Организация двигательной активности в школе.
методическая разработка по зож (1 класс) на тему
В работе представлен опыт по организации двигательной активности в школе. С поступлением в школу. один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, — это запрет на движение. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответить у доски и многое другое. Всё это важно знать учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_dvigatelnoy_aktivnosti_uchashchihsya_v_shkole.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация двигательной активности учащихся
в школе.
(из опыта работы Белоножко В.А.).
«У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть всё».
- Как так мы учим наших детей, что наши ученики выходят из школы неполноценными членами общества?
- Почему лишь малый процент выпускников школ можно считать действительно здоровыми?
- Как сохранить здоровье обучающихся и не отнимать надежду на полноценную жизнь?
С каждым годом, по данным многочисленных исследований, наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения. Выявляются всё больше детей с умственными и физическими отклонениями. Об этом свидетельствуют данные, приведённые в докладе Министерства здравоохранения РФ « О состоянии здоровья детей в Российской федерации.
Учёными доказан отрицательный факт влияния на физическое развитие молодого организма ограничения двигательной активности. Один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, — это запрет на движение. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает на 45-50%. До 80 % дневного времени большинство учащихся младших классов находятся в статическом положении внутри помещения.
При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответить у доски и многое другое.
У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом. Движения являются для ребенка важнейшим источником получения представлений и сведений о действительности, имеют огромное значение в его физическом, сенсорном и интеллектуальном развитии. В сохранении и укреплении нервно-психического и физического здоровья, предупреждении утомления существенную роль играет двигательная активность. В жизни приоритетными должны быть высказывания: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» Должно быть понимание и убеждённость в справедливости слов: «Движение – есть жизнь и залог здоровья».
Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Для предупреждения утомления, улучшения общего состояния, восстановления работоспособности у обучающихся, повышения эффективности урока, снятия напряжения с кистей рук и для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, провожу различные виды физкультминуток.
Особенно любимы учащимися на уроках следующие минутки расслабления:
- виброгимнастика - встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм. Рекомендуется заниматься детям, которым нельзя заниматься активными движениями и они обычно остро переживают это. Можно использовать после напряженной умственной деятельности.
- аутотренинг. С помощью аутотренинга человек может расслаблять мышцы, создавать состояние покоя, преодолевать боли, страх, упадок сил, утомление. Аутотренинг применяем на уроках перед напряжённой работой.
- эмоциональные разминки (улыбнёмся, посмеёмся, покричим).
- минутки покоя: постоим молча с закрытыми глазами; полюбуемся на солнце; помечтаем под прекрасную музыку. Они способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время уроков.
- музыкально - ритмическая гимнастика. С давних времён музыка сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Обучающиеся делают ритмичные движения под музык. Мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, ритм дыхания и сердцебиения, доказано еще в прошлом веке русским физиологом И. Р. Тархановым. В.М.Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением. При спокойной музыке дыхание человека становится глубоким и равномерным, а гармоничные созвучия замедляют пульсацию крови. Наиболее сильный и ярко выраженный эффект даёт мелодичная и спокойная по характеру музыка П.И. Чайковского «Времена года». Походные марши пишутся в темпе, который чуть медленнее спокойной работы сердца. Такая музыка снижает усталость. Темп же парадных маршей усиливают до 72 тактов в минуту, что превышает нормальный сердечный ритм. Это поднимает настроение, бодрит, заряжает энергией. Ритмическую гимнастику называют аэробикой (аэробика - двигательная тренировка при оптимальном усвоении организмом кислорода воздуха), которая гармонично соединяет в себе дозируемую двигательную активность свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы и суставы, присущее спортивной гимнастике, и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами.
При составлении комплексов большое внимание уделяю последовательности выполнения физкультминутки:
- упражнения на потягивание;
- упражнения для ног;
- наклоны и повороты туловища;
- упражнения для глаз
Время, необходимое для вхождения в урок, зависит от пола. Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, а мальчики врабатываются долго. Когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать. Поэтому время проведения физминуток на уроке для мальчиков и девочек абсолютно разное. Я на уроках русского языка и математики провожу поочерёдно физминутки для девочек и мальчиков. Иногда для девочек провожу на уроке дополнительную физминутку (мальчики выполняют в это время физминутку по желанию).
На уроке, кроме физминуток, есть и другие возможности освобождения от статического напряжения позвоночника, мышц спины, шеи, улучшения кровообращения и работоспособности обучающихся, которые я использую в своей деятельности. Изучив технологию «Обучение и воспитание в условиях активной сенсорно-развивающей среды» авторовов Башкановой Г.Л.,и Улановой С.А. я стала использовать её в работе, так как данная технология направлена на увеличение двигательной активности обучающихся на уроках, самоподготовке, внеклассных мероприятиях, предупреждение утомляемости глаз, снятия зрительного напряжения. В своей работе применяю большинство режимов. Один из них:
- организация обучения в режиме динамических поз: чередование сидения, стояния и передвижений по классу. Например, смена позы, направления взгляда, когда во время объяснения материала нахожусь не только перед доской, но и обращаюсь к пособиям, иллюстрациям, расположенным на задней или боковых стенках класса. На каждой 10 или 15-й минуте меняю своё расположение, например, к окну, затем, через 2 – 3 минуты к своему столу и так несколько раз. На 25-й минуте – пройду вдоль рядов к задней стене и т.д.
Следя за учителем, читая записи на доске и пособиях, обучающиеся класса вынуждены поворачивать голову и верхнюю часть туловища то в одну, то в другую сторону, что очень важно для работы мышц.
Во время определённых этапов урока обучающиеся держат позу «стоя». По мере адаптации к такому режиму у детей возникает внутренняя потребность к занятиям в положении «стоя». Если ребёнок устаёт, то он может сесть. В смене поз принципиально важным является свобода выбора. Это главный момент режима динамических поз.
Для своеобразного массажа биологически активных точек на ладонях во время оценивания на уроках обучающиеся «глухо» хлопают в ладоши. Эффект разрядки достигается при работе с воздушным шариком на 15-й и 30-й минутах урока. С удовольствием обучающиеся выполняют задание «Право – лево, вверх – вниз». Например: называю существительное – руки вверх, - глагол - присядьте и т.д. Важно, чтобы при выполнении таких заданий работала и левая рука, а у левшей – правая. Работа обеими руками обеспечивает не только тренировку опорно-двигательного аппарата, но и оказывает благотворное влияние на функционирование обеих полушарий головного мозга.
Каждую неделю обучающиеся пересаживаются колонками. А 1 раз в месяц меняем положение парт. Смена взглядов в меняющееся пространство крайне полезны не только для глаз, но и для работы мозга.
В режиме поиска использую сенсорно – координаторные планшеты. Обучающиеся класса по указанию находят нужный ответ и фиксируют взгляд на данном изображении. При этом они совершают синхронные движения глазами, головой и туловищем. В данном режиме я использую подвески, которые применяю как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. В данном режиме использую держатели, подвески, стены и простенки. Режим снятия напряжения направлен на профилактику утомления зрения. Для этого я использую зрительные лабиринты.
Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников, и на их работоспособность оказывает структура урока. Поэтому весьма важное значение имеет правильное построение урока.
Пониженная двигательная активность лишает обучающегося состояния функционального комфорта. В результате ограничения двигательной потребности создается и закрепляется «установка» неприятного. У младших школьников уменьшаются симпатии к учителю, падает его авторитет. В свою очередь, это тормозит формирование благоприятного отношения и положительной мотивации к учебной деятельности.
Глаза, как и мозг человека, нуждаются в двигательной активности (тренировке и отдыхе). Глаза и мозг представляют собой единую структуру, так как зрение на 90% является результатом работы головного мозга. Ограничение движений в результате долгого пребывания в одной позе и пристального смотрения в одну точку (н – р, за письменным столом, перед компьютером) приводит к напряжению мышц глаза и мозга. Появляется головная боль, усталость, чувство тяжести в области глаз и затылка. С целью снятия напряжения с глаз, повышения работоспособности и активизации деятельности обоих полушарий головного мозга на уроке я использую перекрёстные движения - при котором одновременно «включаются» в действие мозг, глаза и тело.
С целью снятия напряжения с глаз используются в работе:
- зрительные паузы.
- зрительные гимнастики.
- коррекционные физминутки.
- тренировочные упражнения для глаз.
- аутотренинг.
- массаж глаз.
Для детей характерна во время статического положения на уроке согнутая спина и чересчур согнутые ноги, что приводит к нарушению осанки, сколиозу и плоскостопию. Поэтому я большое внимание уделяю вопросам профилактики этих нарушений. С целью профилактики выполняю специальные упражнения с предметами, есть уголок с многофункциональными цветными ладошками, используем мешочки, с которыми дети выполняют различные движения, держа их на голове, держим ровную позу, стоя у стены.
В процессе урока с активной динамической нагрузкой двигательная активность возрастает в 2 – 3 раза и более. В связи с этим предъявляются более высокие требования к составу воздушной среды. В течение дня существенно меняется химический и ионный состав воздуха: снижается содержание кислорода, увеличивается концентрация углекислого газа. В условиях «динамического» урока эти изменения становятся более значительными. Всё это снижает работоспособность и способствует быстрому утомлению. Кроме того, нарушение температурно – влажностного режима способствует размножению микроорганизмов. Естественным регулятором состояния воздушной среды в классе являются комнатные растения, которые обладают бактериостатическим действием, оптимизируют химический и ионный состав воздуха. Растения повышают содержание кислорода в воздушной среде класса. Запах терпенов (летучих веществ) положительно влияет на регуляторно – координационную функцию коры головного мозга, органы дыхания. Фитонциды обладают широким спектром антимикробной активности. Кроме того, растения положительно влияют на психо – эмоциональное состояние обучающихся и радуют глаз. Поэтому в моём классе всегда много цветов.
Без оптимальной двигательной активности не может быть здоровья. Двигательная деятельность вызывает положительные эмоции, бодрость у детей, создаёт хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность младших школьников - одно из условий по укреплению и сохранению здоровья младших школьников
Из опыта работы педагога...
Двигательная активность обучающихся в учебном процессе
Разные виды физминуток...
Развитие двигательной активности обучающихся посредством организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО
В статье рассказывается о развитии двигательной активности на занятиях внеурочной деятельности....
Двигательная активность в начальной школе
Основные требования нового стандарта к двигательной активности младших школьниковВ концепции «Система гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ начального образования» от...
"Организация двигательной активности"
Для детей старшего дошкольного возраста...
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК...
«МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ДНЯ»
В работе представлен опыт начальной школы и деятельность учителя физкультуры в организации двигательной активности учащихся начальной школы в рамках учебного дня....