Программа внеурочной деятельности для 1-го класса "Юные экологи" с КТП
календарно-тематическое планирование по зож (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности для 1-го класса "Юные экологи" социального направления развития личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности для 1-го класса Юные экологи с КТП | 65.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Шелтозерская средняя общеобразовательная школа»
Прионежского района Республики Карелия
Рассмотрена Утверждаю
Школьным методическим объединением Директор школы _______Н.Ю.Быкова
Учителей начальных классов
Руководитель_____________Н.Н.Ботвина (приказ №232 ОД от 22.09.15 г)
Протокол №___ от_______
Принята
Педагогическим советом школы
(протокол № 2 от 22.09.2015 года)
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юные экологи»
социального направление развития личности
основной общеобразовательной программы
начального общего образования
сроком реализации 1 год
(2015/16 уч.год)
Составитель:
Вирронен Евгения Сергеевна учитель начальных классов
без квалификационной категории
- г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления развития личности «Юные экологи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования, программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования МОУ «Шелтозерская СОШ», программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ «Шелтозерская СОШ», на основе авторской программы Д.В.Григорьева, Б.В.Куприянова «Программа внеурочной деятельности. Социальное творчество» из сборника программ внеурочной деятельности Д.В.Григорьева, Б.В.Куприянова. М.: «Просвещение» 2011 г
Актуальность выбора определяется возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в общей системе образования; нереализованным потенциалом школы в формировании экологической культуры обучающихся.
Занятия по данной программе предполагают выполнение системы заданий, организующих и направляющих деятельность обучающихся в природном окружении. На территории школы располагается Детская экологическая тропа «Времена года» - школьный постоянно действующий проект. Тропа рассчитана в основном на дошкольников и младших школьников и поэтому основная часть практических и теоретических занятий по программе «Юные экологи» проводятся на ней. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач современности – оптимизации отношений человека с природной средой.
Рабочая программа интегрируется с предметными областями «Обществознание и естествознание» (Расширяет представление о видовом разнообразии растительного и животного мира нашего края, формирует представление об экологической обстановке в селе, взаимосвязях между животными, растениями и человеком), «Технология» (Расширяет представления об использовании природных материалов в быту, позволяет получить опыт ухода за деревьями и цветочными растениями)
Цель программы - формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Задачи программы:
- сформировать уважительное отношение к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нем; - сформировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- сформировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа внеурочной деятельности «Юные экологи» помогает формированию ценностных ориентиров учебного предмета «Окружающий мир»
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
2. Место курса « Юные экологи» в школьном плане внеурочной деятельности
Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности социального направления развития личности. Срок реализации программы «Юные экологи» 1 год. Занятия проводятся в 1 классе 1 раз в неделю (33 часа в год).
В качестве учебных пособий используются учебные пособия «Экологический букварь» - «Экос-Информ» М.: -1995 г., «Великан на поляне или первые уроки экологической культуры», А. А. Плешаков, А. А. Румянцев, - М.: «Просвещение», 2013 г
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юные экологи»
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Юные экологи» у обучающихся формируются следующие личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
Метапредметные результаты:
- Осознание своей этнической и познавательной принадлежности;
- Формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа;
- Формирование эстетических потребностей;
- Формирование установок на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации работы на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметными результатами освоения курса являются формирование следующих умений:
- формирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды.
4. Содержание программы внеурочной деятельности «Юные экологи» (33 ч)
Курс программы состоит из 10 разделов.
1 раздел – "Введение в экологию” (4 ч.)
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – "Молчаливые соседи” (3 ч.)
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел – "Пернатые друзья” (3 ч.)
Многие дети совсем не знают и не различают птиц,
часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.
4 раздел – "О чем шепчут деревья” (3 ч.)
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.
Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – "Загадки животного мира” (3 ч.)
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
Дети знакомятся с животными Карелии, занесенными в Красную книгу.
6 раздел – "Секреты неживой природы” (2 ч.)
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
7 раздел – "Оранжерея на окне” (3 ч.)
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
8 раздел – "Человек – часть живой природы” (4 ч.)
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать рассаду цветочных растений в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 раздел – "Охрана природы” (1 ч.)
В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.
10 раздел – "Досуговые мероприятия” (7 ч.)
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
5. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Юные экологи»
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Юные экологи» у учащихся формируются личностные, метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) и предметные результаты.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым видам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материале, речи и уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему мнению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения алгоритма действия;
- осуществлять взаимный контроль, оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные учебные действия
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классифицировать по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.
Освоение программы внеурочной деятельности «Юные Экологи» способствует достижению предметных результатов по учебному предмету «Окружающий мир»
- будет заложен фундамент экологической и культурологической грамотности обучающихся;
- овладение правилами поведения в мире природы и людей, правилами здорового образа жизни;
- освоение элементарных норм адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
- владение навыками самообслуживания, владение техническими приёмами ручной обработки материалов, знание правил техники безопасности.
6. Критерии освоения курса внеурочной деятельности «Юные экологи»
Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью диагностических методик: в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей, в конце года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей.
Также показателем эффективной реализации курса внеурочной деятельности является участие детей в ежегодных Неделях экологии, традиционных экологических праздниках: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
7. Учебно-методическое обеспечение программы
- А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. «Великан на поляне или первые уроки экологической культуры», - М.: «Просвещение», 2013 г
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008 год.
- Детская энциклопедия «Хочу все знать».
- Декоративные растения пришкольного участка и уголка живой природы, их изучение с младшими школьниками: Учебно-методическое пособие/ Я.Е.Амбражевич; ГОУВПО «КГПУ». – Петрозаводск.2004.
- Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
- Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10
- Растительный мир нашей родины: Пособие для учителей нач. классов.- М.: Просвещение, 1991 г.
- Рыжова Н.А "Наш дом – природа”Журнал "Начальная школа” 1998г. №10
- Рыжова Н.А "Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
- Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
Ростов н/Д:ТИ "Учитель”, 2002.
- Экологические экскурсии в школе. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону; Издательский центр «МарТ», 2005 г.
- «Экологический букварь» - «Экос-Информ» М.: -1995 г.,
- Цветы Севера.- Изд. «Карелия». Петрозаводск.1979 г.
8. Материально-техническое обеспечение программы
- Видеофильмы (видеофрагменты, компьютерные презентации) на тему природа вокруг нас
- Музыкальный центр
- Интерактивная доска ActivBoard
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
- Ресурсы Шелтозерского вепсского этнографического музея им. Р.П. Лонина, школьной библиотеки, МУЗ «Шелтозерская ШУБ»
9. Использованная литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО (утвержден приказом Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол № 1/15 от 08.04.2015 г.)
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования МОУ «Шелтозерская СОШ» (2015 г)
- Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ «Шелтозерская СОШ» (2015 г)
- Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов «Программа внеурочной деятельности. Социальное творчество» из сборника программ внеурочной деятельности Д.В.Григорьева, Б.В.Куприянова. М.: «Просвещение» 2011 г
Приложение к программе внеурочной деятельности социального направления развития личности «Юные экологи Шёлтозера»
основной общеобразовательной программы начального общего образования
сроком реализации 1 год, утвержденной приказом по школе № ___ от ___________.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1 классе
«Юные экологи Шёлтозера» на 2017/18уч. год
учителя Вирронен Е. С.
1.Таблица учебно-тематического планирования
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение в экологию | 4 | 2 | 2 |
2 | Молчаливые соседи | 3 | 1 | 2 |
3 | Пернатые друзья | 3 | - | 3 |
4 | О чем шепчут деревья | 3 | 1 | 2 |
5 | Загадки животного мира | 3 | 1 | 2 |
6 | Секреты неживой природы | 2 | 1 | 1 |
7 | Оранжерея на окне | 3 | 1 | 2 |
8 | Человек – часть живой природы | 4 | 2 | 2 |
9 | Охрана природы | 1 | 1 | - |
10 | Досуговые мероприятия | 7 | - | 7 |
ИТОГО: | 33 | 10 | 23 |
2. Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел. Тема занятия. | Ведущий вид деятельности обучающихся | Планируемые УУД | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
1 | Введение в экологию (4 часа) Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»? Веселое путешествие в природу. | ||||
Познакомиться с одноклассниками. Узнать, что такое экология. | Р : исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе. К: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. Л: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. П: осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Анализировать объекты с целью выделения признаков. | 02.09 | |||
2 | Пр.зан. Экскурсия на экологическую тропу. Ознакомительное занятие. | Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели | Р: исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе. К: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. Л: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. П: строить речевое высказывание в устной форме; Анализировать объекты с целью выделения признаков. | 07.09 | |
3 | Пр. зан. Уборка листвы и сучьев деревьев с территории экологической тропы. | Познакомиться с видами сельскохозяйственного труда, выращиваемыми культурами и их значение. Прослушать инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. | П: адекватно передавать информацию, моделировать (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Р: исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе. Л: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. | 14.09 | |
4 | Отношение человека к природе. Экологическая безопасность. | Выявлять полезные взаимосвязи природы и человека. Выяснить, что делать для сохранения вымирающих видов? | К: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя. Л: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности. Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Участвовать в поиске и выделение необходимой информации. | 21.09 | |
5 | Молчаливые соседи (3 часа) Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме? | Знакомиться с разновидностями домашних животных. Составлять рассказы о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. | П: адекватно передавать информацию, моделировать (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Р: исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе. Л: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. | 28.09 | |
6 | Чем питаются домашние животные? | Разработать инструкции по питанию и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). | П: адекватно передавать информацию, моделировать (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Р: исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе. Л: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. | 05.10 | |
7 | Как ухаживать за своим питомцем? | Разработать инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). | П: адекватно передавать информацию, моделировать (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Р: исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе. Л: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. | 12.10 | |
8 | Пернатые друзья (3 часа) Прогулка «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы. | Описывать внешний вид, характерные особенности птиц (на примере своей местности). Различать зимующих и перелётных птиц. Объяснять причины отлёта птиц в тёплые края. Приводить примеры зимующих и перелётных птиц. Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе. | Л: развивать эколого-этическую деятельность (анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе). П: различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц , объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц; К: работать в паре, слушать и понимать речь других. Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль; оценивать свои достижения во время занятия; формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану; выдвигать предположения . | 19.10 | |
9 | Экологическая акция «Поможем птицам!» Изготовление кормушек для птиц. | Участвовать в экологической акции. Изготовить кормушки для птиц. | Р : исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе. К: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. Л: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. П: получить опыт изготовления кормушек для птиц и применить его на практике. Анализировать объекты с целью выделения признаков. | 26.10 | |
10 | Художественное слово о птицах. Праздник «Птицы - наши друзья» | Описывать внешний вид, характерные особенности птиц (на примере своей местности). Различать зимующих и перелётных птиц. Объяснять причины отлёта птиц в тёплые края. Приводить примеры зимующих и перелётных птиц. Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе. | Р : понимать учебную задачу занятия; исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе. К: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. Л: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. П: осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Анализировать объекты с целью выделения признаков. | 09.11 | |
11 | О чем шепчут деревья (3 часа) Этажи леса. Экскурсия на экологическую тропу: «По тропинке в лес пойдем» | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. | Л: развивать эколого-этическую деятельность. Формировать интерес к исследованиям. Оценивать жизненные ситуации. П: узнавать и называть увиденные деревья, сравнивать и группировать листья по различным признакам; практическая работа в группе: определять деревья по листьям; К: отвечать на итоговые вопросы. Формировать умение работать в паре. Описывать внешний вид деревьев и листьев какого-либо дерева; Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на занятии; осуществлять самопроверку. | 16.11 | |
12 | Сезонные изменения у растений. | Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели | Л: развивать эколого-этическую деятельность. Формировать интерес к исследованиям. Оценивать жизненные ситуации. П: узнавать и называть увиденные деревья, сравнивать и группировать листья по различным признакам; практическая работа в группе: определять деревья по листьям; К: отвечать на итоговые вопросы. Формировать умение работать в паре. Описывать внешний вид деревьев и листьев какого-либо дерева; Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия; осуществлять самопроверку. | 23.11 | |
13 | Мы – художники. Загадки леса | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. | К: формулировать вопросы. Уметь выражать свои мысли полно и точно. Управлять действиями партнера. Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия; осуществлять самопроверку. П: уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме. Выделять познавательные цели. Выбирать наиболее эффективный способ решения. | 30.11 | |
14 | Загадки животного мира (3 часа) Зимовье зверей | Сравнивать и различать диких и домашних животных. Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в зоопарке; примеры работы на пасеке. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). | К: формулировать вопросы. Уметь выражать свои мысли полно и точно. Управлять действиями партнера( оценка, коррекция) Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия; осуществлять самопроверку. П: уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме. Выделять познавательные цели. Выбирать наиболее эффективный способ решения. | 07.12 | |
15 | Заочная экскурсия в отдел природы музея. | Сравнивать и различать диких и домашних животных. Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в зоопарке; примеры работы на пасеке. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). | К: формулировать вопросы. Уметь выражать свои мысли полно и точно. Управлять действиями партнера( оценка, коррекция) Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия; осуществлять самопроверку. П: уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме. Выделять познавательные цели. Выбирать наиболее эффективный способ решения. Анализировать объекты. Устанавливать причинно-следственные связи. | 14.12 | |
16 | Любопытные факты о живой природе | Сравнивать и различать диких и домашних животных. Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в зоопарке; примеры работы на пасеке. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) | К: формулировать вопросы. Уметь выражать свои мысли полно и точно. Управлять действиями партнера( оценка, коррекция) Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия; осуществлять самопроверку. П: уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме. Выделять познавательные цели. Выбирать наиболее эффективный способ решения. Анализировать объекты. Устанавливать причинно-следственные связи. | 21.12 | |
17 | Секреты неживой природы (2 часа) Природа – наш общий дом. Веселое путешествие в природу. Времена года. | Понимать значение окружающего мира для человека. | К: формулировать вопросы. Уметь выражать свои мысли полно и точно. Управлять действиями партнера( оценка, коррекция) Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия; осуществлять самопроверку. П: уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме. Выделять познавательные цели. Выбирать наиболее эффективный способ решения. | ||
11.01 | |||||
18 | Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом. | Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Оценивать чистоту воды в водоёмах и в системе водоснабжения своего края. Формулировать меры по охране чистоты воды. | Л: развивать эколого-этическую деятельность. Формировать интерес к исследованиям. Оценивать жизненные ситуации. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. П: исследование свойств снега и льда; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках К: формулировать выводы из опытов; отвечать на итоговые вопросы; работать в группе. Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия. | 18.01 | |
19 | Оранжерея на окне (3 часа) Знакомство с комнатными растениями. | Наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам. Приводить примеры комнатных растений. Находить у растений их части, показывать и называть. Рассказывать об особенностях любимого комнатного растения. | Л: развивать эколого-этическую деятельность. Формировать интерес к исследованиям. Оценивать жизненные ситуации. П: практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя. К: рассказывать о любимом цветке; отвечать на итоговые вопросы Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; осуществлять самопроверку; | 25.01 | |
20 | Любители света и тени, влаги и тепла. | Наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам. Приводить примеры комнатных растений. Находить у растений их части, показывать и называть. Рассказывать об особенностях любимого комнатного растения. | Л: развивать эколого-этическую деятельность. Формировать интерес к исследованиям. Оценивать жизненные ситуации. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. П: наблюдать за ростом и развитием растений; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; ухаживать за комнатными растениями; К: рассказывать о своих наблюдениях; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; работать в паре; Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия. | 01.02 | |
21 | Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения». | Наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам. Приводить примеры комнатных растений. Находить у растений их части, показывать и называть. Рассказывать об особенностях любимого комнатного растения. | Л: развивать эколого-этическую деятельность. Формировать интерес к исследованиям. Оценивать жизненные ситуации. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. П: наблюдать за ростом и развитием растений; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; ухаживать за комнатными растениями; К: рассказывать о своих наблюдениях; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; работать в паре; Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия. | 08.02 | |
22 | Человек – часть живой природы (4 часа) Люди разные нужны, люди всякие важны. | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. | Л: формирование целостного социально – ориентированного взгляда на мир. П: сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; сравнивать рисунки учебника. К: работать в паре, рассуждать, обсуждать, отвечать на вопросы. Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль; оценивать свои достижения на уроке; формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану. | 15.02 | |
23 | Выращивание рассады цветочных растений в классной комнате. Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие цветочных растений» | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. Формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений. Наблюдать растения клумбы и луга узнавать их по рисункам. Рассказывать о любимом цветке. Наблюдать насекомых и узнавать их по рисункам. Приводить примеры насекомых. | Л: развивать эколого-этическую деятельность. Формировать интерес к исследованиям. Оценивать жизненные ситуации. П: практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя; К: рассказывать о любимом цветке; отвечать на итоговые вопросы Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на занятии; осуществлять самопроверку; | 22.02 | |
24 | Человек! Будь природе другом! Вредные привычки. | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. | Р : коррекция(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе). К: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. Л: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. П:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков. | 29.02 | |
25 | Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки» | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. Участвовать в изготовлении тематических газет. | К: формулировать вопросы. Уметь выражать свои мысли полно и точно. Управлять действиями партнера (оценка, коррекция) Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия; осуществлять самопроверку. П: уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме. Выделять познавательные цели. Выбирать наиболее эффективный способ решения. Анализировать объекты. Устанавливать причинно-следственные связи. | 14.03 | |
26 | Охрана природы. (1 час) Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края. | Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Выявлять причины исчезновения животных. Рассказывать о способах охраны животных. | К: формулировать вопросы. Уметь выражать свои мысли полно и точно. Управлять действиями партнера (оценка, коррекция) Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия; осуществлять самопроверку. П: уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме. Выделять познавательные цели. Выбирать наиболее эффективный способ решения. Анализировать объекты. Устанавливать причинно-следственные связи. | 21.03 | |
27 | Досуговые мероприятия (7 часов) День Птиц. | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. | К: формулировать вопросы. Уметь выражать свои мысли полно и точно. Управлять действиями партнера( оценка, коррекция) Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия; осуществлять самопроверку. П: уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме. Выделять познавательные цели. Выбирать наиболее эффективный способ решения. Анализировать объекты. Устанавливать причинно-следственные связи. | 04.04 | |
28 | Акция «Всемирные дни наблюдения птиц» | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. | К: формулировать вопросы. Уметь выражать свои мысли полно и точно. Управлять действиями партнера. Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия; осуществлять самопроверку. П: уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме. Выделять познавательные цели. Выбирать наиболее эффективный способ решения. Анализировать объекты. Устанавливать причинно-следственные связи. | 11.04 | |
29 | Посвящение в экологи | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. | К: формулировать вопросы. Уметь выражать свои мысли полно и точно. Управлять действиями партнера. Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия; осуществлять самопроверку. П: уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме. Выделять познавательные цели. Выбирать наиболее эффективный способ решения. Анализировать объекты. Устанавливать причинно-следственные связи. | 18.04 | |
30 | «Весенняя прогулка» | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. | К: формулировать вопросы. Уметь выражать свои мысли полно и точно. Управлять действиями партнера( оценка, коррекция) Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия; осуществлять самопроверку. П: уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме. Выделять познавательные цели. Выбирать наиболее эффективный способ решения. Анализировать объекты. Устанавливать причинно-следственные связи. | 25.04 | |
31 | Экологический проект «Мой цветник» | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. | Л: развивать эколого-этическую деятельность. Формировать интерес к исследованиям. Оценивать жизненные ситуации. П: практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя; К: рассказывать о любимом цветке; отвечать на итоговые вопросы Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на занятии; осуществлять самопроверку; | 02.05 | |
32 | «Будь здоров!» | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. | К: формулировать вопросы. Уметь выражать свои мысли полно и точно. Управлять действиями партнера( оценка, коррекция) Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия; осуществлять самопроверку. П: уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме. Выделять познавательные цели. Выбирать наиболее эффективный способ решения. Анализировать объекты. Устанавливать причинно-следственные связи. | 16.05 | |
33 | Праздник друзей природы | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. | К: формулировать вопросы. Уметь выражать свои мысли полно и точно. Управлять действиями партнера( оценка, коррекция) Р: понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения во время занятия; осуществлять самопроверку. П: уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме. Выделять познавательные цели. Выбирать наиболее эффективный способ решения. Анализировать объекты. Устанавливать причинно-следственные связи. | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...