здоровье ребенка с ограниченными возможностями, его социально-психологическая адаптация, развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для наших детей этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в школе – интернате связаны более 60% времени всего периода обучения.

Здоровьесберегающая среда, созданная в школе - интернате обеспечивает наличие необходимых условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся, целенаправленно формирует культуру здоровья и здорового образа жизни всех участников воспитательной деятельности.

   В процессе изучения данной темы имеются богатые воспитательные возможности, а именно формирование мировоззрения младших школьников, развитие познавательного интереса и использование полученных знаний на практике. 

Цель: показать роль и специфику разных органов чувств, связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают; учиться их совершенствовать, бережно относится к ним.

Планирование результатов:

Качественные результаты

Количественные результаты

  1. Активизация сенсорного восприятия, стимулирование органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса.
  2. Обучение детей правилам оздоровительного точечного массажа, и использование его в повседневной жизни.
  3. Мотивировать детей к активному использованию  правил гигиены в режиме дня.
  4. Расширение активного словарного запаса школьника
  5. Пополнение знаний детей об игровой деятельности, применение новых игр на практике.
  6. КТД  класса – изготовление памяток, оформление их в мини-книгу, использование ее в повседневной жизни.

  1. Привлечение к участию в проекте не менее 30 участников: воспитанников  и педагогов начальной школы.
  2. Выпуск памяток-листовок в количестве не менее 30 штук  
  3. По итогам реализации проекта предусмотрена презентация, охватывающая  большее количество групп участников (среднее и старшее звено школы)

Участники проекта: учащиеся 3 А класса, психолог Ларионова Е.В., классный руководитель Алымова М.Г., учащиеся 1-4 классов, классные руководители 1-4 классов.

Ресурсы проекта: презентации и видеоролики о строении органов чувств, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай голос», «Узнай, что это?», «Определи на вкус», «Найди отличия», «Что перепутал художник», «Какой инструмент звучит?», «Тактильные дощечки».  Игрушки:  лемур, слон, змея, собака, корова; наборы фразеологизмов со словами «глаза», « уши», «нос», «язык», «кожа» подбор слайдов «Кто как видит», «Кто как слышит», « Кто как дышит», «Какие бывают языки»; набор эфирных масел.

Этапы реализации проекта

1. Мотивационный.

     На внеурочных занятиях по игротерапии  младшие школьники знакомятся с органами чувств посредством  игр: «Чудесный мешочек», «Угадай голос», «Узнай, что это?», «Определи на вкус», «Что приготовила мама?». На занятиях с психологом  дети изучают особенности органов чувств через игру-  путешествие, отгадывая загадки, решая ребусы, изучая фразеологические обороты речи. Обсуждается вопрос: «Почему мы смогли выполнить правильно все задания?» Выясняется, что у нас хорошо работают все органы чувств. Но у всех ли они работают правильно? Почему так происходит? Выясняются причины. Возникает проблема: как сохранить полноценную работу своих органов?

Дети приходят к выводу, что нужно соблюдать правила, решают сделать памятки: «Берегите зрение!», «Берегите орган слуха!», «Берегите орган осязания!»

     Выдвигается гипотеза: использование памяток оказывает большое влияние на состояние здоровья человека, эффективность обучения и развитие познавательных способностей учащихся и повышает мотивацию к учебной деятельности.

Конечный результат проекта: памятки: «Берегите зрение!», «Берегите орган слуха!», «Берегите  обоняние!», « Берегите орган осязания!», «Берегите орган вкуса!»


II. Планирующий.

Определение направления поиска ответов на поставленные вопросы, разбиение на группы, распределение работы между группами и определение сроков.

 План работы:

Для изготовления памяток необходимо ответить на следующие вопросы:

  • какую роль играют памятки в жизни человека;
  • о каком органе рассказывается;
  • самые важные правила;
  • какие ещё нужно соблюдать правила;
  • как правильно и красиво оформить памятку.

Далее дети распределяются по парам и выбирают орган чувств, о котором будут  делать памятку.

III. Операционный (исследовательский) 

       Далее дети находят, собирают и систематизируют материал, используя иллюстрации, свои наблюдения, свой опыт.  Оформляют его в виде памятки. Результаты работы обсуждаются, корректируются. При этом решается, какой материал и в каком объёме целесообразно использовать. Обращается внимание, что не все дети, для которых будут изготовлены эти памятки, умеют читать. Каким образом выйти из этой ситуации? Как сделать материал доступным для всех? Ответы на эти вопросы дети ищут сами ( взрослый может подсказать).

IV. Реализация проекта.

     На этом этапе члены каждой группы ( либо индивидуально , с помощью взрослого) решают, какую памятку они будут делать. Это могут быть странички, оформленные в одну мини – книжку, а может быть и памятка, оформленная в виде листовки.



V. Последний этап – оценочный. Он  посвящён презентации. Каждая группа ( или индивидуально) демонстрирует свою памятку. Представитель группы  рассказывает о своих замыслах и о правилах работы с ней.

Дети приходят к выводу:

- эти памятки нужны всем и всегда;

- повесить их у себя над рабочим столом и постоянно ими пользоваться;

- некоторые оставить в классном уголке, поделиться с соседним классом.

Сроки реализации проекта – сентябрь –октябрь 2017 учебного года. В этот период  планируется  составление единого плана работы участников проекта, подготовка дидактического материала, проведение занятий.  Оформление результатов – ноябрь 2017 года. Защита проекта будет проходить в виде самопрезентации  учащихся 3А класса, распространение листовок о здоровом образе жизни  и назначена на 29 ноября 2017 года.

Календарно-тематический план работы по проекту

 Психолог Ларионова Е.В.

Дата

Тема занятий

Формируемые представления

Дидактический материал

14.09.17

Глаза – орган зрения

Мыслительные процессы(анализ, синтез, классификация), логика, внимательность, речь, память

Игрушка лемур,набор фразеологизмов со словом «глаза», подбор слайдов «Кто как видит», раздаточный материал «Найди отличия», «Что перепутал художник»

21.09.17

Уши – орган слуха

Внимательность, развитие способности к различению слуховых раздражителей, речь, слуховую память, любознательность

Игрушка слон, набор фразеологизмов со словом «ухо», подбор слайдов «Кто как слышит», игра «Угадай мелодию»

28.09.17

Нос – орган обоняния

Способность к различению  запахов, мыслительные операции(анализ, синтез), память, активный словарный запас

Игрушка собака, подбор фразеологизмов со словом «нос», подбор слайдов «Для чего нужен нос», игра «Угадай по запаху»

5.10.17

Кожа – орган осязания

Способность к различению тактильных ощущений, речь, активный словарь

Игрушка змея, набор фразеологизмов со словом «кожа», подбор слайдов «Кто как чувствует», игра «Холодно-горячо»

12.10.17

Язык – орган вкуса

Способность к различению вкусовых ощущений, словарный запас, , мыслительные операции(анализ, синтез)

Игрушка корова, набор фразеологизмов со словом «язык», подбор слайдов «Какие бывают языки», игра «Какое на вкус»

19.10.17

Правила гигиены (составление памяток «Берегите зрение», «берегите слух»)

Стремление к творческой деятельности, активный словарный запас, мелкую моторику, инициативу

Бумага А4, карандаши, фломастеры; набор иллюстраций по теме «Берегите зрение и слух»,

26.10.17

Правила гигиены ( «берегите орган обоняния», «берегите орган осязания», «берегите орган вкуса»)

Стремление к творческой деятельности, активный словарный запас, речь, мелкую моторику, инициативу

Бумага А4, карандаши, фломастеры; набор иллюстраций на тему «Нос бывает у….», набор иллюстраций по теме гигиены полости рта и носа.

Учитель Алымова М.Г.

Дата

Тема занятий

Формируемые представления

Дидактический материал

13.09.17

« На что похоже», «Разрезные картинки», «Чья тень», «С какого дерева лист», «Запрещенное движение»

«Мемори»

Мыслительные процессы(анализ, синтез, классификация), составление целого из частей, логика, внимательность, речь, память

Набор д\и карточек (лото), разрезные картинки различной сложности, набор карточек «деревья», музыкальное сопровождение  

20.09.17

«Одинаковые звуки»,

« Угадай инструмент»

Внимательность, развитие способности к различению слуховых раздражителей, речь, слуховую память

Коробочки с крупами (парные); набор музыкальных инструментов, ширма.

27.09.17

«Что подскажет запах»

Способность к различению  запахов, мыслительные операции(анализ, синтез), память

Эфирные масла из набора ароматерапии, чеснок, кофе, мята, апельсин(все в баночках), повязка на глаза

4.10.17

«Угадай на вкус»,

« Назови три слова»

Способность к различению вкусовых ощущений

Кусочки фруктов, набор дидактических карточек(предметы)

11.10.17

«Чудесный мешочек», «Отгадай и назови»

Способность к различению тактильных ощущений, речь

Д\и с набором тактильных дощечек под номерами, мешочек с  предметами разной сложности

18.10.17

Правила гигиены (слух, зрение)

Мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация, обобщение), речь

Загадки, стихи детских поэтов, подбор слайдов «Как беречь глаза и уши»

25.10.17

Правила гигиены ( нос, кожа, ротовая полость)

 

Мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация, обобщение), речь

Загадки, стихи, подбор слайдов « Как лечить нос», «Зачем чистить зубы», правила точечного массажа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....

Наши помощники-органы чувств

Конспект урока по окружающему миру по теме "Наши помощники-органы чувств", 1 класс, автор учебника Н.Ф. Виноградова...

Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"

Разработка урока  окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....

Органы чувств – верные помощники в познании мира.

Данный урок – урок открытия нового знания. Учебное занятие построено в соответствии ФГОС НОО.Урок состоял из 7 этапов.Первый этап – организационный момент, на этом этапе эмоционально настроила учащихс...

Конспект открытого занятия "Органы чувств - наши умные помощники".

Конспект занятия разработан для воспитанников школы 8 вида. Возраст обучающихся: 7-8 лет....

Органы чувств-наши помощники

Урок окружающего мира в 1 классе по УМК "Гармония"...

Конспект занятия (с презентацией) "Органы чувств - наши помощники"

Представлен конспект занятия с презентацией и дополнительными материалами. Может быть использовано в воспитательной работе с детьми ОВЗ....