Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
учебно-методический материал по зож на тему
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Цель: Ознакомление и распространение опыта работы
Задачи:
раскрыть значение здоровьесберегающий технологий;
познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;
поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Я хочу начать своё выступление с легенды.
«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать... Каким должен быть человек? Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» . Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
-Итак, наша задача: помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», Федеральных государственных образовательных стандартов.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Перед нами встаёт трудная задача построить занятия таким образом, чтобы с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой обеспечить усвоение необходимых знаний, но, не допустив перегрузок и не навредить здоровью детей.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
В структуре урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
Психологический настрой на урок.
Можно начать урок с таких небольших стихотворений:
* Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, считать
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Свой открытый урок в прошлом учебном году в 4 классе, я начала вот так. Предлагаю вам поработать вместе со мной.
Приложите свою руку к сердцу.
Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Часто сердце нам что-то советует, а иногда и приказывает. Когда вы спокойны - оно бьётся ровно, когда вы сердитесь - учащённо, и от этого становится плохо на душе.
А сейчас повторяйте за мной:
Я есть любовь,
Я есть воля,
Я есть сила,
Я есть добро,
Я есть всё прекрасное.
Я есть Человек,
Всё зависит от меня,
Всё в моих руках.
Глубоко вздохните и выдохните... Я желаю вам хорошего настроения и успехов!
Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.
С точки развития познавательных процессов у учащихся преобладает непроизвольное внимание. Чаще всего ученик способен сосредоточится лишь на том, что ему интересно, нравится, и задача учителя помочь ему преодолеть неудовлетворенность, незаинтересованность через систему разноуровневых заданий.
Важно понимать, что не всем детям легко дается тот или иной предмет, поэтому просто необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, группах, где более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
Для этого часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы.
Применение на уроках дифференцированного обучения также позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.
Часто на уроке я применяю игровую технологию. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Моим первоклассникам очень нравятся игры: ««Собери фигуры», «Кто быстрее», «Посчитай», «Ты-мне, я-тебе», «Паровозик».
В четвёртом классе провожу игры с более сложным заданием. Давайте вместе с вами сыграем в игру: «Доброе слово»
Каждый педагог придумает для себя комплимент в виде имени прилагательного. Главное, чтобы комплимент начинался на первую букву своего имени и характеризовал вас положительно. Повторяться нельзя. Например, Светлана — светлая, ...
Первый человек похвалит себя, второй похвалит первого и себя, третий похвалит первого, второго и себя, четвертый похвалит первого, второго, третьего и себя, и так далее по нарастающей. Затем первый игрок повторяет всех и называет себя.
В своей работе так же использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия. Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Большую роль играет оформление урока, т. е. наглядность, используемая на уроке, которая способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся. В качестве наглядности я активно использую компьютерные технологии. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса.
Физкультминутка – обязательный элемент здоровьесберегающей организации урока
Проведение физкультминуток – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся.
Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
· упражнения по формированию осанки;
· укреплению зрения,
· укрепления мышц рук,
· отдых позвоночника,
· упражнения для ног,
· релаксационные упражнения для мимики лица,
· массаж области груди, лица, рук, ног,
· упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Со своими первоклассниками на прикладных уроках я провожу мульт зарядки.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать гимнастику для глаз. Я на своих уроках использую электронные физминутки для глаз.
Релаксация на уроках.
Релаксация – это сильное расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервного напряжения.
Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.
Волшебный цветок добра. Уважаемые коллеги. Закройте глаза. Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами всегда. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу
Заключение
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
А сейчас….Поднимите левую руку ладонью вверх, представьте, что на ней лежит груз знаний, с которыми вы пришли на занятие. Теперь поднимите правую руку, на которой лежат те знания, которые получили сегодня. Положите их друг на друга, соедините свои познания, похлопайте друг другу, благодаря за встречу. Спасибо всем за работу!
Творческих вам успехов. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах"
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Статья раскрывает возможности школы в сохранении здоровья....
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах.
Представление педагогического опыта по теме....
Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...
Доклад: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах специальной коррекционной школе VIII вида
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах для обучающихся с ОВЗ
При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению их здоровья. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберег...