Эссе Здоровьесберегающая среда как условие формирования социальной компетенции учащихся
статья по зож на тему
Здоровьесберегающие технологии по типологии делятся на 4 группы...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
Тема: Здоровьесберегающая среда как условие формирования социальных компетенций учащихся.
Выполнил: Воронова Лилия Евгеньевна
В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности учащихся и укрепление здоровья. Здоровье сберегающие технологии - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Здоровьесберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:
- Защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки)
- Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).
- Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма (закаливание, педагогическая психотерапия).
- Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий – это такая организация образовательно-воспитательного процесса на всех уровнях, при которой происходит качественное развитие и воспитание учащихся без нанесения ущерба их здоровью.
Обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении представляю таким образом:
- Здоровье сберегающая среда. Для того, чтобы сберегать здоровье, его надо иметь. К сожалению, большинство современных детей имеют многочисленные соматические и психоневрологические заболевания и нарушения личностного развития (из информации отдела здравоохранения).
- Понятие среды включает общую социально-экономическую ситуацию в стране, в регионе и районе, а также все те социальные группы, с которыми контактирует ребенок и условия, в которых он растет и развивается. Образовательная среда – это совокупность возможностей для развития личности, содержащихся в пространственно-временном и социально-предметном окружении
- Новое поколение растет в новой системе ценностных ориентаций, задаваемых средствами массовой информации, агрессивной подростково-молодёжной субкультурой, экономической ситуацией в регионе. Основной лейтмотив современной ценностной сферы – философия потребления при неоспоримом культе денег. Поэтому для формирования продуктивных и при этом нравственных ценностей, противостоящих разрушительному влиянию СМИ на фоне родительской беспомощности или равнодушия, необходимо выработать новую концепцию образовательной политики в отношении соматического, психического и социального здоровья учащейся молодежи.
- Разрушительные последствия для здоровья учащихся несут такие факторы как наркотики, алкоголь, никотин и их пропаганда, неразумное сексуальное поведение, криминальное поведение. Особо следует отметить множественные нарушения физического, психического и психологического здоровья в результате действия дидактогенных факторов (учебные перегрузки, отсутствие адекватных программ обучения для детей с отклонениями в здоровье и промежуточными, пограничными формами нарушений здоровья и пр.), а также деструктивной семейной ситуации.
- Педагоги призваны способствовать формированию здоровье сберегающей образовательной среды. С этой точки зрения волнует, какие и в какой мере педагогические технологии являются здоровье сберегающими, а также, насколько здоровье сберегающей является атмосфера образовательных учреждений.
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:
«Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, « всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему».
Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже допустимого предела (расстояние « глаза-тетрадь-книга» составляло 20 см и меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты (работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и потере здоровья школьников.
Формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя.
А как же использовать зрительно- пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
Здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся»
Конспект выступления на тему "Новые подходы к контрольно-оценочной деятельностикак условие формирования ключевых компетенций учащихся"...
«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся»
Презентация на тему«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельностикак условие формирования ключевых компетенций учащихся»...
Презентация " Формирование социальной компетенции учащихся в условиях дистанционного образования"
Презентация "Формирование социальной компетенции учащихся в условиях дистанционного обучения"...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным- сделайте его крепким и здоровым....
Педагогические условия формирования социальной компетенции у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности
Сегодня актуальным становиться поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей: навыков социального взаимодействия, умение оцен...
Презентация "Информатизация образовательной среды как условие формирования ключевых компетенций обучающихся и повышения качества образования".
Данный материал может быть использован как на методичеких объедитениях учителей предметников, так и на педагогическом совете на тему "Информатизация образовательной среды как условие формирования...
«Педагогические условия формирования социальной компетенции учащихся в условиях надомного обучения».
Развитие социальной компетентности необходимо ребенку для успешного вхождения в социум.Принципиальными являются следующие представления:- педагогическая поддержка ребенка в образовании, в которой восп...