Учусь сопротивляться давлению
классный час по зож (4 класс) на тему

Сергеева Наталья Михайловна

Профилактическое занятие в 4 классе. Раздел: социальное здоровье младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davlenie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическое занятие в 4 классе («Я и полезные привычки» №24)

Сергеева Н.М., учитель начальных классов БОУ г.Омска «СОШ №81»

Тема: Учусь сопротивляться давлению (Социальное здоровье младших школьников)

Результаты деятельности:

Личностный результат – формирование эмпатии (осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека) как  понимания чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД – формирование умения самостоятельно адекватно оценивать сложившуюся ситуацию;

познавательные УУД – формирование знаний о вариантах поведения при оказании давления;

коммуникативные УУД – умение договариваться и приходить к общему мнению.

Предметный результат – расширить представления о способах отказа при оказании давления.

Цель: формирование и развитие познавательного интереса и ценностного отношения к совместной деятельности по определению видов давления и выбору соответствующих вариантов поведения.

Словарь

Давление – принуждение, насилие над чьей-нибудь волей, убеждениями. (Ожегов)

Форма представления результата: Плакат – таблица «Виды давления и способы сопротивления давлению»

Ход занятия:

Вводная часть (проводится в игровой зоне)

Игра-энергизатор: движение с убыстрением, выражаем симпатии только взглядом, по сигналу учителя дети объединяются в группы по 4-5 человек. Учитель: чувствовал ли ты симпатию со стороны товарищей?

Игра «Море волнуется», в процессе которой учитель оказывает давление разного вида на детей.

-  Что происходило? Как вел себя ведущий? Что он делал? (Оказывал давление). Как вели себя играющие? Выполняли ли они требования ведущего? (Не все. Не всегда. Сопротивлялись давлению)

Постановка темы занятия.

- Исходя из нашей беседы, определите тему занятия.

Корзина идей. Как вы понимаете слово «Давление»? (Идеи собираем в корзину)

Кто или что поможет нам найти ответ на это вопрос? (Варианты ответов: Родители, учитель, книги, энциклопедии, словари, интернет)

Работа в группах (проводится в рабочей зоне – за партами)

Детям предлагается пройти к рабочим местам, распределившись на группы (группы постоянные, разбиты по 6 человек, по алфавиту. На столах номера групп и бейджики с названиями ролей). Ребята распределяют роли: командир и чтец группы.

- Напомните основные правила работы в группе.

-Задача: определить лексическое значение слова «давление» в  разных источниках.

Дети работают в группах со словарями и в сети Интернет. На слайде все найденные варианты:

1группа: Давление – воздействие на кого-либо против его воли (Розанова, 1990)

2 группа: Давление – принуждение, насилие над чьей-нибудь волей, убеждением (Лопатин, 1993)

3 группа: Давление – принуждение, насилие над чье-нибудь волей, убеждениями (Ожегов, 1997)

4 группа: Моральное принуждение, насильственное воздействие на чью-н. волю или убеждения (Ушаков, Интернет)

- Похожи ли толкования из разных источников информации?

- Сравним  определения словарей и авторов тетради «Полезные привычки»  с.18

Давление – это когда тебя заставляют сделать что-то такое, чего ты не хочешь.

Напомните ваши идеи по толкованию слова «Давление». Правы ли вы были?

Постановка цели занятия.

Напомните тему занятия. Поставьте цель нашего занятия.

Основная часть (проводится в театральной зоне)

Проводится игра. Один человек выходит из класса. Остальные репетируют по карточкам разные виды давления. Задача уговорить одноклассника спеть. Фразы:

  1. Спой, пожалуйста, мне говорили, в музыкальной школе ты поешь лучше всех.
  2. Спой ради меня, мы ведь с тобой друзья.
  3. Спой, тебя все просят. А ты упрямишься.
  4. Спой, а то на перемене я тебя побью.

Ситуация разыгрывается.

- Оказывали давление ребята на своего товарища? Все ли одинаково это делали? Значит, существуют разные способы давления.

Анализируется каждая ситуация с использованием памятки в тетради на с.19, определяется вид давления.  На плакат размещаются карточки: виды давления.

Виды давления:

Способы сопротивления давлению:

Лесть

Угроза

Попытка вызвать чувство вины

Ссылка на дружеские отношения

Отказ без объяснения

Отказ с объяснением причины отказа

Отказ с объяснением понимания причины просьбы

Отказ с объяснением своего отношения к просьбе

Физминутка. Игра на внимание (делай то, что говорят, а не то, что видишь)

Работа в группах (ролевое моделирование)

Ребятам предлагается обыграть ситуации, предложенные в тетради «Полезные привычки» на с.18-19 в группе. Дети представляют результат в театральной зоне, обсуждают, определяют виды давления и способы сопротивления (по памятке).

Применение знаний на практике.

Работа с презентацией. Определяют вид давления (картинки, мультики), предлагают вариант сопротивления. (Подвести к пониманию: способ сопротивления выбирает каждый самостоятельно)

Дополнительно (при наличии времени)

Разыгрывается ситуация: «Подруга Маши Катя просит: «Дай списать пример. Если не дашь, я получу двойку» А Даша  сказала: «Маша, у меня не получается в примере 2 действие, деление. Помоги, пожалуйста»

- Кто из ребят оказывает давление на Машу? (Катя). А Анжелика?

- Нужно ли различать давление и обращение за помощью?

Группам предлагается задание: разграничить понятия давление и обращение за помощью. Каждая группа получает на листе ситуации, где должны сделать отметку: Д – давление, П – помощь.

- Определите что происходит в каждой ситуации: оказывается давление или обращаются за помощью?

1 ситуация. У тебя большое домашнее задание. Уставшая мама пришла с работы и просит тебя помочь по хозяйству.

2 ситуация. Во дворе старший мальчик просит твой велосипед, чтобы прокатиться, иначе он тебя ударит.

3 ситуация. Родители купили тебе новую вещь. Твоя одноклассница говорит, что эта вещь тебе не идет и просит дать ее поносить.

4 ситуация. Мама попросила тебя помыть посуду, а подруга умоляет тебя с ней погулять. Но ты не хочешь огорчать маму.

5 ситуация. В школьном дворе старшеклассники отобрали у тебя деньги и обещали побить, если расскажешь взрослым.

6 ситуация. У тебя тренировка, а товарищ просит помочь, разобраться с домашним заданием, его будут ругать родители, если он его не выполнит.

Выполняется групповая взаимопроверка. Выслушивается отчет командиров.

Напомните тему нашего занятия. Цель? Достигли ли мы цели?

Выводы. Рефлексия.

Проводятся с использованием Листа самооценки (в тетради с.20)

Выводы: Давление на человека могут оказывать по-разному. Необходимо сопротивляться давлению. Чтобы успешно сопротивляться давлению, надо самостоятельно решить, как поступать в каждом случае.

Эмоциональная рефлексия: работа с клоуном (Нарисуй клоуну такой рот, который соответствует твоему настроению после урока)

Ответы на вопросы:

- Что тебе больше всего понравилось?

- Что тебе меньше всего понравилось?

Задание «закончи предложение»:

Я узнал(а)….

Еще я хотел(а) бы узнать…

- Поделитесь своими высказываниями.

Игра – энергизатор «Молекулы»: дети хаотично двигаются под музыку, педагог дает команду «Молекулы по двое». Задача быстро найти себе пару. Далее дети вновь хаотично двигаются под музыку, педагог дает команду «Молекулы по трое». Задача быстро сгруппироваться по трое и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие из тематического цикла по УМК "Все цвета, кроме чёрного". "Учусь сопротивлятся давлению и говорить "нет"

Занятие из цикла "Все цвета, кроме чёрного". Предложенное занятие формирует у учащихся навыки сопротивления давлению со стороны окружающих, развивает умение говорить "нет" в критической для жизни ситу...

Занятие по курсу "Полезные привычки" 3 класс "Когда на меня оказывают давление"

  В своей работе педагоги часто сталкиваются с проблемами, которые связаны с неконструктивным поведением детей. Одним из них является манипулятивное поведение в детской ср...

Полезные привычки. Учусь сопротивляться давлению.

Внеклассное мероприятие по программе "Полезные привычки".  Учусь сопротивляться давлению....

Модуль «Воздух и атмосферное давление». Тема занятия "Что вредит нашему здоровью?"

Сегодня мы продолжим разговор о пользе чистого воздуха, о том, как сохранить своё здоровье....

Исследовательская работа "Артериальное давление и пульс"

Исследовательская работа учащегося 3 класса...

Презентация по теме: "Атмосферное давление"

Общие понятия об атмосферном давлении....