Общеобразовательная программа внеурочной деятельности "Школа здоровья"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Программа спортивно - оздоровительному направлению. Обучение детей здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Школа здоровья" | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
«Рекомендовано» Руководитель МО __________Балдазер Н.И. Протокол № ___ от «____»________2014 г. | «Согласовано» Замдиректора по УВР __________Климова Л.Д. «____»________ 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБУ школы №5 ___________Т.Ф. Шкатова «_____»___________2014г. |
Учебно – методический комплекс
Внеурочная деятельность
«Школа здоровья»
Учитель физической культуры
Кизима Н.П.
2014-2015 учебный год
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373, программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программой духовно – нравственного развития обучающихся МБУ школы № 5, планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с примернойрабочей программой по внеурочной деятельности
Программа рассчитана: 1 класс - 66 часов (2 часа в неделю), 3 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю), 4 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю).
Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Место курса в учебном плане
Предмет изучается в первом классе начальной школы в объеме (66 ч, 2 часа в неделю), во 2 – 4 классах – 68 ч (2 часа в неделю) во внеурочное время.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание
Типы занятий | Пед.технологии | Формы работы |
игра практикум | Интерактивные, игровые;проектная технология; проблемное обучение;технология продуктивного наблюдения, размышления, рассуждения и обсуждения; технология оценивания образовательных достижений | индивидуальная групповая группы с переменным составом |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы.
Курс содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.
В ходе изучения курса младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.
Методическое обеспечение образовательного процесса
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/В.И. Ковалько – Москва:Вако 2007.
- Обухова Л.А. 135уроков здоровья или школа докторов природы/Л.А.ОбуховаН.А.ЛемяскинаО.Е.Жиренко – Москва: Вако 2005.
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений/ под редакцией М.М,. Безруких – Москва : ООО Вариант 2005.
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей /под редакцией Н.В.Сократова – Москва: ТЦ Сфера 2005
- Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
- Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
- Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
- Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
- Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
- Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
11. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
12. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
13. ГостюшинА.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
14. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
15. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
16. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
17. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб. 1995.
18. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб. 1997
19. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб.1999.
20. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.
21. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
22. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
23. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997
24. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
25. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
26. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю. Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980
Тематическое планирование
1 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№ | Тема занятия | Кол – во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Советы доктора воды. | 1 | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. |
2 | Друзья Вода и Мыло. | 1 | |
3 | Глаза – главные помощники человека. | 1 | |
4 | Чтобы уши слышали. | 1 | |
5 | Почему болят зубы. | 1 | |
6 | Чтобы зубы были здоровыми. | 1 | |
7 | Как сохранить улыбку красивой. | 1 | |
8 | Зачем человеку кожа. | 1 | |
9 | Если кожа повреждена. | 1 | |
10 | «Рабочие инструменты» человека (руки, ноги). | 1 | |
11 | Надежная защита организма | ||
12 | Питание- необходимое условие для жизни человека. | 1 | |
13 | Разговор о правильном питании. | 1 | |
14 | Самые полезные продукты. | 1 | |
15 | Как правильно есть (гигиена питания). | 1 | |
16 | Удивительные превращения пирожка. | 1 | |
17 | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? | 1 | |
18 | Сон- лучшее лекарство. | 1 | |
19 | В школе. | 1 | |
20 | После школы. | 1 | |
21 | Поведение в школе. | 1 | |
22 | Я - ученик. | 1 | |
23 | Курение. | ||
24 | Алкоголь. | ||
25-26 | Скелет - наша опора. | 2 | |
27-28 | Осанка – стройная спина. | 2 | |
29-30 | Упражнения для формирования правильной осанки. | 2 | |
31 | Обтирание. | 1 | |
32 | Обливание. | 1 | |
33 | Причина и признаки болезней. Как здоровье? | 1 | |
34 | Как организм помогает себе сам. | 1 | |
35-36 | Здоровый образ жизни. | 2 | |
37 | Какие врачи нас лечат. | 1 | |
38-39 | Инфекционные болезни. | 2 | |
40-41 | Прививки от болезней. | 2 | |
42 | Домашняя аптечка. | 1 | |
43-44 | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. | 2 | |
45-46 | Правила безопасного поведения на воде. | 2 | |
47-48 | Правила обращения с огнём. Чем опасен электрический ток. Травмы. | 2 | |
49-50 | Чем опасен электрический ток. | 2 | |
51-52 | Травмы. | 2 | |
53-54 | Отравление ядовитыми веществами. | 2 | |
55-56 | Отравление угарным газом. | 2 | |
57-58 | Как помочь себе при тепловом ударе. | 2 | |
59-60 | Как уберечься от мороза. | 2 | |
61-62 | Растяжение связок и вывих костей. | 2 | |
63-64 | Переломы. | 2 | |
65-66 | Если ты ушибся или порезался. | 2 | |
67-68 | Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. | 2 |
Тематическое планирование
3 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№ | Тема занятия | Кол – во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Чего надо бояться | 1 | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. |
2 | Как воспитывать уверенность и бесстрашие? | 1 | |
3-4 | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | 2 | |
5 | Учимся думать. | 1 | |
6 | Спеши делать добро. | 1 | |
7 | Почему мы говорим неправду. | 1 | |
8 | Поможет ли нам обман? | 1 | |
9-10 | «Неправда–ложь» - в пословицах и поговорках. | 2 | |
11-12 | Надо ли сдерживать себя | 2 | |
13 | Все ли желания выполнимы? | 1 | |
14 | Как воспитывать в себе сдержанность. | 1 | |
15 | Почему мы не слушаем родителей? | 1 | |
16 | Надо ли прислушиваться к советам родителей. | 1 | |
17-18 | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. | 2 | |
19 | Надо ли сдерживать себя. | 1 | |
20 | Как воспитывать в себе сдержанность. | 1 | |
21-22 | Все ли желания выполнимы? | 2 | |
23 | Вредные привычки. | 1 | |
24 | Не грызи ногти, не ковыряй в носу. | 1 | |
25-26 | Как отучить себя от вредных привычек. | 2 | |
28 | Сервировка стола. | 1 | |
29 | Разговор о правильном питании | 1 | |
30 | Где найти витамины весной? | 1 | |
31 | Полдник. | 1 | |
32 | Время есть булочки. | 1 | |
33 | Пора ужинать. | 1 | |
34 | На вкус и цвет товарищей нет. | 1 | |
35-36 | Если хочется пить… | 2 | |
37-38 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | 2 | |
40 | Как вести себя в транспорте | 1 | |
41 | Как вести себя на улице | 1 | |
42-44 | Как вести себя в театре, кино, школе. | 3 | |
45 | «Нехорошие слова». Недобрые слова | 1 | |
46 | Умеем ли мы вежливо общаться. | 1 | |
47 | Что делать, если не хочется в школу | 1 | |
48 | Помоги себе сам. | 1 | |
49-50 | Чем заняться после школы. | 2 | |
51-52 | Умей организовать свой досуг. | 2 | |
53 | Как выбрать друзей. | 1 | |
54 | Что такое дружба. | 1 | |
55 | Как помочь родителям. | 1 | |
56 | Как доставить родителям радость? | 1 | |
57-58 | Как помочь больным и беспомощным | 2 | |
59-60 | Культура здорового образа жизни (урок-соревнование). | 2 | |
61-62 | Путешествие в страну здоровья. | 2 | |
63-64 | Огонёк здоровья. | 2 | |
65-66 | Если ты ушибся или порезался | 2 | |
67-68 | Первая помощь при укусах насекомых | 2 |
Тематическое планирование
4 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1-2 | Что такое здоровье? | 2 | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. |
3-4 | Что такое эмоции? | 2 | |
5-6 | Чувства и поступки | 2 | |
7-8 | Стресс | 2 | |
9-10 | Учимся думать и действовать | 2 | |
11-12 | Учимся находить причину и последствия событий | 2 | |
13-14 | Умей выбирать | 2 | |
15-16 | Принимаю решение | 2 | |
17-18 | Я отвечаю за свои решения | 2 | |
19-20 | Что мы знаем о курении | 2 | |
21-22 | Зависимость | 2 | |
23-24 | Умей сказать НЕТ | 2 | |
25-26 | Как сказать НЕТ | 2 | |
27-28 | Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? | 2 | |
29-30 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения | 2 | |
31-32 | Волевое поведение | 2 | |
33-34 | Алкоголь | 2 | |
35-36 | Алкоголь – ошибка | 2 | |
37-38 | Алкоголь – сделай выбор | 2 | |
39-40 | Наркотик | 2 | |
41-42 | Наркотик – тренинг безопасного поведения | 2 | |
43-44 | Мальчишки и девчонки | 2 | |
45-46 | Моя семья | 2 | |
47-48 | Дружба | 2 | |
49-50 | День здоровья | 2 | |
51-52 | Умеем ли мы правильно питаться? | 2 | |
53-54 | Я выбираю кашу | 2 | |
55-56 | Чистота и здоровье | 2 | |
57-58 | Откуда берутся грязнули? | 2 | |
59-60 | Чистота и порядок | 2 | |
61-62 | Будем делать хорошо и не будем плохо | 2 | |
63-64 | КВН «Наше здоровье» | 2 | |
65-66 | Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | 2 | |
67-68 | Будьте здоровы! | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"
Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...
Общеобразовательная программа внеурочной деятельности "Русские шашки".
Программа расчитана на первый год обучения игре в русские шашки (3 класс)....
Общеобразовательная программа внеурочной деятельности. "Волшебный пластилин"
Общеобразовательная программа внеурочной деятельтности. "Волшеюный пластилин". (начальная школа)...
Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....
Дополнительная общеобразовательная программа «По стране Здорового питания » (1-4 классы)
Дополнительная программа по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни \воспитанников, обучающихся «По стране Здорового питания » Программа способствует воспитан...
Проектная работа «Реализация общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
мНастоящая программа предусматривает расширение общего кругозора, развитие пространственного мышления, логики, формирование устойчивого интереса к обучению и самореализации обучающихся, их социальную ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....