Работа с детьми ОВЗ
консультация по зож (4 класс) на тему
Рекомендацции по«Эффективные приемы и методы, способствующие развитию мышления
у детей с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_psihicheskogo_zdorovya_doshkolnikov_u_detey_s_ovz_11.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема моего выступления: «Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников у детей с ОВЗ»
Здоровье ребенка – это самая большая драгоценность. Известно, что психическое здоровье дошкольников в возрасте 4-6 лет отличается легкой истощаемостью и повышенной ранимостью, а потому некоторые воздействия окружающего мира могут оказаться для него непосильными. Поэтому мы, взрослые, должны уметь определять границы психоэмоциональных возможностей ребенка и не допускать воздействия на его психику тех раздражителей, которые могут вызвать у дошкольника срыв нервной деятельности и привести к различным нервным заболеваниям.
Для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников необходимо:
безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
- позитивность окружающей детей обстановки (создание доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
- равенство в отношениях между взрослым и дошколенком;
- обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы,
- гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка;
- тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками
- создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, поощрение даже небольших достижений каждого воспитанника и его стремления к самостоятельности;
- осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"
Целью моего проекта является – сохранение и укрепление психического здоровья детей с ТНР.
Задачи, которые я перед собой поставила:
1.Разработать оптимальные пути сохранения и укрепления психического здоровья у детей с ОВЗ в условиях логопедической группы.
2.Способствовать поддержанию эмоционального благополучия детей в процессе коррекционно-воспитательной работы , средствами специальных игр и упражнений.
3.Обеспечить эмоциональный комфорт и позитивное психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
4. Обеспечить снятие напряжения, восстановить работоспособность.
5.Улучшать концентрацию внимания, снижать трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
6.Укреплять психическое здоровье детей, как ведущего фактора, позволяющего, полноценно усваивать коммуникативные навыки.
7.Предотвратить состояние переутомления, гиподинамии, других дезадаптационных состояний.
В группе организованы центры эмоционально-развивающей среды:
1. Центр двигательной активности.
2. Игровая жилая комнаты.
3. Логопедический уголок.
4.Зона отдыха
5. Театр.
6.Изодеятельность
7. Конструирование.
1. Центр двигательной активности – в нем находится физкультурный уголок с различным спортивным инвентарем, массажерами. Дети самостоятельно используют все это в своих играх.
2. Игровая жилая комната – это зона сюжетно-ролевых игр. Во время игр происходит общение со сверстниками, в процессе этого общения идет осознание ребенком своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей или антипатий, понимание, способен ли он лидировать, или ему комфортней подчиняться, то есть дети проигрывают жизненный опыт. Все это способствует развитию эмоций.
3. Логопедический уголок – зона, где подобраны дидактические игры и игры на развитие мелкой моторики – штриховки, обводки, игры с крупами, бусами, декоративными камушками, прищепками, грецкими орехами. Все они служат средством эмоциональной разрядки, снимают двигательную расторможенность, успокаивают, что положительно сказывается на эмоциональное благополучие ребенка.
4. Зона отдыха – уголок психологической разгрузки. После активной деятельности ребенку иногда хочется побыть одному, отдохнуть от потока информации, просто сменить обстановку, полистать книжку, посидеть в мягком кресле, подумать или помечать о чем-то о своем, то есть возможность побыть одному способствует снятию перенапряжения, каких-либо негативных настроений.
В работе с детьми я использую разные виды деятельности. Это проблемно-игровые ситуации, где ребенок должен что-то достроить, придумать, дорисовать. Увлеченность игрой, активизация творческого воображения способствуют тому, что у детей улучшается настроение, повышается эмоциональный тонус.
Следующий вид деятельности с детьми – это артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика, которая служит средством эмоциональной разрядки, развивает координацию, улучшает внимание, во время выполнения упражнений в игровой форме у детей возникают положительные эмоции.
Для эмоционального благополучия детей в группе мы используем арт-терапию, способ творческого самовыражения. Арт-терапию еще называют исцеляющим творчеством. Сюда входит:
1. Изодеятельность – это сфера, где у детей формируются яркие положительные эмоции в процессе творения. Через изодеятельность ребенок передает свой внутренний мир. По определению Сеченова – рука – это щупальца мозга, единственное место, где сконцентрированы все линии жизни и энергии.
2. Театр( или сказка-терапия) – важный фактор эмоционального благополучия. Через жесты, мимику, интонацию ребенок учится передавать настроение и характер героев, формируется умение выражать те эмоции и чувства, которые в обычной жизни ребенок не всегда может проявить. Следовательно, театр дает возможность самовыражения, что способствует снятию психического напряжения.
3. Игротерапия – в игре дети спокойно выражают свои чувства, уходит напряжение, ослабевает агрессия, что облегчает взаимоотношения между детьми. Позитивный настрой игр помогает сохранить хорошее настроение.
4. Танцевальные минутки (танцетерапия) – включаем разную музыку ( народную, классическую), детям, конечно же, нравится современная музыка, под которую они с удовольствием танцуют.
5. Смехотерапия – используем разные игровые приемы: рассмеши царевну-несмияну, придумай смешной эпизод, вспомни смешную историю, которая с тобой приключилась. Особенно нравится детям рассматривать и обсуждать забавные картинки с животными.
6. В нашей группе дети активные и громкоговорящие, поэтому в течении дня мы стали устраивать минутки тишины. Детям это понравилось. Сейчас они сами время от времени достают песочные часы, и вся группа на минутку замолкает. Самое забавное это то, как они следят друг за другом, чтобы никто не нарушал правила. «Нарушителям» устраивается дополнительная минутка тишины.
7. К арттерапии относится также конструирование. В процессе этой деятельности активизируется творческое мышление, развивается мелкая моторика. А самое главное – конструирование объединяет детей, они учатся договариваться, советоваться друг с другом, снимается тревожность, стабилизируется эмоциональное состояние.
Для нормализации эмоционального состояния детей в течение всего дня мы используем:
1.На зарядке -(стретчинг) - упражнения на растяжку.
2.Корригирующая гимнастика, гимнастика после сна
3. Физкультминутки.
3.Подвижные и спортивные игры.
( Обязательно используем хождение по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, колючим валикам, так как происходит стимуляция высокоактивных точек на стопах ног, которая оказывает благотворное влияние на весь организм)
Используя специальную литературу и интернет ресурсы, я подготовила :
1.Советы взрослым по сохранению и укреплению психоэмоционального здоровья детей.
2.Картотеку игр :
-игротерапия общения
-по психогимнастике
-по релаксации
- по зрительной гимнастике
3.Консультации для родителей и педагогов:
-"Самомассаж"
-"Развиваем мелкую моторику"
- "Что мы должны знать о дыхании"
-"Секреты волшебницы-релаксации"
Таким образом:
Использование множества приёмов и методов по сохранению и укреплению психического здоровья в практической деятельности воспитателя даёт положительные результаты, а именно:
- оздоравливает организм в целом;
- укрепляет центральную нервную систему;
- снимает напряжение, повышает работоспособность, эмоциональное благополучие ;
- улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой;
- улучшает зрение;
- развивает речевые умения и навыки, мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- активизирует познавательный интерес;
- увеличивает уровень социальной адаптации;
Этот проект мы используем в течении 2х лет. В результате все дети идут в школу массового контингента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...
Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.
Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём в этом плане обязате...
Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»
Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...
Статья на тему "Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении"
Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении...
Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением
Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...
Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....
Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....