Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. ФГОС с УО определяет, что одним из необходимых условий достижения качества общего образования является создание в учебных заведениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.Использование технологии здоровьесберегающего обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат повысить не только эффективность учебного процесса, но и уровень здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Главное в этой работе – неукоснительное соблюдение принципа систематичности и регулярности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
Решетникова Ирина Михайловна
учитель начальных классов
ГКОУ СКОШИ № 2 – VIII вида,
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия.
Для каждого человека, да и для общества в целом, нет большей ценности, чем здоровье. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. ФГОС с УО определяет, что одним из необходимых условий достижения качества общего образования является создание в учебных заведениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
1,7 млн. детей, проживающих в РФ, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся и дети с нарушениями интеллекта. Подавляющее большинство учащихся школ VIII вида имеют сложные и разнообразные нарушения в соматическом состоянии, физическом развитии и моторике. Разнообразные клинические формы интеллектуального недоразвития и нарушения в соматическом состоянии и физическом развитии учащихся требуют от учителя разработки специальных методов и приёмов здоровьесберегающего обучения.
Здоровьесберегающее обучение должно удовлетворять принципам здоровьясбережения: одним из которых является: «Не навреди!». Все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью учеников. Эффективных результатов здоровьесберегающего обучения можно добиться только в том случае, если учитель знает и учитывает структуру дефекта каждого учащегося и опирается на его сохранные возможности.
Известно, что основной формой физического воспитания в школе VIII вида является урок физической культуры. Но укрепление здоровья учащихся нельзя ограничивать только уроками физической культуры. Важную роль играют и санитарно-гигиенические условия, правильный режим занятий и отдыха, организация питания, витаминизация детей, физкультурно-массовые мероприятия, а также внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить, а в некоторых случаях укрепить уровень имеющегося здоровья.
С первых дней обучения младших школьников большое внимание уделяю направлению «здоровьесберегающего обучения». Ежедневно каждое утро в нашей школе-интернате начинается с утренней зарядки. Утренняя гимнастика является важным элементом двигательного режима, создаёт бодрое настроение и подготавливает детский организм к различным видам деятельности. В начальных классах упражнения для утренней гимнастики сопровождаются стихотворным текстом или музыкальным сопровождением. Например, упражнение «Вышли на зарядку».
- Эй, ребята, что вы спите? И. п. – стоя, руки на поясе.
- На зарядку становитесь, Встать на носки, руки в стороны.
- Справа – друг и слева – друг! И.п. – стоя, правую руку в сторону,
левую руку в сторону.
- Вместе все в весёлый круг! И. п. – стоя, широко расставив ноги,
махи руками над головой.
Особенно нравятся детям упражнения, которые выполняются, лёжа на кроватях. В достаточно тёплое и сухое время года утренняя зарядка проводится на улице.
Одним из основных правил построения урока с позиции здоровье сберегающих технологий является правильная организация урока. Организационный момент является первым этапом урока. Его цель – подготовка учащихся к работе на уроке, а также настрой на учебную деятельность. Включение в организационный момент упражнений по психогимнастике помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, создать атмосферу эмоционального настроя к предстоящей учебной деятельности. Например, упражнение «Наши ушки, наши глазки…»
- Наши ушки будут слушать (массаж ушей), наши глазки будут внимательно смотреть (поморгать глазами), наши пальчики будут ловкими (массаж пальцев), наши головушки будут хорошо думать (погладить по голове).
- Закрывайте глазки, опустите голову. Настраиваемся на работу. У вас всё получится, ваша работа будет радовать вас. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесёт нам всем радость.
В качестве приёма здоровья сбережения на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход. Он позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. При дифференцированном обучении каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе. Объём самостоятельных и домашних заданий, степень их сложности всегда соизмеряю с возможностями каждого ученика. Поэтому предлагаю детям разно уровневые самостоятельные и домашние задания.
Учитывая психологические особенности учащихся, необходимо продумывать число видов учебной деятельности и их переключения на уроке, избегать однообразия, чтобы не наступило быстрое утомления. Применение игровых технологий, использование коррекционно-развивающих приёмов укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, улучшает общую работоспособность. Игра – мощный лечебный фактор. Благодаря ей дети освобождаются от страхов, агрессии, нарушений поведения. Ни один урок в начальной школе не обходится без включения в него дидактических игр и упражнений. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала. На своих уроках использую различные виды игр:
- игры с предметами - использование муляжей, игрушек, природного материала, поделок («Овощи-фрукты», «Волшебный мешочек» и др.);
- настольно-печатные игры («Парные картинки», «Четвёртый лишний», «Собери картинку», «Лото» и т.п.);
- словесные (вербальные игры) («Узнай по описанию», «Найди ошибку», «Назови одним словом»).
Широко использую в практике нестандартные уроки:
- уроки-игры,
- уроки-конкурсы,
- уроки-путешествия,
- уроки-сказки.
Обязательным требованием охранительного режима на уроке является проведение физкультминуток и других оздоровительных моментов. Физкультминутки – это естественный элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. В своей практике использую различные виды физкультминуток:
- упражнения для снятия общего и локального утомления;
- гимнастика для глаз (методика Шичко Е.А.);
- упражнения, корректирующие осанку;
- дыхательная гимнастика (методика Стрельниковой);
- расслабляющие упражнения (релаксация) (методика Чистяковой);
- упражнения для кистей и пальцев рук.
- кинезиологические упражнения;
- упражнения с массажным «колючим» мячом.
Особенно нравятся младшим школьникам физкультминутки в стихотворной форме, под музыку. Часто физкультминутки вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении темы «Овощи» предлагаю детям выполнить следующую физкультминутку:
- Раз, два, три, четыре. (Маршируют)
- Дети овощи учили.
- Лук, редиска, кабачок, (Подпрыгивают, хлопая в ладоши)
- Горох, морковка, чесночок.
При изучении букв, в уроки обучения грамоте включаю алфавитные физкультминутки:
- А – начало алфавита,
- Тем она и знаменита.
- А узнать её легко:
- Ноги ставит широко.
В 3 – 4-х классах, когда упражнения хорошо отработаны, практикую проведение физкультминуток учащимися.
Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как у детей с нарушениями интеллекта наряду с общей моторной неловкостью, недостаточным развитием движений и малой их координированностью наиболее всего страдают мелкие мышцы рук. В уроки письма, трудового обучения, рисования включаю упражнения для кисти и пальцев рук, пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук. Например, пальчиковая игра «Шарик».
- Надуваем быстро шарик.
- Он становится большой.
- Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
- Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в «щепоточке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
Здоровье сберегающие технологии помогают не только сохранить здоровье детей, но и приучить их к здоровой жизни, что немало важно в настоящее время. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью в начальной школе способствуют внеклассные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своём здоровье, о вредных привычках («Путешествие в страну Здоровья», «Разговор о правильном питании», «Режим дня», «Глаза – главные помощники человека» и др.), встречи с медсестрой, врачом школы. И обязательно активное вовлечение детей в спортивно - оздоровительные мероприятия («День здоровья», «Весёлые старты», «Первенство школы по ОФП»), организация прогулок в лес, парк, подвижных игр на свежем воздухе.
Использование технологии здоровьесберегающего обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат повысить не только эффективность учебного процесса, но и уровень здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Главное в этой работе – неукоснительное соблюдение принципа систематичности и регулярности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчёркивается, ч...
Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здо...
Реализация ФГОС в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
Доклад на педсовете...
ИКТ в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
Презентация с выступления на МО...
Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"
В статье рассказывается об обучении детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Описывается организация работы на уроке, методы и приемы....
Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"
В статье рассказывается о методах, формах и приемах работы в коррекционной школе в условиях реализации ФГОС...
Игровые технологии в воспитании и обучении детей с интеллектуальной недостаточностью ( статья в сборнике)
Материалы региональной научно- практической конференции...