Адаптация детей с ОВЗ
статья по зож на тему
Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.
Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_s_ovz.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Мытищи
«Адаптация детей
с ограниченными возможностями
здоровья в условиях
общеобразовательной школы»
Доклад подготовила
учитель начальных классов
Андреева С.В.
Адаптация детей
с ограниченными возможностями здоровья в условиях
общеобразовательной школы
Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка.
Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными возможностями здоровья. Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования.
Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.
Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе. Этот процесс должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, координатором инклюзивного образования и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников.
Основные требования ФГОС НОО к организации образовательного процесса школы, реализующей инклюзивную практику, предполагают комплексную коррекционно-развивающую работу (потребность во введении специальных разделов обучения);
- использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ (потребность в использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении);
- индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом состояния и особенностей развития познавательных процессов детей с ОВЗ;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- организацию работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих личностный рост (потребность в максимальном расширении образовательного пространства);
определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии (потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей, во включении родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов).
Инклюзивное образование предполагает «включение» ребенка с ОВЗ в общество здоровых сверстников как равного, но с учетом его особых потребностей в организации жизненного пространства. Деятельность по адаптации ребенка необходимо вести в нескольких направлениях:
Адаптация в условиях школы путем реализации специальных программ («Доступная среда», «Безбарьерная среда», «Особый ребенок»).
Следующее направление - работа с семьей. Семья вводит ребенка в общество, прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения различных форм коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка с ОВЗ в общении. Поэтому важным является в рамках данного направления организация консультативной поддержки семьи, а также обязательное включение родителей в образовательно-реабилитационную среду обучения и воспитания как условие реального взаимодействия.
Третье направление инклюзивного образования с учетом ФГОС НОО предполагает психолого- педагогическое сопровождение социализации ребенка с ОВЗ в условиях школьного сообщества.
Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов начальной школы. Для создания благоприятных условий для включения ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего, работа с коллективом, в котором он находится.
Проблемы адаптации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Известно, что в целом процесс адаптации детей к обучению является весьма сложным. Это объясняется тем, что детский возраст характеризуется:
- очень высоким темпом развития, в том числе, социального, совершенствованием всех систем организма;
- неразрывной связью между физическим, нервно-психическим и социальным развитием ребенка при опережающем развитии первого;
- ведущей ролью взрослого как важного фактора оптимизации адаптивного процесса.
Адаптивные возможности ребенка-инвалида ослабляются следующими обстоятельствами:
Характером ОВЗ (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические, и общие заболевания).
Ограниченностью возможностей детей с ОВЗ участвовать в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), которая лишает ребенка базы социальной адаптации. Как следствие, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности ребенка.
Нахождением ребенка с ОВЗ в незнакомой среде, которая угнетает обычную активность детей, что связано с недостаточной информированностью о новой среде.
Для того, чтобы процесс адаптации прошёл быстрее и успешнее нужно придерживаться следующих правил:
-Использовать при общении чёткие и ясные положительные формулировки (без частицы НЕ)
-Использовать методы поощрения.
-Обязательно подчёркивать реальные положительные качества, сильные стороны личности.
-Выслушивать проблему, заявленную ребёнком, не перебивая его собственными комментариями.
-Учить детей позитивному самоподкреплению (Всё будет хорошо и т. п.)
-Учить более гибкому реагированию на жизненные ситуации, умению брать на себя ответственность.
-Воспитывать ответственность к любому делу.
Необходимые мероприятия педагогов для успешной адаптации детей с ОВЗ
Учителю, педагогу-психологу, социальному педагогу необходимо:
- актуализировать знания об особенностях детей с ОВЗ;
- изучить анамнестические сведения о ребёнке (медицинская индивидуальная карта развития);
- ознакомиться с поступившими документами (выписка из заседания ПМПК, рекомендации по сопровождению);
- побеседовать с родителями (законными представителями) об особенностях ребёнка, изучить его социальное окружение;
- своевременно обращаться в ПМП консилиум.
Пути облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми существуют?
Учитель надевает визитку, на которой написаны его имя и отчество.
На первой неделе учебного года классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке (вариант – организовать совместную деятельность).
Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до начала учебного года, до первого сентября. Найти схему, приемы по поводу усвоения знаний
Находить каждому ребенку то задание, которое находится в зоне его «ближайшего развития».
Создание ситуации успеха для ребенка с ОВЗ.
Создание условий для принятия (здоровые дети к детям с ОВЗ).
Проведение тренинга по сплочению.
Возможна реализация проектов, акций, где дети могут познакомиться с разными сторонами жизни людей с ограниченными возможностями.
При создании необходимых условий для социализации ребенка с ОВЗ всеми специалистами образовательного учреждения, а также при правильной организации процесса включения данного ребенка в общеобразовательный класс, совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств всех обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение.
В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента.
В итоге, они понимают, что у каждого человека есть право быть «другим».
Дети осознают, что «мы разные, но не чужие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические проблемы адаптации детей к школе
Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы...
Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.
Воспитание любви в Родине и формирование достойного гражданина - основная состовляющая учебно-воспитательной работы....
Адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данная статья раскрывает работу социального педагога СПб ГБ ПОУ "Колледж "Звездный" по адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников сиротских учрежде...
Родительское собрание «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»
повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка....
" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность
В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...
Проект по социальной адаптации детей 1 класса детей с ОВЗ
Проект направлен на социальную адаптацию детей 1 класса с ОВЗ по программе 9.1....