"Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ОВЗ"
методическая разработка по зож по теме
Основной задачей нашей школы является создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие механизмов компенсации недостатков в психическом и физическом развитии каждого обучающегося и на этой основе решение проблемы по его социально – трудовой адаптации и реабилитации, интеграции в современное общество. Не менее важным в содержании работы мы считаем создание системы действий по обеспечению здоровьесберегающей образовательной среды, формирование здоровьесберегающей компетентности у всех участников образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ОВЗ" | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
выступление на педсовете
Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ОВЗ
Наивысшая ценность для педагога -это жизнь и здоровье ребенка.
Основной задачей нашей школы является создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие механизмов компенсации недостатков в психическом и физическом развитии каждого обучающегося и на этой основе решение проблемы по его социально – трудовой адаптации и реабилитации, интеграции в современное общество. Не менее важным в содержании работы мы считаем создание системы действий по обеспечению здоровьесберегающей образовательной среды, формирование здоровьесберегающей компетентности у всех участников образовательного процесса.
В последние годы важное место в современной российской педагогике отводится возможности использования здоровьесберегающих технологий, с которыми связывают задачи по сохранению и укреплению здоровья детей школьного возраста. Необходимо помнить, что понятие здоровья не ограничивается только физическими показателями. Сегодня под этим термином скрывается психическое, социальное здоровье ребенка, способствующее формированию позитивной самооценки учащегося, уверенности в себе, развитию коммуникативных качеств, умения продуктивно решать возникающие вопросы.
На состоянии здоровья оказывают влияние многочисленные факторы онто- и филогенетического характера, экологическая и социальная обстановка региона, уровень развития медицины и образования в целом. Одним из приоритетных направлений деятельности всех государственных структур современности является разработка программ и проектов, направленных на сбережение и умножение здоровья подрастающего поколения, поскольку здоровые дети сейчас – это здоровая в будущем нация, а значит эффективное развитее экономики, политики и общества в целом.
В национальной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
В последние годы, анализируя состояние здоровья школьников, специалисты обращают внимание на рост числа заболеваний, характеризующихся нарушениями в нервно–психическом и физическом развитии. 5 Наиболее значимыми медико – социальными факторами, формирующими нездоровье школьников, специалисты определяют:
- отсутствие реальных предпосылок формирования культуры здоровья в условиях семьи;
- низкая двигательная активность (НДА);
- нерациональная организация питания;
- высокая степень стрессовости в ближайшем для ребенка окружении;
- увеличение тенденции общей задержки физического развития;
- нездоровые пристрастия и увлечения: курение, алкоголь (особенно пивной среди молодежи), наркотическая и игровые компьютерные зависимости.
Низкий уровень здоровья учащихся является одной из причин возникновения трудностей в образовательном процессе, в слабом усвоении учебного материала, что резко сказывается на качестве образования в целом. Слабое здоровье детей и подростков нередко является причиной социальной дезадаптации (развитие неуверенности, подавленности, комплексов).
Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство, необходимо уделять внимание качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. 6 Немаловажное значение имеет и рациональная организация обучения, и реализация образовательных программ, обучающих навыкам здорового образа жизни.
Данная задача усложняется в условиях специальной коррекционной школы для умственно отсталых детей, т.к. один, а в некоторых случаях и несколько факторов здоровья уже нарушены. Дети - олигофрены характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.8 В таких условиях педагогам приходится делать акцент на сохранные психические процессы и прилагать усилия для нормальной социализации и адаптации ребенка к условиям обыденной жизни. Специалисты нашей школы используют здоровьесберегающие технологии для решения актуальных проблем по сохранению и укреплению благополучия учащихся.
По своему характеру здоровьесберегающие технологии могут быть частными (или узкоспециализированными) и комплексными (интегрированными). По направлению деятельности ЗОТ могут быть медицинскими, образовательными, коррекционными, реабилитационными, профилактическими.
По своему типу здоровьесберегающие технологии делятся:
1) на здоровьесберегающие, включающие следующие мероприятия: проведение профилактических прививок, обеспечение двигательной активности учащихся, витаминизацию, организацию здорового питания; 11
2) оздоровительные, включающие физическую подготовку, физиотерапию, ароматерапию, закаливание, гимнастику, фитотерапию. Последняя технология носит название «технология обучения здоровью».
Здоровьесберегающая педагогика подразумевает формирование системы, которая создает максимальные возможности для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного, физического здоровья не только учащихся, но и педагогов школы.
В систему здоровьесберегающей педагогики входит:
1) использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;
2) учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей памяти, мышления, работоспособности, активным и иным особенностям учащихся данной возрастной группы;
3) создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;
4) использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья и работоспособности.
В настоящее время специалисты нашей школы используют семь модулей программы здоровьесберегающих технологий, каждый из которых способен на разных этапах решить задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Первый модуль связан с необходимостью образования детей в сфере здоровья.
Второй модуль предполагает включение программ и практического руководства по физической активности учащихся.
Третий модуль рассматривает проблему организации школьного питания.
Четвертый модуль касается вопросов школьных медицинских услуг.
Пятый модуль исследует вопросы психологического и социального консультирования.
Шестой модуль затрагивает проблемы необходимости повышения квалификации работников школы в области здравоохранения.
Седьмой модуль направлен на активное участие семьи и общества в организации сохранения здоровья детей школьного возраста.
Приоритетными направлениями специального коррекционного образовательного учреждения должны стать создание условий в школе для формирования физически здорового ученика, применение педагогами школы индивидуально-дифференцированного подхода в работе со школьниками. Благодаря применению здоровьесберегающих технологий у учащихся формируются необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни и умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Совместная работа педагогов школы и администрации способствует ускорению процесса изучения концепции ЗОТ, практической реализации здоровьесберегающей методики, проявлению солидарности педагогов в признании ответственности каждого работника школы за жизнь и здоровье ребенка, в ней обучающегося, максимальному снижению негативного воздействия школы на здоровье учащихся.
Для успешной реализации здоровьесберегающей программы в школе мы используем трехступенчатую программу, позволяющую сделать концепцию развития здоровья школьников одной из составляющих педагогической практики.
Первая ступень направлена на создание школьной системы, способствующей укреплению и развитию здоровья детей школьного возраста. В нее входят:
1) неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
2) организация качественного питания;
3)переоборудование кабинетов с учетом особенностей физического развития школьников;
4) создание в школах уголков здоровья и оснащение их спортивным инвентарем, который позволяет удовлетворить потребность детей в двигательной активности. Благодаря предлагаемой программе все пространство школы начинает работать на развитие физического здоровья учащихся.
Вторая ступень, которая может быть реализована параллельно с первой, направлена на внедрение в систему школьного образования педагогических технологий, органически «вплавленных» в предметные уроки. Их цель -формирование правильного представления у учащихся о необходимости сохранения здоровья и рассказ о здоровом образе жизни.
Здоровьесберегающие технологии должны быть одновременно простыми для передачи их содержания и универсальны, чтобы применять на любом уроке. Современная здоровьесберегающая педагогика помогает сохранять психическое и социальное здоровье учащихся, формирует устойчивость к стрессам, способствует интеллектуальному развитию учащихся. Сегодня учеными доказано, что эмоциональная компетентность учащихся школ напрямую связана с уровнем здоровья и успехами в учебе.
Использование современных ЗОТ позволяет не только снять эмоциональную напряженность, возникающую у школьников на уроках, но и удовлетворить потребности школьников в двигательной активности (например, когда в ходе урока учащимся предлагается проделать несложные упражнения для снятия напряжения с глазных мышц).
Третья ступень связана с внедрением образовательных проектов в области охраны здоровья школьников. Программа предполагает творческую деятельность учителей и учащихся, в том числе в процессе совместной проектной деятельности.
Одной из серьезных проблем, возникающих в образовательных учреждениях, становится проблема охвата горячим питанием максимального количества учащихся.
Для того, чтобы дети осознали необходимость самостоятельного выбора полезного пищевого продукта, нужен специальный совместный творческий проект, в котором могут принять участие и дети, и взрослые. Учащиеся, проводя исследования здоровой пищи и обнаруживая массу полезных свойств обыкновенной гречневой каше, от которой они отказывались, самостоятельно делают выбор, чем и как они будут питаться.
Если во главе данного «пищевого» проекта встанут педагоги, не пытающиеся надавить на учащихся, а помогающие им стать настоящими исследователями продуктовой корзины, то авторитет взрослых, безусловно, вырастет в глазах учащихся.
Несмотря на игровой характер, который может приобретать работа над проектами, педагоги должны постараться не упустить важнейший элемент ее содержания, связанный с разработкой педагогических способов развития здоровья учащихся. Реализуя третью здоровьесберегающую ступень, важно использовать комплексный подход, в котором должны найти выражение социологические, психологические, мировоззренческие факторы, способные оказать влияние на здоровье ребенка.
Лишь при использовании всех трех ступеней программы, направленной на укрепление здоровья школьников при помощи разных методов и приемов, мы можем говорить об успешном функционировании здоровьесберегающих технологий в школе.
В заключении хотелось бы подчеркнуть – никакие усилия и старания, никакие цели не могут быть достойны, если они не ориентированы на сохранение и укрепление здоровья наших учеников. Отдельно взятые мероприятия, даже проведенные на самом высоком уровне, не дадут желаемого устойчивого эффекта – здоровьесберегающее качество образовательного процесса. Работа должна строиться системно, охватывать все компоненты образовательного процесса, отвечать здоровьесберегающим потребностям и запросам его субъектов, быть разносторонней по содержанию, формам и средствам реализации. Современная школа обязательно должна стать школой здоровья.
Литература
1. В.Г. Петрова, И.В. Белякова «Психология умственно отсталых школьников»
2.О.А. Шклярова, Н.В. Шестакова «Здоровьесберегающее направление в современной школе»
3.А.А. Коробейников «Актуальная европейская проблема: внедрение здоровьеразвивающей педагогики»
4.В.Ф. Базарный «здоровье и развитие ребенка»
5.Л.В.Баль, С.В.Барканова «Формирование здорового образа жизни российских подростков»
6.М.М. Безруких «Здоровьесберегающая школа»
7.Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология в современной школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. ФГОС с УО определяет, что одним из необходимых условий достижения ...
Методическая разработка по теме Использование здоровьесберегающие технологий в обучении детей в классах с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...
Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчёркивается, ч...
Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здо...
Статья: « Динамические паузы, как здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ОВЗ младшего школьного возраста ».
В статье говорится о значении динамических пауз в обучении детей с ОВЗ младшего школьного возраста....
Применение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ и ТМНР.
Меняется время и с ним наш мир. Поколения сменяют друг друга. Неизменно одно-рождаются дети. Они – наше продолжение. Завтра будет принадлежать им – нашим наследникам. И для каждого человек...
Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ОВЗ
доклад на ШМО...