Образовательная программа спортивно – оздоровительной деятельности «Расти здоровым» для учащихся 2 класса
рабочая программа по зож (2 класс) на тему

Попова Елена Евгеньевна

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasti_zdorovym.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

МАНОВИЦКИЙ    ФИЛИАЛ

МБОУ     НОВОНИКОЛЬСКАЯ    СОШ

 

Образовательная программа

спортивно – оздоровительной деятельности

«Расти здоровым»

для учащихся 2 класса

                                           Составитель:

                                                        Попова Елена Евгеньевна,

учитель начальных классов.

2012 – 2013 уч. г.

Пояснительная записка.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии (“валео” – быть здоровым, “логос”– наука) начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Цели программы:

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

        Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2. Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Методика работы

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Уроки содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержание уроков наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. Используются другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении. При этом обеспечивается развитие свойственных возрасту видов деятельности и познания и через них постепенно формируются у учащихся качества, присущие школьнику.

Игры, задания, упражнения будут способствовать развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети научатся понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и для здоровья. Младшие школьники будут рассматривать свой рост, свое развитие как жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, то есть от того, насколько их образ жизни является здоровым.

  Планирование составлялось из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.   70%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе.  Остальное время  распределено на всевозможные  тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и  внеклассных мероприятий на формирование здорового образа жизни.      

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • Правила бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам.
  • Специальные упражнения при плоскостопии.
  • Правила ухода за кожей.
  • Органы пищеварения.
  • Золотые правила питания, полезные продукты.
  • Правила здорового сна, хорошего настроения.
  • Правила для поддержания правильной осанки.
  • Признаки здорового и закаленного человека.
  • Правила безопасности на воде.
  • Правила хорошего тона.
  • Задачи оздоровительных пауз.
  • Вопросы физического и духовного здоровья.
  • Вопросы гигиены и питания, закаливания, строения человека и др.
  • Добрые слова.
  • Что такое положительные эмоции.
  • Возрастные особенности развития своего организма.
  • Основные сведения о себе, своем теле, внутренних органах, душевных качествах и. т.д.
  • Что трудности являются той опорой, которая помогает подняться вверх.
  • Средства закаливания (ванна, душ, купание).
  • Что такое бессонница, неполноценный сон.
  • Простые упражнения, как сделать паузу отдыха перед сном.
  • Правила дыхательных упражнений.
  • Строение позвоночника.
  • Правильную осанку, виды неправильной осанки.
  • Упражнения “Красивая осанка”.
  • Упражнения для глаз, для лица, для ног.
  • Упражнения “Доброе утро”, “Здоровье позвоночника”, “Гибкость позвоночника”, “Равновесие”.
  • Упражнения: улучшающие кровоснабжение головного мозга успокаивающие нервную систему улучшающие работу носоглотки, бронхов, щитовидной железы и. т. д.
  • Разнообразные витамины.
  • Что такое живая пища.

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно умываться, мыть зубы, чистить уши.
  • Специальные упражнения при плоскостопии (катание валика, хождение босиком, массаж стопы и др.).
  • Следить за кожей, ногтями.
  • Оказывать первую помощь при порезах, ожогах.
  • Правильно ложиться спать.
  • Соблюдать правила поведения в общественных местах.
  • Выполнять правила для поддержания правильной осанки.
  • Говорить добрые слова
  • Изучать индивидуальную оздоровительную программу.
  • Составлять опорную карту “Какой я?”
  • Перед трудностями успокоиться, остановиться, не делать преждевременных выводов и заключений
  • Делать обливание и обтирание.
  • Делать закаливающие упражнения.
  • Правильно спать, вставать.
  • Снять умственную усталость и предотвратить головные боли.
  • Выполнять дыхательные упражнения.
  • Правильно сидеть за партой, стоять.
  • Следить за правильностью своей осанки.
  • Выполнять упражнения для глаз, лица, ног.
  • Делать самомассаж шеи, плечевых суставов, спины, ступней и.т.д
  • Выполнять различные оздоровительные упражнения.
  • Правильно подобрать полезные продукты.
  • Готовить не сложную живую пищу.

Краткое содержание занятий:

“Дружи с водой” (2 ч.)

Беседа о пользе воды для организма. Знакомство с советами доктора Воды. Проводится анализ ситуации “Грязнуля”. Обсуждение вопроса: Как надо правильно мыть руки?

“Забота о глазах” (2 ч.)

Глаза – главные помощники человека. Изучается строение глаза (радужка, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка.) Проводится опыт по изменению размера зрачка. Выполнение оздоровительной минутки “Гимнастика для глаз”.

“Наши уши” (2 ч.)

Слух – большая ценность для человека. Проводится опыт по установлению слуховой чувствительности. Изучается строение уха (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо). Выполнение оздоровительной минутки “Самомассаж ушей”.

“Наши зубы” (2 ч.)

Зуб – это живой орган. Беседа о молочных и коренных зубах, о зубной щетке. Изучается строение зуба (коронка, корень, шейка). Проводится практикум “чистка зубов”.

“Наши руки и ноги” (2 ч.)

Проведение бесед о “рабочих инструментах” человека. Знакомство с пословицами и поговорками, в которых говорится о пользе рук и ног. Проведение практических занятий по определению плоскостопия, по срезанию ногтей. Выполнение специальных упражнений при плоскостопии.

“Наша кожа” (2 ч.)

Беседа по теме. Изучение строения кожи (эпидерма, сальные железы, поры, потовые железы…). Проведение опыта по проверке чувствительности. Знакомство с правилами ухода за кожей. Проведение оздоровительной минутки: “Солнышко”, “Этюд души”. Проводится практикум “Первая помощь при ранах, ожогах”.

“Наши мышцы, кости и суставы” (2 ч.)

Беседа по теме. Объяснение при помощи рисунков, что такое скелет, череп, грудная клетка, мышцы, суставы. Выполнение упражнений по укреплению мышц, по определению силы мускулов. Знакомство с оказанием первой помощи при повреждении мышц и костей.

“Как следует питаться” (2 ч.)

Изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой. Закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды.)

“Как сделать сон полезным?” (2 ч.)

Проводится беседа о пользе здорового сна. Даются советы о восстановлении сна, если нарушился сон.

“Вредные привычки” (4 ч.)

Беседа по теме. Проведение анализа разных ситуаций. Знакомство с помощью наглядных пособий о вреде табака, алкоголя, наркотика. Разыгрывание ситуаций.

“Случайные повреждения и несчастные случаи” (3 ч.)

Беседа о том, отчего могут возникнуть кровотечения, ожоги, мелкие раны. Знакомство с медицинскими вещами, лекарствами и.т.д. Проведение практической работы по оказанию первой помощи при ранах, ожогах.

“Если хочешь быть здоров” (3 ч.)

Беседа о закаливании, обтирании и обливании, о виде микробов. Знакомство с признаками здорового и закаленного человека. Выполнение оздоровительных пауз. Рисование на тему “Мы дружим с физкультурой и спортом”.

“Народные игры” (2 ч.)

Знакомство с якутской национальной и русской народной игрой. Игры могут проводиться на свежем воздухе, в зависимости от погоды, в легкой одежде. Повторение оздоровительных пауз.

“Здравствуйте” (2 ч.)

Мы говорим “Здравствуйте”, желая всем здравствовать, жить с радостью, с любовью в сердце. Научить детей ежедневно 1–2 минутки посвящать добрым словам, говорить добрые слова. Объяснить о том, что очень важно, чтобы каждое утро у них начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Улыбка – это положительный импульс для головного мозга.

“Мы – здоровые дети” (3 ч.)

Предлагается карта “Какой я?”, которая включает примерные вопросы, позволяющие человеку лучше узнать себя. После изучения карты составляется оздоровительная программа. Беседа о том, что жизненный опыт учит нас смотреть на трудности, препятствия с двух сторон: с одной стороны – это данные нам испытания, порой искушения, а с другой – наказание, которое мы заслужили своими неправильными поступками и даже мыслями.

“Гигиена тела и души” (4 ч.)

Проведение беседы о том, что существуют два вида грязи: внешняя и “внутренняя”, так называемые токсины, которые выделяются через потовые железы. Научить детей как правильно принимать душ, ванну. Знакомство с приемами закаливания, с приемом воды. Даются советы, как быть не совой, что делать, если не спится.

“Учимся правильно дышать” (2 ч.)

Беседа о дыхании, о частоте дыхания и.т.д. Знакомство с правилами выполнения дыхательных, звукодвигательных дыхательных упражнениях. Проведение игр “Летит пчела”, “Снежки”, “Дворник”, “Дуем в дудочку”, “Паровозик” и.т.д.

“Оздоровительные минутки” (4 ч.)

Повторение оздоровительных минуток изученных в первом классе. Изучение новых упражнений для глаз, лица, языка. Знакомство с новыми словами “гримаса”, “кривлянье”. Проведение маленьких комплексных упражнений, которые рекомендуются выполнять дома, в школе вместе с взрослыми.

“Тренируем тело, укрепляем дух” (10 ч.)

Проведение беседы о том, что сама природа подсказывает нам те или иные положения, при которых правильно формируются стопы, суставы, укрепляются мышцы, улучшается кровообращение. Учение простых приемов самомассажа, новых комплексных упражнений: “Здоровье позвоночника”, “Доброе утро”, “Равновесие” и.т.д. Учащиеся должны знать, какие упражнения полезны при том или ином недомогании.

“Заповеди здорового питания” (5 ч.)

Знакомство с жизнью американского биохимика Казимиром Функом, который придумал слово “витамин”. Беседа о том, какие витамины необходимы для нормального роста и развития, что надо есть, чтобы пополнить запас витаминов. Практическое занятие “Как можно готовить несложную, здоровую пищу”.

Календарно-тематическое планирование.

“Дружи с водой”

  1. Для чего нужна вода?
  2. Советы доктора Воды. Наши друзья: Вода и Мыло.

1 ч.
1 ч.

“Забота о глазах”

  1. Глаза – главные помощники человека.
  2. Гимнастика для глаз. Болезни глаз. Как их предупредить.

1 ч.
1 ч.

“Наши уши”

  1. Чтобы уши слышали.
  2. Слух – большая ценность для человека.

1 ч.
1 ч.

“Наши зубы”

  1. Что такое зубы и почему они есть?
  2. Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми.

1 ч.
1 ч.

“Наши руки и ноги”

  1. Рабочие инструменты человека.
  2. Формы рук и ног.

1 ч.
1 ч.

“Наша кожа”

  1. Зачем человеку кожа.
  2. Если кожа повреждена. Забота о коже.

1 ч.
1 ч.

“Наши мышцы, кости и суставы”

  1. Скелет – наша опора.
  2. Осанка – стройная спина.

1 ч.
1 ч.

“Как следует питаться”

  1. Питание – необходимое условие для жизни человека.
  2. Здоровая пища для всей семьи.

1 ч.
1 ч.

“Как сделать сон полезным?”

  1. Сон – лучшее лекарство.
  2. Если нарушается сон.

1 ч.
1 ч.

“Вредные привычки”

  1. Что такое вредные привычки?
  2. Курение – опасно для жизни.
  3. Алкоголь – наша беда.
  4. Наркомания – смерть нации.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

“Случайные повреждения и несчастные случаи”

  1. Кровотечения.
  2. Мелкие раны. Ожоги.

1 ч.
2 ч.

“Если хочешь быть здоров”

  1. Как закаляться. Обтирание и обливание.
  2. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

2 ч.
1 ч.

“Народные игры”

  1. Якутская национальная игра.
  2. Русская народная игра “Городки”

1 ч.
1 ч.

“Здравствуйте”

  1. Посмотрите в глаза друг другу.
  2. Улыбнитесь.

1 ч.
1 ч.

“Мы – здоровые дети”

  1. Какой я?
  2. Моя оздоровительная программа.
  3. Трудности даются не для страданий

1 ч.
1 ч.
1 ч.

“Гигиена тела и души”

  1. Водные процедуры как воздух нужны.
  2. Закаляюсь в радость.
  3. Здоровый сон.
  4. Как надо пить?

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

“Учимся правильно дышать”

1. Как мы дышим.

2 ч.

“Оздоровительные минутки”

  1. Что делать, чтобы осанка была хорошей?
  2. Упражнения для глаз.
  3. Упражнения для лица.

2 ч.
1 ч.
1 ч.

“Тренируем тело, укрепляем дух”

  1. Эти упражнения даны нам природой.
  2. Самомассаж.
  3. Упражнение “Доброе утро”
  4. Упражнения “Здоровье позвоночника”
  5. Упражнение “Гибкость позвоночника”
  6. Упражнение “Равновесие”
  7. Упражнения для ног.
  8. Упражнения при плоскостопии.
  9. Какие упражнения полезны при том или ином недомогании.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

“Заповеди здорового питания”

  1. Азбука полезных продуктов.
  2. Витаминный алфавит.
  3. Живая пища.
  4. Как мы вредим своему здоровью?
  5. Несколько слов о хлебе.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Расту здоровым!"

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обу...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Расти здоровым", 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Расти здоровым",ФГОС, 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Расти здоровым"

Программа     соответствует   федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант п...

Курс внеурочной деятельности "Расти здоровым" 1 - 4 класс

Цель программы курса: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности. Задачи: -...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Расти здоровым" для 1, 2 класса

Рабочая программа общекультурной направленности «Расти здоровым» составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десят...

Программа по внеурочной деятельности "Расти здоровым" для 1-4 классов.

Программа  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному напрвлению,  разработана на основе закона Российской  Федерации "Об образовании" ФГОС начального общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Расти здоровым" 1-4 класс

Рабочая программа кружка «Расти здоровым» курса внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности изучается в 1-4 классах 135 часов.Программа разработана в соответствии с треб...