Игра и оздоровительная работа в начальной школе
статья по зож на тему
Методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_i_ozdorovitelnaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра и оздоровительная работа в начальной школе
Материал подобран учителем начальных классов
МОУ «Гимназия №17» г.о. Электросталь Ярулиной Н. В.
Игра – важнейший инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников
Высокоразвитый человеческий интеллект берёт
своё начало в человеческих движениях.
Г. Доман
Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребёнок, переступая порог школы, - это запрет на движение. Движение является неотъемлемым фундаментом детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических процессов.
Двигательная активность – одна из основных потребностей человеческого организма, которая дарует человеку саму жизнь. Двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования. Работая мышцами, ребёнок не только расходует, но и копит энергию, которая даёт ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек.
В современной начальной школе умственная деятельность по – прежнему относится к числу самых трудных для детей, чьи клетки коры головного мозга обладают ещё относительно низкими функциональными возможностями и поэтому большие нагрузки могут вызвать их истощение. Кроме того, для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре, а младшим школьникам свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения. Учебная работа требует и длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно – двигательный аппарат и мышечную систему детей. Таким образом, в режиме дня современного школьника соотношение между динамическими и статическими нагрузками не сбалансировано, преобладает статическое напряжение.
При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников начинает развиваться утомление. Его биологическое значение двойственно: с одной стороны, оно является защитной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой – стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей. О начале переутомления школьников свидетельствуют следующие признаки:
- снижение продуктивности учебного труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения учебных заданий);
- ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, отвлечения, рассеянность внимания);
- ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);
- появление чувства усталости.
Эти признаки нестойкие, они быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Однако при несоблюдении рационального режима учебного труда и отдыха может наблюдаться не только утомление, но и переутомление, при котором происходят более глубокие и стойкие изменения в поведении и деятельности учеников.
В сложной системе факторов. Влияющих на предупреждение переутомления школьников, в целом на сохранение и укрепление их нервно – психического и физического здоровья, существенную роль играет двигательная активность.
Нагружая мышечную систему, взрослые не только воспитывают ребёнка сильным и ловким, но и развивают его сердце, лёгкие и все внутренние органы. Если в этот период не сосредоточить необходимых педагогических усилий на составляющих физического потенциала детей, то будут безвозвратно упущены самые подходящие время и условия для закладки основ их физического, психического и нравственного здоровья.
«Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик и учитель одинаково были бодры», - убеждал учителей И. А. Сикорский. К числу внешних условий, обеспечивающих эту бодрость и «возвышающих» умственную работоспособность, он относил:
1) свободные движения в форме игр (мышечная работа);
2) возбуждение сердца и дыхания (игры и прогулки на открытом воздухе);
3) чистый воздух (игры на воздухе).
Подвижные и спортивные игры являются эффективным средством поддержания высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики разных заболеваний.
Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества.
Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъём (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создаёт у детей повышенный тонус всего организма.
В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры принято различать подвижные, спортивные и специальные оздоровительные (коррекционно – оздоровительные) игры. К подвижным относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих ; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.
К спортивным относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта; они требуют подготовки и спортивного совершенствования играющих.Спортивные игры характеризуются наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство. Они отличаются от подвижных сложностью правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.
Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у игроков состояние психологофизиологического комфорта.
Задачи, решаемые средствами подвижных и спортивных игр, сводятся не только к повышению объёма и разнообразия форм двигательной активности, восстановлению гармонии мышечной деятельности младших школьников и нормированию психофизической нагрузки, но и к обретению ими утраченной, но всё ещё крайне необходимой игровой среды.
Интересы мальчиков и девочек в выборе игр в свободное время различны: мальчики ограничиваются небольшим запасом игр и отдают предпочтение играм с мячом – футболу и хоккею по упрощённым правилам и игре в «выбивалы». Игровая деятельность девочек характеризуется более разнообразными двигательными действиями. Среди наиболее интересных игр они называют «Прятки», «Сделай фигуру», «Совушка».
Примечательно, что в 8-летнем возрасте дети принимают 70% решений относительно участия или неучастия в физической активности, исходя из субъективно оцениваемого ими уровня своей подготовленности. Кроме того, ставя в ответах о своих любимых занятиях физические упражнения, бег, подвижные игры на одно из первых мест, дети реально уделяют им не так много времени. Как основные занятия в свободное время и мальчики, и девочки называют всё – таки телевизор и игры с друзьями.
Место и количество игр и игровых упражнений в режиме дня учеников класса должно быть предварительно спланировано на основе тщательного изучения особенностей и потребностей их психофизического развития. В любом классе уже с первых дней обучения выделяются дети с разной степенью моторности (подвижности). Посредством простого наблюдения учитель может выделить группу детей большой подвижности. Они наиболее активны и энергичны как в процессе уроков, так и на переменах, а в ходе организованных и самостоятельных подвижных игр чаще всего бывают лидерами. Вместе с тем нередко именно им бывают свойственны высокая реактивность, неуравновешенность и конфликтность поведения. Из – за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть происходящего, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий, в том числе – в играх со сверстниками.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто сами становятся инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, чёткие, целенаправленные.
Малоподвижные дети пассивны, вялы, быстро устают. Обычно они держатся в стороне от активных игр и больше тяготеют к спокойным играм, выбирая деятельность, не требующую большого пространства; на прогулках меньше находятся в движении.
Деление детей на группы в зависимости от их подвижности может быть предварительно положено в основу планирования игровых оздоровительных программ. В дальнейшем управление режимом двигательной активности школьников со стороны педагога предполагает дифференцированную регуляцию, оптимизацию двигательной активности детей всех названных групп в течение дня. В планировании режима двигательной активности следует также учитывать уровень физического развития и двигательной подготовленности учеников, их индивидуальные особенности поведения, а также степень произвольности (организованности) двигательной активности.
Ресурсы режима жизнедеятельности младшего школьника
в обеспечении игровой двигательной активности.
Место и время проведения подвижных, оздоровительных игр и игр спортивного характера с младшими школьниками | Организационные формы |
Школа (первая половина учебного дня) | Гимнастика до учебных занятий |
Физкультурные паузы на уроках | |
Перемены | |
Динамические паузы между уроками | |
Уроки физической подготовки | |
Школа (вторая половина учебного дня) | Прогулки, «часы здоровья», свободная детская деятельность в группе продлённого дня |
Физкультурные праздники и досуги (общешкольные, параллели классов или отдельного класса) | |
Секции (факультативы) подвижных, народных, спортивных или оздоровительных игр | |
Семья (вторая половина учебного дня, выходные дни) | Прогулки, самостоятельная стихийная и совместная со взрослым организованная двигательная деятельность |
Учреждения дополнительного образования (вторая половина учебного дня, выходные дни) | Детские и спортивные секции и школы |
Детские оздоровительные лагеря, школьные площадки (каникулы) | Разные виды игр в соответствии с оздоровительной программой лагеря или площадки |
Каждая из форм имеет определённую интенсивность двигательной нагрузки во время игр – малую, умеренную или выраженную.
Во время гимнастики до учебных занятий, основными задачами которой являются повышение возбудимости нервной системы, активизация обменных процессов, ускорение вхождения ребёнка в учебный день, создание позитивного эмоционального настроя и стимуляция «коллективного духа» в классе, рекомендуется проводить подвижные игры и игровые упражнения малой интенсивности.
Во время физкультурных пауз на уроке, которые рекомендуется проводить в целях предупреждения утомления и повышения работоспособности учеников, необходимого кратковременного, но эффективного активного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку во время урока, расслабления мышц туловища и особенно спины, испытывающих наибольшее статическое напряжение, включаются игровые компоненты также малой интенсивности. Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. В физкультурные минутки целесообразно включать такие виды физической активности, кА:
- игры и игровые упражнения для снятия утомления органа зрения;
- игры и игровые упражнения для снятия напряжения мышц кисти;
- игры и игровые упражнения для снятия общего утомления.
Особо тщательно следует подходить к подбору игр – физкультминуток на уроках русского языка, чтения и математики, когда школьники продолжительное время находятся в статических позах. В них должны быть задействованы как крупные мышцы туловища и конечностей, так и мелкие мышцы кисти и пальцев рук. Это не только в значительной мере позволяет снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, связанные с воздействием статической нагрузки, но и содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координаций, нужных для выработки правильных графических навыков, и в первую очередь навыков письма. Кроме того, импульсы от пальцев рук вызывают активизацию зон коры головного мозга. Что положительно сказывается и на развитии речевой функции.
На других уроках (окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология), когда позы детей бывают более свободны, физкультминутки могут носить сравнительно низкую интенсивность. Однако если они проводятся на 4 или 5 уроках, т.е. в период наибольшего утомления, то, независимо от вида учебной работы, игровому отдыху рекомендуется уделять достаточно много времени. Педагогическое внимание должно быть нацелено на соотнесение качества и числа игр во время физкультурных пауз на уроках с днём учебной недели, сезонными и погодными условиями, общим самочувствием учеников класса и их эмоциональным настроем в тот или иной конкретный день и на том или ином конкретном уроке.
На школьных переменах используются игры не только малой, но и средней подвижности. Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности.
Наиболее благоприятное влияние на работоспособность и здоровье учеников младшей школы оказывают перемены, проводимые на открытом воздухе в играх средней подвижности, когда ходьба и бег составляют от 60 до 80% времени перемены.
При организации игровой физической деятельности младших школьников следует помнить о том, что правила игр, проводимых на переменах, должны быть достаточно простыми, а участие детей – возможно более массовым. Основу игр соревновательного характера должны составлять взаимопомощь и сотрудничество, а главный акцент в них должен быть сделан на максимально свободных движениях, которые позволили бы снять утомление, возникшее вследствие статической нагрузки на уроке.
Вместе с тем на переменах не нужно допускать повышенных физических нагрузок учеников и разрешать им двусторонние игры (футбол, баскетбол). Игры большой интенсивности возбуждают детей, они не успевают успокоиться к началу урока и переключиться на учебную деятельность.
Ежедневные часовые динамические паузы между уроками связаны с использованием игрового компонента малой, средней и дозировано – высокой подвижности. Их оздоровительный эффект повышается при пребывании школьников на открытом воздухе, что физиологически обусловливается повышенной оксогенерацией крови, улучшением окислительных процессов и тканевого дыхания, тонизирующим влиянием на кору головного мозга.
В течение всех сезонов световой и ультрафиолетовый факторы, действию которых на открытом воздухе подвергаются ученики, наиболее благоприятны с 11-30 до 12-30 дня; при правильном планировании динамические паузы приходятся как раз на этот временной интервал.
В ходе динамических пауз могут быть использованы подвижные игры с построениями и перестроениями, с общеразвивающими упражнениями, с бегом. Прыжками, метанием, преодолением препятствий, эстафеты, а также игры спортивного характера в зависимости от времени года.
Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь класс, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют более быстрому и полному переключению детей на другой вид деятельности, а следовательно, и более полноценному отдыху. Самостоятельные игры и спортивные развлечения в малых группах или в парах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к различным двигательным действиям, выявляют и развивают их социальные способности, тем самым облегчая процесс адаптации.
Однако свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамических пауз обязательно продумываются и планируются педагогом заранее. Она определяется временем, затраченным непосредственно на выполнение двигательных действий (ходьба, бег, метания, прыжки), их активностью, а также общей продолжительностью игры. Самыми удачными и действенными в оздоровительном аспекте Ю.Ф. Змановский считает те игры, в которых ребёнок бегает не быстро, но длительно, тренируя выносливость. Это всем известные салки с бегом и прыжками, игры типа «Цыплята и наседка», «Хитрая лиса», «Найди свой домик», в которых дети выполняют разные беговые и прыжковые циклические упражнения, благотворно сказывающиеся на их здоровье и общем развитии.
Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит педагогу, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при их организации и проведении. Надо стремиться к тому, чтобы дети научились играть в подвижные игры по собственному побуждению, выполняя основные правила игры, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца.
Подвижные и спортивные игры на уроках физической культуры проводятся преимущественно педагогом. В начальных классах подвижные игры желательно включать в каждый урок, в любую его часть (подготовительную, основную, заключительную), учитывая её интенсивность. В процессе игры важно контролировать и стимулировать действия учеников.
Большое значение придаётся умению учителя физкультуры правильно распределить игры в течение учебного года. Так, в 1 четверти 1 класса ученики могут играть в игры «Стань правильно», «К своим флажкам», «У ребят порядок строгий», «Дети и медведь», «Гуси – лебеди», «Космонавты», «Зайцы, сторож и Жучка», «Колдунчики», «Пятнашки», «Пустое место», «Не ошибись». Эти игры помогают ученикам овладеть строевыми командами и упражнениями, учат правильно ходить, бегать, прыгать, метать, чётко выполнять коллективные действия.
Во 2 четверти – это командные игры, развивающие координацию движений. Это «Карлики и великаны», «Кот идёт», «Запрещённые движения», «Быстро по местам», «Ловишки», «Зима и лето», «Попрыгунчики – воробушки», «Через ручеёк», «Красная Шапочка». Можно использовать игровые эстафеты, чередуя задания на сохранение равновесия при ходьбе и прыжках с преодолением небольших препятствий.
В 3 четверти – подвижные игры «Прокладка Железной дороги», «Поезд», «Шире шаг», «Быстрый спуск», «Кто дальше проскользит», «Самокат», направленные на овладение техникой лыжных ходов, спусков, поворотов, развитию физических качеств.
В 4 четверти закрепляются ранее сформированные умения и навыки, разучиваются новые и проводятся уже знакомые учащимся игры. Первоклассники к концу учебного года уже научились правильно бегать, выполнять различные прыжки, метать мяч. В этой четверти надо научить их успешно сочетать разные двигательные действия, изменять их в зависимости от условий, видеть и объяснять как свои ошибки, так и допущенные товарищами, что можно с успехом тренировать в играх типа «Товарищ командир», «Пустое место», «Птица без гнезда», «Кот проснулся», «Летучие рыбки», «Филин и пташка», «пчёлы и медвежата».
Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов,
акробатов или людей спорта, а лишь здоровых,
уравновешенных физически и нравственно людей.
С. Я. Эйнгорн
Использованная литература: Степанова О. А. «Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продлённого дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей». Серия «Игровые технологии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе
Основные направления работы школы по сохранению здоровья учащихся...
оздоровительная работа в начальной школе
материал для физкультурно-оздоровительной работы с детьми...
Оптимизация содержания малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе (на примере физкультминуток)
Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – организация малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – орг...
Оздоровительная работа в начальной школе
Проблема состояния здоровья детей с ограниченными возможностями, обучающихся в общеобразовательной школе, в последнее время является очень актуальной. Безусловно, дети с ограниченными возможностями ну...
Спортивно-оздоровительная работа в начальной школе.
Презентация....
Малые формы физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе (на примере физкультминуток)
Малые формы физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе (на примере физкультминуток)...
Здоровьесберегающие образовательные технологии. Оздоровительная работа в начальной школе
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это не только застав...