МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из самых главных задач, которые обозначены в нормах ФГОС. В данной методической разработке говорится о современных инновационных методах и приемах, которые можно использовать при реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_ispolzuemye_pri_realizatsii.docx | 43.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из самых главных задач, которые обозначены в нормах ФГОС. Например, если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. Теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. А важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, обязательно формирующую личность. То есть, по нормативам ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Важное место занимают требования к предметным и метапредметным результатам образования, формированию универсальных учебных действий. Применение здоровьесберегающих технологий даёт возможность не только создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, снижать риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников, но и способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Я работаю по программе «Школа России. Учебный материал всех предметов начальной школы в данном УМК предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.
Я, как современный учитель, должна не только развивать познавательные и творческие возможности учеников, но и не забывать о состоянии их здоровья.
Цель моей работы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата, поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций и успешности в современном обществе.
Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных и энциклопедических статей. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.
Технология критического мышления
Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:
• приём «Чтение с остановками»;
• приём «Взаимовопрос»;
• приём «Корзина идей»;
• приём «Составление синквейнов»;
• интеллектуальная разминка;
• приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;
• таблица;
• написание творческих работ;
• кластер;
• «Верно – неверно».
Эти приемы использую на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
технологии сохраняют познавательную активность ребёнка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
- для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Проектные технологии
Проектная деятельность эффективно используется мной, начиная с 1 класса, при этом не заменяет традиционную систему, а органично дополняет, расширяет её. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков:
- социальных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.
-коммуникативных – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.
-мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.
На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.
Так как я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России», работа над проектами входит в программу обучения и является обязательной как для учителя, так и для ученика.
Проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.
Технология проектного обучения – педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, творческая, познавательная работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
1.самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2.учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3.приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
4.развивают у себя исследовательские умения;
5.развивают системное мышление.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в моей работе.
Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Информационно – коммуникационные технологии
В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.
Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации, пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты.
Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:
- подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
- «портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях;
- участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
- электронная почта;
- изучение основ информатики и вычислительной техники;
- составление отчётов, графиков, диаграмм;
- тестирование по предметам;
- поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
- проведение родительских собраний;
- воспитательные события и социальные проекты;
- тренажёры по предметам, тестирования;
- развивающие игры по предметам;
Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.
Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, учит навыкам контроля и самоконтроля, в совокупности - способствует повышению качества образования. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные технологии обучения, которые я эффективно использую, развивают личность ребенка, его творческие возможности, сохраняют физическое здоровье, достигаются высокие результаты в учебной деятельности.
Ограничений в применении современных технологий обучения нет. Закон “Об образовании” и ФГОС НОО дают право учителю самому выбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным педагогическим принципам.
Современный педагог просто обязан владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения
В личностно-ориентированном образовании на первое место выходит признание самобытности и уникальности каждого ученика. При организации образовательного процесса создаю условия для развития и реализации способностей ребёнка, его склонностей, интересов, особенностей психофизического развития. За каждым ребенком сохраняется право выбора собственного пути развития через организацию альтернативных форм обучения. В личностно ориентированных технологиях большое значение имеет эмоциональная культура учителя, его голос, интонация, речь. Осуществляя личностно - ориентированный подход я стараюсь формировать у детей мыслительное творчество, побуждающие искать новые знания и новые способы действий:
Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребёнка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока ещё дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.
И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребёнок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребёнок должен уметь организовать работу, направлять её в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подаёт идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) всё, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребёнка (умение общаться в микро коллективе, обобщать сказанное, выражать своё мнение, определить уровень работоспособности).
На таких уроках ни один ребенок не остаётся в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.
Используя в своей практике инновационные технологии, не забываю и о традиционных методах, таких как: беседа, соревнование, игра, практические занятия и другие. Разрабатывая уроки обязательно применяю здоровьесберегающие технологии.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья.
Они применяются во время урока в виде физкультминуток. А также динамические паузы, участие в спортивных соревнованиях школы, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?
Необходимо выполнять основные требования к уроку, с комплексом здоровьесберегающих технологий:
· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
· четкая организация учебного труда;
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· смена видов деятельности;
· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
· место и длительность применения ТСО;
· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
· построение урока с учетом работоспособности учащихся;
индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
- профилактика стрессов:
- работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
- целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение таких технологий помогает сохранению и укреплению здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшению психологического климата в детских коллективах; приобщению родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышению концентрации внимания, снижению показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении.
Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через составление и решение текстовых задач.
Например:
При решении задач из учебника «Математика. 2 класс» мы беседуем с детьми о пользе овощей и фруктов (с. 20 № 2, с. 21 № 11), о правильном выборе напитков (что выбрать квас или кока-колу), о правильном питании. Решая задачи (с. 64 № 2 и №1, №2 на странице 65), я рассказываю ученикам о том, что бег тренирует сердечную мышцу, повышает выносливость организма и общую работоспособность человека. Во время работы над задачей №17 на странице 54 того же учебника, мы с детьми говорим об ограничении времени для просмотра телевизора, игры в компьютер. В 4 классе, когда решаем задачи на движение, мы говорим о том, что пешие, лыжные, велосипедные прогулки, а также верховая езда закаляют наш организм и укрепляют здоровье.
Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
На уроках русского языка я обращаю внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» обеспечивает младших школьников полными знаниями о правильном питании (темы «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Наше питание»), режиме дня («Зачем мы спим ночью?», «Режим дня»), об организме человека «Строение тела человека», «Если хочешь быть здоров», «Поговорим о болезнях. Охрана здоровья в разные времена года», «Организм человека», «Как мы воспринимаем окружающий мир», «Надёжная защита организма», «Опора тела и движение», «Наше питание», «О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества», «Здоровый образ жизни»), которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни.
На уроках окружающего мира мои ученики знакомятся не только со строением и работой нашего организма, но и узнают о влиянии на него отрицательных последствий деятельности человека.
В уроки окружающего мира включаю физкультурно-познавательный компонент. Запоминание нового учебного материала в сочетании с двигательной активностью происходит быстрее. Поскольку игра является величайшей школой социального опыта, та познавательная информация, которую учащиеся получают благодаря игровым приемам и методам, расширяет их кругозор и возбуждает интерес к познанию вообще и к учебной деятельности. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. На уроках, в зависимости от темы, использовались разнообразные игры.
Литературное чтение
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися. Для эффективности внеклассной работы в этом направлении использую следующие формы и методы работы: тематические и информационные классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, дискуссии, походы, работа с семьей, диагностика изучения личности.
Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
Таким образом, на каждом уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье.
В структуре урока, применяю следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
- положительный эмоциональный настрой на уроке;
- оптимальный темп ведения урока (избежание «скомканности», задержки учащихся в классе после звонка.)
- подача материала доступным рациональным способом;
- наглядность;
- смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
- физкультминутки, динамические паузы;
- дифференцированный подход в обучении;
- групповая работа, работа в парах;
- игра, игровые моменты
- самомассаж, точечный массаж;
- воспитательные моменты на уроке (беседы), т.е. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности
- санитарно – гигиенические условия;
- Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Использование таких несложных приемов на каждом уроке, несомненно, принесет свои плоды. Показателем эффективности проведенного школьного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель начальных классов в состоянии сделать для здоровья своих воспитанников больше, чем врач. У учащихся хорошо развита интуиция по отношению к эмоциональному настрою учителя. И с первых минут урока педагогу просто необходимо создать такую атмосферу на уроке, чтобы ребенку было комфортно. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.
Психологический настрой на урок.
Урок можно начать со слов учителя: «Ребята, потрите свои ладошки!
Чувствуете тепло? Поделитесь теплом со своими товарищами!
Надеюсь, что также тепло и уютно вам будет на нашем уроке!»
А можно начать урок с таких небольших стихотворений:
Прозвенел уже звонок –
Ты готов начать урок!.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.
С точки развития познавательных процессов у учащихся преобладает непроизвольное внимание. Чаще всего ученик способен сосредоточится лишь на том, что ему интересно, нравится, и задача учителя помочь ему преодолеть неудовлетворенность, незаинтересованность через систему разноуровневых заданий. Большим значением в предупреждении утомления учащихся является четкая организация учебного процесса. Поэтому подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.
Очень важно, чтобы к началу урока на доске уже были сделаны учителем записи: задания для устного счета, опроса и т.д. Можно сразу указать, в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная, какой объем работы ученику нужно выполнить, он может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что повышает самооценку учащегося и результат его учебной деятельности.
Важно понимать, что не всем детям легко дается тот или иной предмет, поэтому просто необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, группах, на месте и у доски, где более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
Иногда ученику сложно запомнить даже хорошо понятный материал. Для этого очень полезно, даже необходимо, развивать зрительную память. Можно использовать различные формы выделения наиболее важного материала: подчеркнуть, обвести, записать более крупно, использовать цвет.
Прививать ученикам навыки здоровьесбережения мне помогают пословицы, соответствующие данной теме, которые я постоянно использую в своей работе.
Пословицы о здоровье
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.
После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.
и правильно списать:
Здоровье всего дороже.
Чистота- залог здоровья.
Кто долго жуёт, тот долго живёт.
Здоровье дороже богатства.
Здоровью цены нет. Здоровья не купишь
Деньги – медь, одежа – тлен, а здоровье – всего дороже.
Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
Лук семь недугов лечит. Лук от семи недуг.
Применение на уроках дифференцированного обучения также позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей я снижаю темп опроса. Не торопят ученика, дают время на обдумывание и подготовку. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.
Часто на уроке я применяю игровую технологию. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать, использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия , дидактические игры.
В качестве наглядности я активно использую компьютерные технологии.
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса.
Физкультминутка – обязательный элемент здоровьесберегающей организации урока
Проведение физкультминуток (ФМ) – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой.
- Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой
- продолжительность ФМ 1,5-2 минуты.
- комплексы упражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.
Релаксация на уроках.
Релаксация – это сильное расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервного напряжения.
Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым, небольшие по объёму презентации с музыкальным сопровождением.
Организация двигательных перемен в школе.
Плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, «сбросить» накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках. В результате происходит аккумуляция утомления, физиологически неоптимальной деятельности сердечно-сосудистой системы, кровообращения.
Главная цель двигательной перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.
Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены должны способствовать сохранению психического здоровья детей.
Вывод: применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества, а главное, повышается динамика качества обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Реализация здоровьесберегающих технологий в ГОУ СОШ № 1320
Данная работа рассказывает о том, как реализуются здоровьесберегающие технологии в нашей школе....
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Данный материал позволит учителю разнообразить методы и приёмы здоровьесбережения в рамках урочной и внеурочной деятельности...
Реализация здоровьесберегающей технологии в учебном процессе
В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с ...
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий
Для того, чтобы используемые учителем педагогические технологии оценить как отвечающие современным требованиям реформируемого российского образования, необходимо, чтобы они не только не оказывали здор...
Доклад. Реализация здоровьесберегающих технологий.
Охрана и укрепление здоровья учащихся....
Методы, используемые при реализации здоровьесберегающих технологий в школе
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это упорядоченная деятел...