Экологическая культура, здоровый образ жизни учащихся
статья по зож по теме
Экологическая культура, здоровый образ жизни учащихся
В XXI век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены прогрессивными действиями людей во всех сферах деятельности.
В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных и региональных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угрозы экологических катастроф от неблагоприятных изменений окружающей природной среды, неблагоприятной демографической обстановки в стране, проявлений международного терроризма [1].
В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья людей. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций природного характера и отрицательным влиянием "человеческого фактора" на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Недостаточная подготовка населения в вопросах безопасного поведения в разнообразных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение частью населения правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилам культуры поведения и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причинами заболеваний, несчастных случаев и гибели людей [3].
Термин «экология» впервые в 1866 г. употребил немецкий биолог Э. Геккель, образовав его от греческих слов «ойкос» (дом, жилище) и «логос» (мысль). Под экологией Геккель понимал науку, изучающую распределение и обилие организмов, социологию и экономику животных. Экология была тогда частью естественной истории.
На сегодняшний день в странах СНГ сформировалось около 300 ареалов острых экологических ситуаций, занимающих площадь почти 4 млн. кв. км. На современном этапе жизнь ставит перед нами семь экологических проблем: 1) проблема продовольствия, 2) проблема энергии, 3) проблема ресурсов; 4) проблема демографии; 5) проблема генофонда; 6) проблема биосферы; 7) проблема здоровья человека [7].
На фоне существующих экологических проблем особую актуальность приобретают сегодня экологическое образование и экологическое воспитание всех слоев населения. Рассмотрим сущность этих понятий [5].
Экологическое образование – это:
- разносторонний анализ разнообразных экологических проблем (научный, идеологический, нравственный, эстетический, экономический);
- изучение в содержании учебных предметов следующих понятий – охрана здоровья человека, охрана окружающей среды, слежение за состоянием среды, качество окружающей среды, здоровый образ жизни, экспертиза среды и здоровья;
- связь фундаментальных понятий экологии с различными науками.
На этой основе выпускник средней школы должен знать:
- экологические противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования на Земле человеческого общества;
- причины обострения современных экологических проблем;
- пути решения экологических проблем в различных странах (социальный, научный и экономический опыт);
- возможности организации оптимальных взаимоотношений человеческого общества и природы – плановая организация производства, внедрение в промышленность ресурсосберегающих и безотходных технологий, утилизация отходов, усиление государственного контроля за состоянием природной среды и источниками загрязнения, перестройка психологии населения по отношению к природной среде, освоение космического пространства в целях мирной цивилизации (по В.С. Кукушину).
Экологическое воспитание – целенаправленная систематическая деятельность по формированию личности, готовой к практической экологической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению состояния окружающей среды.
Цель экологического воспитания – формирование у школьников экологической культуры, которую можно представить в трех компонентах – экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность.
В нашей школе большое внимание уделяете формированию экологической культуры и здорового образа жизни учащихся. Предметом настоящей работы являются способы формирования представлений современных школьников о здоровом образе жизни, а объектом – процесс формирования здорового образа жизни. Нами разработана программа «Здоровье».
Цель программы:
-формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;
-формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей.
Важнейшие моменты работы, направленной на укрепление здоровья детей – это: подвижные игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия, праздники здоровья, акции и др. мероприятия.
Так же данное направление изучается на различных учебных предметах:
На уроке «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия», «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», «Человек и природа», «Правила безопасной жизни».
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
На уроке «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебниках в разделах «Человек и информация» и «Человек, технология и окружающая среда. Дом и семья» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
На уроке «Английский язык» в учебниках «English 2—4» содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).
Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).
На уроке «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках.
На уроке «Физическая культура» разделы «Знание о физической культуре», «Физическое совершенствование» способствуют выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов.
Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Список литературы.
1. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Серия стандарты второго поколения. / А.Г. Асмолова– М.: Просвещение, 2011.
2. Белавина И.Н. Планета – наш дом : методика проведения занятий по основам экологии для школьников/ И.Н. Белавина - М.,2009 .
3. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
4. Васильев, С.В. Методические рекомендации по изучению основ природопользования и охраны природы в школьном курсе географии /С.В.Васильев, Т.В. Васильева. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990.
5. Волжина,И.А. Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности / И. А. Волжина - М.,2009.
6. Вербицкий. А.А. Концепция непрерывного экологического образования. Отчет НИР по ГНТМ "Экология России". / А.А. Вербицкий - М, 1992. 7. Грехова,Л.И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры занятия и развлечения с детьми / Л.И. Грехова- Москва–Ставрополь,2009.
7. Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания экологического образования. – М.: Образование и экология, 2012. – 156 с.
8. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», 2012 (№№3,4), 2013 (№1).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая культура, здоровый образ жизни учащихся
педагог – психолог Худина Н.М,
МБОУ СШ №7 им. А.П. Гайдара
В XXI век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены прогрессивными действиями людей во всех сферах деятельности.
В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных и региональных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угрозы экологических катастроф от неблагоприятных изменений окружающей природной среды, неблагоприятной демографической обстановки в стране, проявлений международного терроризма [1].
В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья людей. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций природного характера и отрицательным влиянием "человеческого фактора" на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Недостаточная подготовка населения в вопросах безопасного поведения в разнообразных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение частью населения правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилам культуры поведения и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причинами заболеваний, несчастных случаев и гибели людей [3].
Термин «экология» впервые в 1866 г. употребил немецкий биолог Э. Геккель, образовав его от греческих слов «ойкос» (дом, жилище) и «логос» (мысль). Под экологией Геккель понимал науку, изучающую распределение и обилие организмов, социологию и экономику животных. Экология была тогда частью естественной истории.
На сегодняшний день в странах СНГ сформировалось около 300 ареалов острых экологических ситуаций, занимающих площадь почти 4 млн. кв. км. На современном этапе жизнь ставит перед нами семь экологических проблем: 1) проблема продовольствия, 2) проблема энергии, 3) проблема ресурсов; 4) проблема демографии; 5) проблема генофонда; 6) проблема биосферы; 7) проблема здоровья человека [7].
На фоне существующих экологических проблем особую актуальность приобретают сегодня экологическое образование и экологическое воспитание всех слоев населения. Рассмотрим сущность этих понятий [5].
Экологическое образование – это:
- разносторонний анализ разнообразных экологических проблем (научный, идеологический, нравственный, эстетический, экономический);
- изучение в содержании учебных предметов следующих понятий – охрана здоровья человека, охрана окружающей среды, слежение за состоянием среды, качество окружающей среды, здоровый образ жизни, экспертиза среды и здоровья;
- связь фундаментальных понятий экологии с различными науками.
На этой основе выпускник средней школы должен знать:
- экологические противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования на Земле человеческого общества;
- причины обострения современных экологических проблем;
- пути решения экологических проблем в различных странах (социальный, научный и экономический опыт);
- возможности организации оптимальных взаимоотношений человеческого общества и природы – плановая организация производства, внедрение в промышленность ресурсосберегающих и безотходных технологий, утилизация отходов, усиление государственного контроля за состоянием природной среды и источниками загрязнения, перестройка психологии населения по отношению к природной среде, освоение космического пространства в целях мирной цивилизации (по В.С. Кукушину).
Экологическое воспитание – целенаправленная систематическая деятельность по формированию личности, готовой к практической экологической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению состояния окружающей среды.
Цель экологического воспитания – формирование у школьников экологической культуры, которую можно представить в трех компонентах – экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность.
В нашей школе большое внимание уделяете формированию экологической культуры и здорового образа жизни учащихся. Предметом настоящей работы являются способы формирования представлений современных школьников о здоровом образе жизни, а объектом – процесс формирования здорового образа жизни. Нами разработана программа «Здоровье».
Цель программы:
-формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;
-формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей.
Важнейшие моменты работы, направленной на укрепление здоровья детей – это: подвижные игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия, праздники здоровья, акции и др. мероприятия.
Так же данное направление изучается на различных учебных предметах:
На уроке «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия», «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», «Человек и природа», «Правила безопасной жизни».
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
На уроке «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебниках в разделах «Человек и информация» и «Человек, технология и окружающая среда. Дом и семья» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
На уроке «Английский язык» в учебниках «English 2—4» содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).
Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).
На уроке «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках.
На уроке «Физическая культура» разделы «Знание о физической культуре», «Физическое совершенствование» способствуют выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов.
Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Список литературы.
1. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Серия стандарты второго поколения. / А.Г. Асмолова– М.: Просвещение, 2011.
2. Белавина И.Н. Планета – наш дом : методика проведения занятий по основам экологии для школьников/ И.Н. Белавина - М.,2009 .
3. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
4. Васильев, С.В. Методические рекомендации по изучению основ природопользования и охраны природы в школьном курсе географии /С.В.Васильев, Т.В. Васильева. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990.
5. Волжина,И.А. Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности / И. А. Волжина - М.,2009.
6. Вербицкий. А.А. Концепция непрерывного экологического образования. Отчет НИР по ГНТМ "Экология России". / А.А. Вербицкий - М, 1992. 7. Грехова,Л.И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры занятия и развлечения с детьми / Л.И. Грехова- Москва–Ставрополь,2009.
7. Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания экологического образования. – М.: Образование и экология, 2012. – 156 с.
8. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», 2012 (№№3,4), 2013 (№1).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание здорового образа жизни учащихся начальной школы
Программа воспитания ЗОЖ как подпрограмма воспитательной работы с классом...
Урок, направленный на формирование здорового образа жизни учащихся.
Урок (или классный час) предназначен для учащихся начальных классов....
Доклад "Пути формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов"
В докладе отражены все стороны работы учителя начальных классов по этому направлению, даны названия классных часов для 1-4 классов....
Выступление на родительском собрании: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ.
«Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, использует здоровьесберегающие педагогические технологии»...
Формирование здорового образа жизни учащихся
Материал по формированию здорового образа жизни учащихся...
«Здоровье и здоровый образ жизни учащихся и молодёжи»
Воспитывать интерес к здоровому образу жизни через познание себя...