Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах.
статья на тему

Представление педагогического опыта по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zst_predstavlenie_ped._opyta_barinovoy_t.m.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах.

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В моей педагогической деятельности это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий; через обучение педагогического коллектива; в работе с семьёй (родительский лекторий). Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:                                                                                                                                                     1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)                       2. Активизация познавательной деятельности учащихся.                                                                                        3. Рациональная организация труда учеников и учителя.                                                                                        4. Создание комфортного психологического климата.                                                                                               5. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.                                                                                                     6. Чередование различных видов деятельности на уроке.                                                                                   7. Использование аудиовизуальных средств обучения. Таким образом, в сфере моей деятельности находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно- педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно- оздоровительная. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Поэтому первое, на что я обращаю внимание - это составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока. Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих: · упражнения для формирования правильной осанки; · упражнения для укрепления зрения; · упражнения для укрепления мышц кистей рук; · упражнения для укрепления «мышечного корсета»; · релаксационные упражнения для мимики лица (И.В.Чупаха); · упражнения, направленные на выработку рационального дыхания; упражнения для развития межполушарного взаимодействия.  Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Здесь передо мной становится следующая задача: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Один из способов расширения зрительно-двигательной активности, который я применяю – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами. В последние годы, в связи с внедрением информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Такие физкультминутки могут быть проведены на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения. Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок. Работа с семьей ведется по следующим направлениям:                                                                                                                               1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний и конференций, в том числе и с приглашением медицинского работника; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).                                                                                                             2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.                                3. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.                                                                                  4. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (проекты «Мой режим дня»)                                                                                                                                                                        5. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Скажем вредным привычкам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).                                                                                   6. Организация досуга учащихся (дни здоровья, соревнования, посещение бассейна, проведение мероприятий в летнем оздоровительном лагере).                                                                                                                                          7. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).                        Убеждена, что необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер образовательного процесса. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели. Огромную роль для здоровьясбережения играют и положительные эмоции, которые получают дети на уроке. Большое внимание в своей работе я уделяю организации учебно- воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников. Психическое здоровье является фундаментом, основой для здоровья психологического. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно «выращивается» самим человеком, для этого он прилагает определённые усилия, приобщается к накопленному человечеством опыту, к культуре. Поэтому в системе образования более правильным является употребление понятия психологическое здоровье. Используя здоровьесберегающие технологии, я могу с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение  направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся; · опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации); · приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений; · достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся, ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителю становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для педагогического творчества.                                                                                                   Ожидаемые результаты:

Снижение заболеваемости среди детей.                                                                                              Создание сплоченного коллектива учащихся.                                                                                                      Личностный рост учащихся.                                                                                                  Повышение качества обучения.                                                                                                                Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.                      

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому. Каждому учителю нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, умело использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и здоровьесберегающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах"

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Статья раскрывает возможности школы в сохранении здоровья....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах для обучающихся с ОВЗ

При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению их здоровья. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберег...