Рабочая программа внеурочного курса "Азбука здоровья"
рабочая программа по зож (2 класс) на тему
Рабочая программа внеурочного курса оздоровительной направленности "Азбука здоровья" для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneurochnogo_kursa_azbuka_zdorovya.docx | 47.95 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» (далее Программа курса) разработана для 2 А класса на основе авторской программы Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.Л. «Школа докторов Природы» или «135 уроков здоровья» спортивно-оздоровительной направленности. Программа курса рассчитана на один год обучения, ориентирована на обучающихся 1–4 классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189)
- Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2017-2018 уч. год.
- Годовой календарный учебный график на 2017-2018 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.
Освоение курса внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» предполагает достижение следующих результатов:
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Почему мы болеем(3ч) Причины болезни. Признаки болезни. Как здоровье? Прогулка на воздухе
Кто и как предохраняет нас от болезней(2ч) Как организм помогает себе сам. Здоровый образ жизни. Прогулка на воздухе.
Кто нас лечит(1ч) Какие врачи нас лечат
Прививки от болезней(2ч) Инфекционные болезни. Прививки от болезней
Что нужно знать о лекарствах(2) Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка
Как избежать отравлений(2ч) Отравление лекарствам Пищевые отравления
Безопасность при любой погоде(2ч) Если солнечно и жарко Если на улице дождь и гроза. Прогулка на воздухе.
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте(2ч ) Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице. Прогулка на воздухе.
Правила безопасного поведения на воде(1ч) Вода – наш друг.
Правила общения с огнём(1ч) Чтобы огонь не причинил вреда.
Как уберечься от поражения электрическим током(1ч) Чем опасен электрический ток
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.(1ч) Травмы. Прогулка на воздухе.
Как защититься от насекомых(1ч)
Укусы насекомых. Прогулка на воздухе.
Предосторожности при обращении с животными(1ч)
Что мы знаем про кошек и собак
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом(2ч)
Отравление ядовитыми веществами
Отравление угарным газом
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях(2ч)
Как помочь себе при тепловом ударе
Как уберечься от мороза. Прогулка на воздухе.
Первая помощь при травмах(3ч)
Растяжение связок и вывих костей
Переломы
Если ты ушибся и порезался. Прогулка на воздухе.
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос(1ч)
Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек(1ч)
Укусы змей. Прогулка на воздухе.
Сегодняшние заботы медицины(3ч)
Расти здоровым
Воспитай себя
Я выбираю движение. Прогулка на воздухе.
ФОРМЫ РАБОТЫ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ:
- Экскурсии
- Игры
- Практические занятия
- Воспитательное мероприятие
- Викторины
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1. | Почему мы болеем. | 3 |
2. | Кто и как предохраняет нас от болезней. | 2 |
3. | Кто нас лечит. | 1 |
4. | Прививки от болезней. | 2 |
5. | Что нужно знать о лекарствах. | 2 |
6. | Как избежать отравлений. | 2 |
7. | Безопасность при любой погоде. | 2 |
8. | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. | 2 |
9. | Правила безопасного поведения на воде. | 1 |
10. | Правила обращения с огнём. | 1 |
11. | Как уберечься от поражения электрическим током. | 1 |
12. | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. | 1 |
13. | Как защититься от насекомых. | 1 |
14. | Предосторожности при обращении с животными. | 1 |
15. | Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. | 2 |
16. | Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. | 2 |
17. | Первая помощь при травмах. | 3 |
18. | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | 1 |
19. | Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. | 1 |
20. | Сегодняшние заботы медицины. | 3 |
ИТОГО: 34 часа |
Ожидаемые результаты
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями. Формулировать самому простые правила поведения в природе. Испытывать чувство гордости за красоту родной природы. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. | Предполагать, какая информация необходима. Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. |
К концу 2 класса учащиеся должны уметь и знать:
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ за | Дата | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
план | факт | ||||
1 четверть - 9 часов | |||||
Почему мы болеем | |||||
1 | 06.09.17 | Разные причины болезней. | 1 | Повторение девиза уроков здоровья. Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов. | |
2 | 06.09.17 | Признаки некоторых болезней | 1 | Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?» | |
3 | 13.09.17 | Как ваше здоровье? Прогулка на воздухе | 1 | Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам». | |
Кто и как предохраняет нас от болезней. | |||||
4 | 20.09.17 | Организм- сам себе помощник. | 1 | Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки». | |
5 | 27.09.17 | Здоровый образ жизни. Прогулка на воздухе. | 1 | Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух. | |
Кто нас лечит. | |||||
6 | 04.10.17 | Какие врачи нас лечат. | 1 | Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья. | |
Прививки от болезней. | |||||
7 | 11.10.17 | Инфекции и болезни. | 1 | Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…» | |
8 | 18.10.17 | Прививки от болезней. | 1 | Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно». | |
Что нужно знать о лекарствах. | |||||
9 | 25.10.17 | Как выбрать лекарства. | 1 | Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова. | |
2 четверть - 8 часов | |||||
10 | 08.11.17 | Домашняя аптечка. | 1 | Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! | |
Как избежать отравлений. | |||||
11 | 15.11.17 | Лекарственные отравления | 1 | Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа. | |
12 | 22.11.17 | Пищевые отравления. | 1 | Повторение признаков лекарственного отравления. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Составление памятки "Первая помощь при отравлениях". | |
Безопасность при любой погоде. | |||||
13 | 29.11.17 | Солнце – наш друг? | 1 | Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!» | |
14 | 06.12.17 | На улице дождь и гроза. Прогулка на воздухе. | 1 | Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! | |
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. | |||||
15 | 13.12.17 | Опасности в нашем доме. | 1 | Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». | |
16 | 20.12.17 | Правила поведения на улице. Прогулка на воздухе. | 1 | Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте. | |
Правила безопасного поведения на воде. | |||||
17 | 27.12.17 | Вода – наш друг. | 1 | Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом. | |
3 четверть - 11 часов | |||||
Правила обращения с огнём. | |||||
18 | 17.01.18 | Чтобы огонь не причинил вреда. | 1 | Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре». | |
Как уберечься от поражения электрическим током | |||||
19 | 24.01.18 | Чем опасен электрический ток. | 1 | Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». | |
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | |||||
20 | 31.12.18 | Травмы. Прогулка на воздухе. | 1 | Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов. | |
Как защититься от насекомых. | |||||
21 | 07.02.18 | Укусы насекомых. Прогулка на воздухе. | 1 | Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. | |
Предосторожности при обращении с животными. | |||||
22 | 14.02.18 | Про собак и кошек. | 1 | Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно! | |
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом | |||||
23 | 21.02.17 | Отравление ядовитыми веществами | 1 | Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях. | |
24 | 28.02.18 | Отравление угарным газом. | 1 | Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова». | |
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. | |||||
25 | 07.03.18 | Помочь себе при тепловом ударе. | 1 | Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья». | |
26 | 14.03.18 | Как уберечься от мороза. Прогулка на воздухе. | 1 | Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно». | |
Первая помощь при травмах. | |||||
27 | 21.03.18 | Растяжения и вывихи. | 1 | Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах. | |
28 | 28.03.18 | Переломы. | 1 | Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах | |
4 четверть - 6 часов | |||||
29 | 11.04.18 | Если ты ушибся или порезался. Прогулка на воздухе. | 1 | Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах. | |
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | |||||
30 | 11.04.18 | Если в глаз, ухо, нос или горло попало инородное тело. | 1 | Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы» | |
Первая помощь при укусах насекомых, змей. | |||||
31 | 18.04.18 | Если укусила змея. Прогулка на воздухе. | 1 | Работа в онлайн энциклопедии: Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда. | |
Сегодняшние заботы медицины. | |||||
32 | 25.04.18 | Я здоровье берегу. | 1 | Беседа о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач. | |
33 | 16.05.18 | Здоровый образ жизни. | 1 | Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка. | |
34 | 23.05.18 | Я выбираю движение. Прогулка на воздухе. | 1 | Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. Методическое руководство для специалистов ЛФК и фитнес-центров. СПб, 2000.
- Ермакова И.А. Психологические игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
- Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000.
- Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Корона принт, СПб, 2003.
- Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002.
- Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999.
- Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005.
- Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005.
- Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполиграф, 2004.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003.
- Трищак Е. Энциклопедия массажа от А до Я. М.: Ринол, 2003.
- Энциклопедический справочник. Здоровье детей. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание" (14 часов)....
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровые сказки домовенка Кузи" 1 класс
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающий сохраниние и укрепление физическог...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровым будь, успешным станешь»
рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс...