ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
статья по зож (1 класс) на тему

Трубачева Анна Николаевна
В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trubacheva_anna_nikolaevna_vystuplenie.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Трубачева Анна Николаевна,

учитель начальных классов,

ГБОУ школа № 579 Приморского района

 Санкт-Петербурга

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, направленных на сохранение и укрепление физического, психического, эмоционального, нравственного и социального здоровья объекта и субъекта образовательного процесса, то есть ученика и учителя.

В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Здоровье ученика в норме, если:

− в физическом плане — здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

− в социальном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

− в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

− в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.

Для формирования, сохранения и укрепления составляющих целостного здоровья детей в деятельность начальной школы внедряются здоровьесберегающие технологии.

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся.

За последние десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально-гигиенических и биологических факторов.

Поэтому охрана здоровья школьников требует от работников образовательных учреждений, поиска нетрадиционных путей решения этой актуальной проблемы.

Приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
  • компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, гимнастика, массаж);
  • стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки);
  • информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Для того, чтобы ученики были здоровыми и счастливыми, необходимо проводить систематическую работу по оздоровлению детей:

  • соблюдать санитарно-гигиеническим требованиям (соблюдение режима проветривания, режима питания, чередование работы и отдыха, чередование уроков с высокой умственной нагрузкой с уроками физкультурного и художественно-эстетического цикла);
  • внедрять в оздоровительную работу с детьми сказкотерапию, цветотерапию, аромотерапию, витаминотерапию;
  • использовать новые технологии, успешно сочетая старые, традиционные методы и формы проведения занятий с современными методиками.

Одним из важнейших условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

К средствам двигательной направленности относятся: движения; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; пальчиковая гимнастика; корригирующая дыхательная гимнастика; психогимнастика; гимнастика для глаз; тренинги; подвижные дидактические игры; динамические паузы.

Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

Дыхательная гимнастика. Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

Гимнастика для глаз. По данным ученых 70-80 % всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. Важно включать в уроки специальные упражнения для глаз.

Одним из приемов активизации организма является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя». В.Ф.Базарный считает: «Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах».

Здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, физкультурную, игровую. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и взрослыми, т.е. счастлив.

Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Обобщение опыта работы по теме: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».

Материал содержит презентацию обобщения опыта работы по теме" Здоровьесберегающие технологии в обучении и внеурочной дечтельности". Хотелось бы еще вспомнить слова Сократа: «Здоровье – не все, но все ...

Обобщение опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности....

"Технология сотрудничества на уроках в начальной школе. Методы и приемы"

В статье автор знакомит с методом TASK и приемами рефлексии, применяемыми в групповой работе на уроках в начальной школе....

Здоровьесберагающие технологии в начальной школе: методы и приемы работы

Здоровье «маленького человека» – важнейшая тема для обсуждения, вызывающая пристальный интерес как у родителей, так и у педагогов. Ребёнок большую часть дня проводит в школе, значит,...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из самых главных задач, которые обозначены в нормах ФГОС. В данной методической разработке говорится о  современных инновац...