Организация двигательной активности в школе.
методическая разработка по зож (1 класс) на тему

В работе представлен опыт по организации двигательной активности в школе. С поступлением в школу. один из первых неприятных сюрпри­зов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, — это запрет на движение.  При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответить у доски и многое другое. Всё это важно знать учителям.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация двигательной активности учащихся

в школе.

(из опыта работы Белоножко В.А.).

                                      «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть всё».

                 -   Как так мы учим наших детей, что наши ученики выходят из школы неполноценными членами общества?

                -    Почему лишь малый процент выпускников школ можно считать действительно здоровыми?

                -    Как сохранить здоровье обучающихся и не отнимать надежду на полноценную жизнь?

        С каждым годом, по данным многочисленных исследований, наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения. Выявляются всё больше детей с умственными и физическими отклонениями. Об этом свидетельствуют данные, приведённые в докладе Министерства здравоохранения РФ « О состоянии здоровья детей в Российской федерации.  

Учёными доказан отрицательный факт влияния на физическое развитие молодого организма ограничения двигательной активности. Один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, — это запрет на движение. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает на 45-50%. До 80 % дневного времени большинство учащихся младших классов находятся в статическом положении внутри помещения.  

 При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответить у доски и многое другое.

          У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных  с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом. Движения являются для ребенка важнейшим источником получения представлений и сведений о действительности, имеют огромное значение в его физическом, сенсорном и интеллектуальном развитии. В сохранении и укреплении нервно-психического и физического здоровья, предупреждении утомления существенную роль играет двигательная активность.  В жизни приоритетными должны быть высказывания: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» Должно быть понимание и убеждённость в справедливости слов: «Движение – есть жизнь и залог здоровья».    

         Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Для предупреждения утомления,   улучшения общего состояния, восстановления    работоспособности  у  обучающихся,   повышения  эффективности  урока, снятия напряжения с кистей рук и   для  профилактики  нарушений  осанки, плоскостопия, провожу различные виды физкультминуток.  

        Особенно любимы учащимися на уроках следующие минутки расслабления:      

  •        виброгимнастика - встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм. Рекомендуется заниматься детям, которым нельзя заниматься активными движениями и они обычно остро    переживают это. Можно использовать после напряженной умственной    деятельности.
  • аутотренинг. С помощью аутотренинга человек может расслаблять мышцы, создавать состояние покоя, преодолевать боли, страх, упадок сил, утомление. Аутотренинг применяем на уроках  перед  напряжённой  работой.
  • эмоциональные разминки (улыбнёмся, посмеёмся, покричим).
  • минутки покоя: постоим молча с закрытыми глазами;  полюбуемся на солнце;  помечтаем под  прекрасную музыку. Они способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время  уроков.
  • музыкально - ритмическая гимнастика. С давних времён музыка сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Обучающиеся делают ритмичные движения под музык. Мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, ритм дыхания и сердцебиения, доказано еще в прошлом веке русским физиологом И. Р. Тархановым. В.М.Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением. При спокойной музыке дыхание человека  становится глубоким и равномерным, а гармоничные созвучия замедляют пульсацию крови. Наиболее сильный и ярко выраженный эффект даёт мелодичная и спокойная по характеру музыка П.И. Чайковского «Времена года». Походные марши пишутся в темпе, который чуть медленнее спокойной работы сердца. Такая музыка  снижает усталость. Темп же парадных маршей усиливают до 72 тактов в минуту, что превышает нормальный сердечный ритм. Это поднимает настроение, бодрит, заряжает энергией. Ритмическую гимнастику называют аэробикой  (аэробика - двигательная тренировка при оптимальном усвоении организмом кислорода воздуха), которая гармонично соединяет в себе дозируемую двигательную активность свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы и суставы, присущее спортивной гимнастике, и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами.

                       При составлении комплексов большое внимание уделяю последовательности выполнения физкультминутки:

  • упражнения на потягивание;
  • упражнения для ног;  
  • наклоны и повороты туловища;
  • упражнения для глаз

        Время, необходимое для вхождения в урок, зависит от пола. Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, а  мальчики врабатываются долго. Когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать. Поэтому время проведения физминуток на уроке для мальчиков и девочек абсолютно разное. Я на уроках русского языка и математики провожу поочерёдно физминутки для девочек и мальчиков. Иногда для девочек провожу на уроке дополнительную физминутку (мальчики выполняют в это время физминутку по желанию).

          На уроке, кроме физминуток,  есть и другие возможности  освобождения от статического напряжения позвоночника, мышц спины, шеи, улучшения кровообращения и работоспособности обучающихся, которые я использую в своей деятельности. Изучив  технологию «Обучение  и  воспитание   в  условиях  активной  сенсорно-развивающей  среды» авторовов  Башкановой  Г.Л.,и  Улановой  С.А.  я стала   использовать  её  в   работе,  так  как   данная  технология  направлена  на   увеличение  двигательной  активности  обучающихся  на  уроках,  самоподготовке,  внеклассных  мероприятиях,  предупреждение  утомляемости глаз,  снятия  зрительного  напряжения.  В  своей  работе    применяю   большинство    режимов.  Один  из  них:

 -   организация   обучения  в  режиме  динамических  поз:  чередование  сидения,  стояния  и  передвижений  по  классу. Например, смена позы, направления взгляда, когда во время объяснения материала нахожусь не только перед доской, но и обращаюсь к пособиям, иллюстрациям, расположенным на задней или боковых стенках класса. На каждой 10 или 15-й минуте меняю своё расположение, например, к окну, затем, через 2 – 3 минуты к своему столу и так несколько раз. На 25-й минуте – пройду вдоль рядов к задней стене и т.д.

         Следя за учителем, читая записи на доске и пособиях, обучающиеся класса вынуждены поворачивать голову и верхнюю часть туловища то в одну, то в другую сторону, что очень важно для работы мышц.

         Во время определённых этапов урока обучающиеся держат позу «стоя». По мере адаптации к такому режиму у детей возникает внутренняя потребность к занятиям в положении «стоя». Если ребёнок устаёт, то он может сесть. В   смене поз принципиально важным является свобода выбора. Это главный момент режима динамических поз.

        Для  своеобразного массажа биологически активных точек на ладонях   во время оценивания  на  уроках обучающиеся «глухо» хлопают в ладоши. Эффект разрядки достигается при работе с воздушным шариком на 15-й и 30-й минутах урока.  С удовольствием обучающиеся выполняют задание «Право – лево, вверх – вниз». Например: называю существительное – руки вверх,  - глагол - присядьте и т.д. Важно, чтобы при выполнении таких заданий работала и левая рука, а у левшей – правая. Работа обеими руками обеспечивает не только тренировку опорно-двигательного аппарата, но и оказывает благотворное влияние на функционирование обеих полушарий головного мозга.

        Каждую неделю обучающиеся пересаживаются колонками. А 1 раз в месяц меняем положение парт. Смена взглядов  в   меняющееся пространство   крайне  полезны  не  только  для  глаз,  но  и  для  работы   мозга.    

         В режиме поиска использую сенсорно – координаторные планшеты. Обучающиеся класса по  указанию   находят   нужный ответ  и   фиксируют взгляд   на данном  изображении.  При этом они совершают синхронные движения глазами, головой и туловищем.   В   данном  режиме  я   использую  подвески,  которые  применяю  как  для  фронтальной,  так  и  для  индивидуальной  работы. В  данном режиме   использую  держатели,  подвески,  стены и простенки.   Режим    снятия  напряжения   направлен    на  профилактику  утомления  зрения.   Для  этого я использую зрительные лабиринты.

          Очень  большое  влияние  на функциональное   состояние  организма  школьников,  и на  их работоспособность  оказывает  структура  урока.  Поэтому  весьма  важное  значение  имеет  правильное  построение  урока.  

          Пониженная двигательная активность лишает обучающегося состояния функционального комфорта. В результате ограничения двигательной потребности создается и закрепляется «установка» неприятного. У младших школьников уменьшаются симпатии к учителю, падает его авторитет. В свою очередь, это тормозит формирование благоприятного отношения и положительной мотивации к учебной деятельности.

         Глаза, как и мозг человека, нуждаются в двигательной активности (тренировке и отдыхе). Глаза и мозг представляют собой единую структуру, так как зрение на 90% является результатом  работы головного мозга. Ограничение движений в результате долгого пребывания в одной позе и пристального смотрения в одну точку (н – р, за письменным столом, перед компьютером)  приводит к напряжению мышц глаза и мозга. Появляется головная боль, усталость, чувство тяжести в области глаз и затылка.  С целью снятия напряжения  с глаз, повышения работоспособности и активизации деятельности обоих полушарий головного мозга на уроке я использую перекрёстные движения -  при котором одновременно «включаются» в действие мозг, глаза и тело.

           С целью снятия напряжения с глаз используются в работе:

-   зрительные паузы. 

 - зрительные гимнастики. 

 - коррекционные   физминутки.   

 - тренировочные упражнения для глаз. 

 - аутотренинг. 

 - массаж глаз.

  Для детей характерна во время статического положения на уроке согнутая спина и чересчур согнутые ноги, что приводит к нарушению осанки, сколиозу и плоскостопию. Поэтому я большое внимание уделяю вопросам профилактики этих нарушений. С целью  профилактики выполняю специальные упражнения с предметами, есть уголок с  многофункциональными    цветными  ладошками, используем  мешочки, с которыми дети  выполняют  различные  движения,   держа   их  на  голове,  держим ровную позу, стоя  у стены.

В процессе урока с активной динамической нагрузкой двигательная активность возрастает в 2 – 3 раза и более. В связи с этим предъявляются более высокие требования  к составу воздушной среды. В течение дня существенно меняется химический и ионный состав воздуха: снижается содержание кислорода, увеличивается концентрация углекислого газа.  В условиях «динамического»  урока эти изменения становятся более значительными. Всё это снижает работоспособность и способствует быстрому утомлению. Кроме того, нарушение температурно – влажностного режима способствует размножению микроорганизмов. Естественным регулятором состояния воздушной среды в классе являются комнатные растения, которые обладают бактериостатическим действием, оптимизируют химический и ионный состав воздуха. Растения повышают содержание кислорода в воздушной среде класса. Запах терпенов (летучих веществ) положительно влияет на регуляторно – координационную функцию коры головного мозга, органы дыхания. Фитонциды обладают широким спектром антимикробной активности. Кроме того, растения положительно влияют на психо – эмоциональное состояние обучающихся и радуют глаз. Поэтому в моём классе всегда много цветов.

             Без оптимальной двигательной активности не может быть здоровья.            Двигательная деятельность вызывает положительные эмоции, бодрость  у детей, создаёт хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности обучающихся посредством организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО

В статье рассказывается о развитии двигательной активности на занятиях внеурочной деятельности....

Двигательная активность в начальной школе

Основные требования нового стандарта к двигательной активности младших школьниковВ концепции «Система гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ начального образования» от...

"Организация двигательной активности"

Для детей старшего дошкольного возраста...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК...

«МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ДНЯ»

В работе представлен опыт начальной школы и  деятельность учителя физкультуры в организации двигательной активности учащихся начальной школы в рамках учебного дня....