Формирование здорового образа жизни учащихся
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Материал по формированию здорового образа жизни учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«Здоровье - богатство на все времена»

                                                            Составитель:

 учитель начальных классов

                                      Полозова Елена Николаевна

Цель: дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.

Задачи:

  1. Формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
  2. Расширять знания и навыки по гигиенической культуре;
  3. Вызвать у  детей желание  заниматься физкультурой и спортом;
  4. Воспитывать общую культуру здоровья.

Ход занятия

Звучит музыка «Если хочешь быть здоров!»

Учитель:

Здоровье - это главная ценность человека. Здоровье не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете полностью реализоваться в современном мире.  Именно о здоровье, о том, как его сохранить, мы и поговорим сегодня. Здоровье – богатство на все времена.

 А закладывается оно в детстве. Ваше здоровье, как клад, который находится глубоко в земле. И чтобы найти клад, нужно приложить большие усилия. 

А что значит быть здоровым? Как вы это понимаете?

Дети:

– Делать утреннюю зарядку

– Соблюдать режим дня

– Заниматься спортом

– Закаляться

– Соблюдать чистоту

– Правильно питаться и т.д.

Учитель: Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, плаванием и другими видами спорта, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе – то есть вести здоровый образ жизни. За вас для вашего здоровья, никто этого не сделает.

Чтобы быть здоровым человеком, необходимо, прежде всего, отказаться от вредных привычек. Мы с вами сейчас поиграем.

Игра «Полезно-вредно»

  • Читать лежа …
  • Смотреть на яркий свет …
  • Промывать глаза по утрам …
  • Смотреть близко телевизор…
  • Оберегать глаза от ударов …
  • Употреблять в пищу морковь, петрушку …
  • Тереть грязными руками глаза…
  • Заниматься физкультурой …

Учитель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, беспокоились ли наши предки о своем здоровье? Конечно, беспокоились. И это отражается в народных пословицах и поговорках.

Конкурс «Народная мудрость»

  Составить из рассыпанных слов – карточек пословицы, объяснить их смысл.

«Здоровый человек – богатый человек»

«Чистым жить – здоровым быть»

«В здоровом теле – здоровый дух»

«Здоровье дороже золота»

 «Кто любит спорт – здоров и бодр»

«Труд – здоровье, лень – болезнь»

Учитель: Ребята, а что и кто мешает нам быть здоровыми? Конечно микробы.

Как попадают микробы в наш организм?

(Ответы детей)

Ученик 1.

В глубоком, черном подземелье

Микробы страшные живут,

И терпеливо, днем и ночью,

Они детей немытых ждут.

С немытых рук пролезет в рот

Противный, маленький микроб.

Пролезет тихо, как шпион,

И натворит такого он!

Ученик 2.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Все равно какой водою:

Кипяченой, ключевой,

Из реки иль из колодца,

Или просто дождевой.

Учитель:

Ученые подсчитали, что на немытых руках находится 3 000 000 микробов. В наш организм при этом попадает  1/100 этих микробов сколько же микробов попадает в организм, если вы не помыли руки? (ответы детей) Помните об этом ребята, и всегда мойте руки перед едой! А чтобы вы помнили об этом и не забывали, посмотрите на слайд.

А сейчас мы с вами поиграем в игру « Черный ящик»

Игра «Черный ящик»

В черном ящике лежит то, что необходимо, чтобы быть чистыми и здоровыми. Что там?  (зубная щётка, зубная паста, мыло, расчёска, носовой платок)

Учитель. Гигиена – это наука о сохранении здоровья. Народная мудрость гласит: «Кто аккуратен, тот людям приятен».

Ученик 3.

По утрам и вечерам

Открываю в ванной кран.

Я воды не пожалею

Уши вымою и шею.

Ученик  4.

Пусть течёт водица –

Я хочу умыться.

Посильнее кран открыла

И взяла кусочек мыла.

Пышно пена поднялась-

Смыла с рук и пыль и грязь.

Учитель. Запомнить нужно навсегда

                  Залог здоровья – чистота!

Для того чтобы мы могли считать себя здоровым человеком, нужно не забывать и о зубах. Поднимите руки, кто сегодня умывался и чистил зубы?

Ученик 5.

Чтобы зубы не болели,

Вместо пряников, конфет

Ешьте яблоки, морковку –

Вот вам, дети, наш совет.

Ученик 6.

Все хорошие ребята

Чистят зубы аккуратно.

Чистить зубы им не лень,

Чистят их два раза в день.

Ученик 7.

Чистят зубки дважды в сутки,

Чистят долго – три минутки,

Щеткой чистой, не мохнатой,

Пастой вкусной, ароматной.

Ученик 8.

Репка, яблоки, морковка –

Детским зубкам тренировка.

Чтобы зубы не болели, знают дети, знают звери:

Каждый должен дважды в год

Показать врачу свой рот.

Учитель: Но чтобы быть здоровым, добрым и веселым, надо закаляться.

Ученик 9.

Дружи с водой,

Купайся, обтирайся,

Зимой и летом

Спортом занимайся.

Ученик 10.

Едва ль здоровьем может тот хвалиться,

Кто любит кутаться и форточки боится.

Учитель: Чтобы быть здоровым, добрым и веселым, надо соблюдать режим дня, утро начинать с зарядки (звучит «Песня о зарядке»)

Ученик 11.

В нашем распорядке

Утром есть зарядка,

Все без исключения

Вспомним упражнения.

Физкультминутка

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз;

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

Учитель: Физкультура – залог здоровья и хорошего настроения. Заниматься физкультурой – полезно, веселой физкультурой вдвойне.  Ведь каждая минута занятия спортом продлевает жизнь человека на 1 час. Так что сейчас вы продлили свою жизнь на целый час.

Отгадайте загадки, о том, что является друзьями здоровья.

 Конкурс «Загадки"

1. К осени одна краснеет,

    Другая чернеет (смородина)

2. Каротином он богат

    И полезен для ребят.

    Нам с земли тащить не вновь

    а зеленый его хвост (морковь)

3. Круглое, румяное,

    Я расту на ветке.

    Любят меня взрослые

    И маленькие детки (яблоко).

4. Кинешь в речку – не тонет,

    Бьёшь о стенку – не стонет,

    Будешь озимь кидать,

    Станет кверху летать (мяч)

5. Деревянные кони по снегу скачут,

    В снег не проваливаются (лыжи)

6. Этот конь не ест овса,

    Вместо ног 2 колеса.

    Сядь верхом и мчись на нем

    Только лучше правь рулём (велосипед).

Учитель: Игра на внимание

Слушайте вопросы, которые задаёт ведущий. Если ответ отрицательный то все молчат, а если положительный отвечают хором фразой: “Это я, это я, это все мои друзья”.

- Кто ватагою веселой

Каждый день шагает в школу?

- Знает кто, что красный цвет

Означает: хода нет.

- Кто из вас из малышей,

Ходит грязный до ушей?

- Кто любит маме помогать,

По дому мусор рассыпать?

- Кто одежду бережёт,

Под кровать её кладёт?

- Кто ложится рано спать

В ботинках грязных на кровать?

- Кто из вас не ходит хмурый,

Любит спорт и физкультуру?

- Кто, из вас идя, домой,

Мяч гонял по мостовой?

- Кто любит в классе отвечать,

Аплодисменты получать?

Учитель:

Молодцы! Поаплодируйте себе за правильные ответы. А знаете ли вы, что когда  аплодируете, то делаете массаж рук, что благотворно сказывается на вашем здоровье. Так  что аплодируйте себе на здоровье!

А еще  ученые выяснили, что когда человек смеётся, в его легкие поступает почти втрое больше воздуха. Кроме того, смех прекрасно тренирует голосовые связки. Так что смейтесь на здоровье!

Учитель: Необходимо расшифровать слово, которое обозначает важный элемент здорового образа жизни.

Игра «Шифровальщик»

Учитель: Кроссворд «Здоровье»

1

2

3

4

5

6

7

8

1.  Утром раньше поднимайся.

Прыгай, бегай, отжимайся.

Для здоровья, для порядка

Людям всем нужна... (Зарядка.)

2.  Дождик теплый и густой,

Это дождик не простой:

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов. (Душ.)

3.  Хочешь ты побить рекорд?

     Так тебе поможет ... (Спорт.)

4.  Он с тобою и со мною

Шел лесными стежками,

Друг походный за спиною

На ремнях с застежками. (Рюкзак.)

5.  В новой стене,

В круглом окне

Днем стекло пробито,

На ночь вставлено. (Прорубь.)

6.  Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ

Это мой ... (Велосипед.)

7.  Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих -

Что за кони у меня? (Коньки.)

8.  Чтоб большим спортсменом стать,

Нужно очень много знать.

И поможет здесь сноровка

И, конечно,... (Тренировка.)

На пересечение слов получилось слово здоровье. И это неслучайно, ведь итогом здорового образа жизни будет крепкое здоровье, которое поможет справиться со многими неприятностями жизни.

Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете, что полезно для здоровья и будете беречь его. Я вам хочу подарить памятки, которые помогут вам быть здоровыми.

Памятка №  1

•        Вставай всегда в одно и то же время!

•        Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены!

•        Утром и вечером тщательно чисти зубы!

•        Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе, занимаясь спортом!

•        Совершай длительные прогулки!

•        Одевайся по погоде!

•        Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением домашних заданий!

•        Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах!

•        Занимайся спортом, учись преодолевать трудности!

Памятка  № 2

•        Читайте и пишите при хорошем освещении!

•        При ярком солнечном свете надевайте солнечные очки!

•        Не проводите много времени у компьютера и телевизора!

•        Берегите свои глаза от ударов и уколов, различных травм!

•        При выполнении заданий, связанных с напряжением зрения, делайте гимнастику для глаз!

•        Своевременно обращайтесь к врачу!

•        Не стесняйтесь носить очки, если в этом есть необходимость.

Список литературы:

  1. Акчурина Н.В. "Здоровый образ жизни"– газета ПедСовет, 2007 №4
  2. Арсланова Р. М. Будьте здоровы! // Начальная школа. – 2005 - №7
  3. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», Москва, «Вако» 2007


Предварительный просмотр:

Уроки физической культуры с позиции здоровьесбережения

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
    Непосредственно оздоровительная работа базируется на использовании физических упражнений. Среди всех возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны. Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Физические упражнения оказывают системное оздоровительное воздействие на организм в сочетании с избирательностью влияния в каждом конкретном случае.

    В соответствии с основными положениями теории учебной деятельности школьники на уроке физической культуры знакомятся с игрой, как особым видом деятельности, что позволяет им глубже понять суть игры, ее особенности, значение игры в процессе обучения и гармонического развития личности.

На уроках физической культуры с использованием подвижных игр у младших школьников важно стремиться к решению следующих задач:

  • повысить уровень двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей;
  • повысить функциональные возможности организма детей с целью противостояния неблагоприятным факторам, сопровождающим начало школьного обучения;
  • обеспечить условия для проявления активности и творчества каждого ученика.

В первой (подготовительной, вводной) части урока проводится изучение, повторение и совершенствование строевых упражнений, навыков в ходьбе, развивается общая выносливость в продолжительном беге, выполняются упражнения общеразвивающего характера, сообщаются теоретические сведения. Для этого предлагаются игры: «Правильно-неправильно», «Защита», «Физкультпривет», «Скажи товарищу» и т. д.

На первых уроках, когда закладывается фундамент организованных занятий физическими упражнениями, особое внимание уделяется строевым упражнениям. Для их эффективного освоения предлагаются следующие подвижные игры с дидактической направленностью: «Все к своим флажкам», «Построимся», «Составим поясок», «Успей занять место», «На новое место», «Смени место» и другие.

При ознакомлении с материалом теоретического характера также с успехом использую подвижные игры: «Наша безопасность», «Правила гигиены», «Режим дня», «Яма», «Как говорят части тела», которые при минимуме терминологической информации в своем содержании позволяют учащимся овладевать теоретическими сведениями программы.

После выполнения строевых упражнений совершенствуются движения в ходьбе. При этом использую следующие игры: «Кто как ходит?», «Не попадись!», «Цветы и ветерки», «Посада картофеля», «Салки».

Заканчивается подготовительная часть урока выполнением комплексов упражнений общеразвивающего характера, выполняемых как в движении, так и на месте, с предметами и без предметов.

Во второй основной части урока проводится формирование жизненно важных двигательных навыков и физических качеств. Для решения поставленных задач использую подвижные игры с дидактической направленностью высокой и средней интенсивности (игры с бегом; игры с прыжками; игры с лазаньем и другие).

Если в основной части было использовано обучение двигательным действиям, то в конце части урока все-равно необходимо использовать подвижные игры высокой и средней интенсивности, или эстафету с упражнениями, направленные на развитие ловкости, быстроты, воспитание коллективных качеств.

В заключительной части урока включаются подвижные игры средней и низкой интенсивности: «Дерево дружбы», «Урони платок», «Делай как я», «Угадай, кто подходил?», «Донеси мешочек», «Исправь осанку».

Игра «Физкультпривет!»

Содержание: Ведущий выбирает двоих детей – «две лягушки», которые становятся в центр круга. Они читают слова, все остальные дети за ними повторяют, имитирую движения:

На болоте две подружки, две зелёные лягушки

Утром умывались, полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям физкульт-привет!

Затем на счёт «1–2–3» все бегут врассыпную, а «лягушки» догоняют. Те, кого догнали «лягушки», становятся на их место. Игра продолжается.

Игра «Правила гигиены»

Содержание: Все ученики становятся в круг. Ведущий по очереди называет каждого, определяя ему задание:

- Что мы делаем утром, когда просыпаемся?

Игрок, выделенный ведущим, отвечает:

- Делаем зарядку, умываемся, чистим зубы (выполняет в движении и все повторяют его движения).

Следующий игрок выполняет следующее задание ведущего:

- Что мы делаем перед едой?

Ответ: - Моем руки … и т. д.

«Смени место»

Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости, внимания, умения играть в команде.

На игровой площадке проводятся две линии на расстоянии 10—25 м (в зависимости от размеров игровой площадки и возраста играющих). Все играющие делятся на две команды с равным числом участников. Каждая команда выстраивается в шеренгу у линии с двух сторон. По сигналу учителя команды игроков стремятся поменяться местами, то есть перебежать за противоположную линию и выстроиться в шеренгу, заняв каждый свое место. Побеждает команда, которая сумела первой разместиться за противоположной линией.

Развивает: внимание, ловкость, навыки игры в коллективе, скоростные качества

«На новое место»

Цель игры: улучшение скорости бега, выносливости, чувства товарищества, командной игры.

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 16—20 м. Играющие делятся на две команды с равным числом участников, которые выстраиваются в колонны на линии старта, на расстоянии 1,5— 2 м друг от друга.

По сигналу или по команде учителя первая пара, взявшись за руки, бежит к черте. Первые номера остаются за линией финиша, а вторые возвращаются к команде, берут за руку третьего стоявшего в колонне и снова бегут. Затем остаются вторые номера, а возвращаются третьи, чтобы уже бежать с четвертыми номерами и т. д.

Побеждает команда, игроки которой первыми пересекут линию финиша и построятся в колонну на новом месте.

Развивает: выносливость, навыки игры в коллективе, способности бега, чувства товарищества

«Свободное место»

Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости, внимания.

Из числа играющих выбирается водящий. Остальные дети становятся в круг, очерчивая к тому же небольшой круг (диаметром 40 см) вокруг своих ног. Водящий подбегает к одному из стоящих и дотрагивается до него рукой. После этого водящий бежит в одну сторону, и игрок — в другую. Каждый из них стремится быстрее обежать круг и занять освободившееся место. Оставшийся из двоих без места становится водящим, и игра продолжается.

Правила игры: пробегать через круг запрещается.

Развивает: внимание, ловкость, скоростные качества

«Не попадись…»

Цель игры: обучение в игровой форме ходьбе, бегу, развитие ловкости, координации движений.

Развивает: координацию движений, ловкость

На игровой площадке чертится круг диаметром 5—8 м (в зависимости от возраста играющих детей). Из играющих детей выбирается водящий, который располагается внутри круга в любом месте. Остальные дети становятся вокруг круга на расстоянии полушага от черты. По сигналу дети прыгают в круг, бегают по нему и выскакивают обратно. Водящий бегает в пределах круга и старается

коснуться играющих, когда они находятся внутри круга. При приближении водящего каждый играющий должен успеть покинуть пределы круга. Тот играющий, до кого успел дотронуться водящий в пределах круга, получает штрафное очко, но остается в игре (или выбывает из игры). Через некоторое время подсчитывается число штрафных очков и объявляются играющие, кого не успел коснуться водящий. Производится замена водящего, и игра начинается сначала.

Вариант игры: можно несколько изменить условия игры. Водящим становится первый же игрок, до кого дотронулся прежний водящий в пределах круга, а ведущий занимает место игрока.

«Посадка картофеля»

Цель игры: развитие быстроты, силовой выносливости.

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым, — капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (маленькие мячи или камешки). На расстоянии двадцати-тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны команд бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружочек, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку, и т. д.

Правила игры:

  • капитаны стартуют по сигналу;
  • игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать;
  • подбегать к команде надо с левой стороны.

«Донеси мешочек»

Цель игры: развитие выдержки и координации движений.

Развивает: выдержку, координацию движений

Для игры готовят небольшие мешочки, наполненные песком. На игровой площадке проводятся две параллельные черты на расстоянии 5—8 м (в зависимости от возраста играющих). Учитель ставит перед детьми задачу: пройти с мешочком на голове от одной до другой линии. В начале игры скорость движения не имеет значения, но ребенок, уронивший мешочек во время движения, выбывает из дальнейшей игры. После трех-четырех таких переходов учитель отмечает детей, ни разу не потерявших свой мешочек, а также подбадривает остальных.

Правила игры: поправлять мешочек на голове можно только за чертой, но до него нельзя дотрагиваться во время ходьбы.

Вариант игры: после проявления детьми умения воспитатель может провести соревнование на скорость между 3—4 играющим!


«
Мяч в кругу»

Цель игры: разучивание элементов техники игры в футбол.

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Один из игроков в качестве водящего встает с футбольным мячом в середину круга. Он бьет мяч левой (правой) ногой, смотря по уговору, а остальные должны отражать мяч правой (левой) ногой. Кто ошибется, занимает место водящего. Водящий старается искусными ударами выбить мяч из круга между играющими. Если это ему удается, то его место занимает тот, кто пропустил мяч. Если играющие в кругу отражают мяч левой ногой, то водящим становится тот, около левой ноги которого проскочил мяч.

Если же мяч проскочил выше пояса и вылетел за круг, водящему необходимо вновь ввести его с внешней стороны в круг. То же делает тот, кто не смог отбить мяч ногой, и он вылетел из круга. Если мяч вылетает из круга, все играющие поворачиваются на 180°, т. е. кругом. Кто выпустил мяч, должен ударом ноги по мячу вновь ввести его в круг. Если играющих много, можно играть двумя мячами с двумя водящими.

Развивает: координацию движений, ловкость

Игра «Дерево дружбы»

Содержание: Все берутся за руки. Один человек – «дерево». Он стоит на месте, а ведущий с другого края ведет всех по кругу, постепенно закручивая всех вокруг «дерева».

«Эстафета с мячами»

Цель игры: обучение быстро и точно передавать мяч другому игроку, развитие ловкости и координации движения.

Играющие дети разделяются на 2—3 команды с равным числом игроков. Команды становятся у черты в колонны на расстоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние между колоннами 1—1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне ребенок держит в руках мяч. По сигналу учителя все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым ребенок передает мяч над головой второму, второй — третьему и т. д., пока мяч не получит последний ребенок в колонне. Последний игрок бежит и встаёт первым, далее так же передаёт мяч над головой.

Варианты игры:

  • сначала мяч передается вверху;
  • мяч передается назад внизу между широко расставленными ногами;
  • комбинация двух движений: мяч передается первым игроков вверху над

головами, а вторым через низ, между широко расставленными ногами и т.д.

Подводя итоги игры, учитель отмечает четкость командной игры.

Развивает: координацию движений, ловкость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок, направленный на формирование здорового образа жизни учащихся.

Урок (или классный час) предназначен для учащихся начальных классов....

Доклад "Пути формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов"

В докладе отражены все стороны работы учителя начальных классов по этому направлению, даны названия классных часов для 1-4 классов....

Выступление на родительском собрании: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ.

«Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, использует здоровьесберегающие педагогические технологии»...

Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"

Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов  "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»

В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни....