Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе
материал по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Байкина Гузель Фангиловна

Выступление из опыта работы об эффективности применения элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение  элементов здоровьесберегающей  технологии
В.Ф.Базарного в  учебно-воспитательном  процессе
в  начальной  школе

С 2013 года в учебно-воспитательном процессе в начальных классах МБОУ «СОШ №3 г.Азнакаево» активно применяются элементы здоровьесберегающей технологии на основе методики раскрепощённого развития профессора В.Ф.Базарного, целью которой является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей.

Базарный Владимир Филиппович – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор и педагог-новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования.

Доктор В.Ф.Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье.

Это единственная здоровьесберегающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более 1000 детских садов и школ,  имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ, а также дает гарантированный результат повышения уровня  успеваемости, эффективности учебного процесса и улучшения здоровья учащихся в целом.

Методика В.Ф.Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения».

Её целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей.

Эта цель достигается посредством реализации следующих задач:

  • Увеличение двигательной активности ребенка на уроке.
  • Включение в учебный процесс упражнений по тренировке зрения.
  • Развитие творческого воображения.

Уже сегодня в России и за её пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного.  

Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат. Все необходимое оборудование можно сделать своими руками.

Рассмотрим основные методы и приёмы технологии В. Базарного.

Во-первых, учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз. В кабинете имеются как традиционные, так и специальные ростомерные парты – конторки. Размеры конторки соответствуют примерно ½ ширине учебного стола. Это позволяет, чтобы один ученик работал стоя за конторкой, а второй сидел за свободной половиной стола. Учащиеся, поочерёдно меняясь местами, работают часть урока то стоя, то сидя. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу. Работа за конторкой стоя формирует у ребенка чувства координации и равновесия, является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний сердечно-сосудистой системы, предупреждает появление близорукости. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Организм ребенка сам тянется к, тому, что для него желательно.

Во-вторых, в процессе урока  и занятия для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используется офтальмотренажёр, который представляет собой плакат-схему зрительных траекторий в максимально возможную величину, который может быть размещен на одной из боковых стен или на потолке. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния. Стоя с вытянутыми вперед руками, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.  

Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции. Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока.

В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках и занятиях применяется экологическая картина-панно, расположенная на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и зрительными стимулами местность, на которой с помощью карточек с разнообразными заданиями  или правилами и т.д. разворачиваются сюжеты урока.

Экологическое панно на различных этапах урока можно использовать по своему усмотрению. Например, на уроке русского языка по теме: «Имя прилагательное» - на этапе закрепления ребятам было предложено с помощью словосочетаний на карточке и слов на экологическом панно составить предложения, так чтобы получился рассказ.

На уроке математики, на этапе повторения при решении задачи я предложила  ребятам найти соответствующую краткую запись. На панно были прикреплены несколько видов краткой записи. Ребята должны были найти нужную краткую запись, доказать свой выбор. Затем пройти на свои места, записать краткую запись и решить задачу.

Экологическое панно с разнообразными заданиями  можно применять и на других уроках и занятиях.

В-четвёртых, важнейшая особенность уроков и занятий состоит в том, что они должны проводиться в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты»: деревянные планки, подвешенные к потолку класса, на которых располагаются дидактические материалы (правила, словарные слова, карточки с заданиями). А также по усмотрению учителя карточки с дидактическими заданиями могут оказаться в любой точке класса, которые дети должны найти и использовать в своей работе.

Благодаря здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного достигается:

  • Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
  • Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
  • Психологический комфорт в образовательном учреждении.

 Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.

  Позволяет привлечь родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах школы. 

  Анализ работы показывает, что использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективнее управлять познавательной деятельностью учащихся, сохраняя и  укрепляя здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе каждого педагога.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и  здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится   в постоянном движении».

Жан-Жак Руссо (французский писатель, философ  и мыслитель)

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

                                     В.А.Сухомлинский (советский педагог-новатор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки в начальной школе и здоровье сберегающая технология В. Ф. Базарного ч. 1

Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно без вреда для здоровья, делает необходимым поиски новых методик преподавания, основывающихся н...

Уроки в начальной школе и здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного ч. 2.

На данных уроках используется здоровьесберегающая технология профессора В. Ф. Базарного. Мне хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по данной технологии. Вместо традиционной сгорбленной сидя...

Технология Базарного В.Ф.

Презентация применения технологии Базарного  В.Ф. на уроках...

Методика Базарного

Методика Базарного...

Мастер – класс, посвященный проблеме применения здоровье-развивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова непроверяемые ударением»

Предмет: письмо и развитие речиТема: Применение здоровье-развивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова непроверяемых ударением»Це...

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Базарного учителем начальных классов Филимоновой Л.Ю.

В данном материале хочу поделиться опытом работы с применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Базарного....

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе на основе методики В. Ф. Базарного".

Публикация раскрывает элементы методики В. Ф. Базарного, которые необходимо применять на уроках в начальной школе, чтобы сохранить здоровье наших детей....