открытый урок на тему «Здоровое питание»
план-конспект урока по зож (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Здоровое питание»
Учитель Еремина И.В.
Цель занятия:
- Познакомить учащихся с условиями правильного питания.
Задачи:
- Добиться формирования у учащихся активной позиции по данной проблеме.
- Развивать творческие способности, познавательный интерес.
- Учить быть здоровым телом и душой.
Организационный момент
Ребята, сегодня мы поговорим о том, что же необходимо знать, уметь, иметь, чтобы быть здоровыми
.
Актуализация знаний
Ещё древнегреческий философ Сократ (470 - 399 до н.э.) сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Это старинное высказывание актуально и в наше время,
Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.
Мы приглашаем вас в «Школу здорового питания». Что это такое? Если мы в школе - значит учимся. Мы будем учиться питаться правильно с пользой для нашего организма
Поможет нам сегодня доктор Здоровая Пища.
Послушайте его советы.
Чтобы правильно питаться, нужно выполнять следующие условия: умеренность, разнообразие и своевременность
- Что значит «Умеренность в еде»?
Древним людям принадлежит мудрость: « Мы едим для того чтобы жить, а не живем для того чтобы есть». А вы знаете, сколько съедает каждый человек за свою жизнь? - Приблизительно 50 тонн - целый товарный вагон. Переедать вредно, желудок и кишечник не успевает переваривать все съедобное, а от этого и заболеть недолго.
2. Секрет второй – «Своевременность» – Для поддержания здоровья каждому человеку необходимо соблюдать режим питания. Нарушение режима питания отрицательно сказывается на здоровье человека. Оно проявляется в том, что некоторые люди принимают пищу вместо четырех – пяти раз только два раза в день. А это неправильно. Во время ужина съедают больше половины от всей пищи, положенной на день. А ведь самым плотным должен быть завтрак, затем обед, и лишь 20% должны принадлежать ужину. Так каким должен быть режим питания? Завтрак. То, чем позавтракал утром, влияет на наше настроение и самочувствие весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым, поэтому утром надо обязательно есть кашу. Издавна на Руси каша была и символом перемирия, мира после сражения. Вот откуда пошло выражение "заварить кашу": враждующие стороны за одним столом ели единую кашу. Если же мир не удавался, говорили: "С ним каши не сваришь". Обед – второй или третий прием пищи в день. Как правило, на обед подается горячая и жидкая пища. Чтобы чувствовать себя хорошо и быть здоровым, нужно обязательно есть суп. Суп улучшает пищеварение и дальнейшее усвоение пищи. Полдник: можно есть булочки, фрукты, пить молоко. Ужин – последний приём пищи, обычно после приготовления уроков. Чтобы хорошо спать ночью, на ужин лучше есть легкую пищу: запеканки, творог, омлет, овощные блюда, фрукты. А перед сном, главное, не наедаться, а лучше выпить стакан кефира или йогурта. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 часа до сна.
- Что значит «разнообразие в еде»?
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы активно двигаться, не уставать. Другие делают организм более сильным и выносливым. А третьи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться.
А какие продукты любите вы?
Инсценировка стихотворения С.Михалков
«Про девочку, которая плохо кушала»
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
- Съешь яичко, Юлечка!
- Не хочу, мамулечка!
- Съешь с колбаской бутерброд! -
Прикрывает Юля рот.
- Супик?
- Нет...
- Котлетку?
- Нет... -
Стынет Юлечкин обед.
- Что с тобою, Юлечка?
- Ничего, мамулечка!
- Сделай, девочка, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
- Не могу, мамулечка! -
Мама с бабушкой в слезах -
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач -
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
- Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят -
И зверь и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жует овес.
Кость грызет дворовый Пес.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,
Утром завтракает Слон -
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мед.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр швейцарский
Любит Мышь... -
Попрощался с Юлей врач -
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
- Накорми меня, мамуля!
Скажите, какой вопрос по содержанию мы можем задать? (Почему Юля ничего не ела?)
Почему же? Ответьте. (У нее не было настроения.)
Настроение - это наше внутреннее, душевное состояние.
Настроение может быть хорошим и плохим. От чего это зависит? (От того, какие чувства, эмоции мы переживаем).
Игра «Кто больше?»
Назовите виды эмоций человека (радость, восторг, восхищение, грусть, тоска, удивление, горе, испуг, ярость и т.д.).
То есть мы можем сказать, что настроение зависит от эмоций.
На доске
- плохое настроение — плохой аппетит — мало ест — организм слабеет;
- хорошее настроение — хороший аппетит — умеренно ест — организм здоровеет;
Доктор «Здоровая Пища»- я советую вам питаться умеренно, разнообразно и с хорошим настроением. Плохие поступки огорчают, хорошие – радуют. Мы сами хозяева своего настроения, аппетита и здоровья.
Учитель: спасибо доктор «Здоровая Пища».
Презентация опытов
Если видишь ты рекламу,
Не тяни за руку маму:
Ведь на деле всё не так –
Попадёшься как простак.
Ведь здоров не будет тот,
Кто «колу», «пепси», «фанту» пьёт.
Не тащи отраву в рот –
Поступи наоборот.
Дети знать имеют право:
Жвачка – детская отрава.
Жвачка – это не еда,
Жди от жвачки лишь вреда:
Станешь сам ты нездоровый,
И по виду схож с коровой.
Чтоб забыл ты про уколы –
Избегай все «чипсы», «колы»,
Чтоб забыл ты про таблетки –
Сладости ешь очень редко.
Ребята, мы исследовали влияние Кока-колы на организм человека. И вот что у нас получилось:
1.Сахар в народе называют «сладкой смертью». Его чрезмерное потребление ведет к разрушению зубов. Особенно вредны для зубов сладкие прохладительные напитки. В одном стакане Кока-колы содержится пять чайных ложек сахара.
2. Кофеин вызывает нарушения сна (ребенок, выпив на ночь два стакана колы, труднее засыпает). Но самое опасное, что к кофеину может возникнуть привыкание.
3. Углекислый газ раздражающе действует на желудок, вызывает изжогу и воспаление в нем. Кислота (фосфорная) разрушает зубную эмаль.
4. Чтобы почистить раковину, вылейте банку Колы и не смывайте в течение часа. Лимонная кислота удалит пятна.
5. Чтобы удалить ржавые пятна с бампера машины, потрите бампер фольгой, смоченной в Коле.
6. Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку Колой и обмотайте ею болт на несколько минут.
7. Кола поможет избавиться от пятен. Она очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.
8. Налейте Кока-колы в чайник и оставьте её там на весь день. Она удалит всю накипь и чайник будет внутри как новый.
Вы согласны, что этот напиток наносит вред нашему организму?
Мы приготовили для вас полезные напитки и предлагаем вам отказаться от газировок, заменив их компотами, морсами и соками
Презентация опытов
– Ребята, а теперь я зачитаю состав чипсов.
Состав чипсов: картофель, растительное масло, идентичный натуральному ароматизатор «Зелёный лук» (соль, луковый порошок, сухая молочная сыворотка, сахар усилители вкуса и аромата (глутамат натрия, 5-рибонуклеотид натрия), сухое обезжиринное молоко, лактоза, натуральные и идентичные натуральным вкусоароматические вещества, сырный порошок, регулятор кислотности (лимонная кислота), краситель, чесночный порошок, мальтодекстрин, сухое обезжириное молоко).
– А кто из вас, ребята, знает о влиянии этих веществ на организм человека?
– Предлагаю вам познакомиться с этой информацией.
1. Чипсы содержат большое количество жира. Если на чистую салфетку положить большой чипс, согнуть салфетку пополам, при этом нажать посильнее на то место, где расположен чипс, то мы увидим большое жирное пятно.
2. В чипсах много крахмала. Если мы возьмём раствор йода и капнем на чипс, через несколько секунд появляется тёмно-синее пятно, что выдаёт присутствие крахмала. Крахмал, оставшийся во рту, в течение двух часов преобразуется в глюкозу. А это – идеальная питательная среда для кариесных бактерий.
3. В чипсах содержится опасное вещество – акриламид. При поджигании ломтика чипсов появляется едкий запах пластмассы. Это говорит о присутствии опасного акриламида, который считается ядом для нашего организма, поражающий нервную систему, печень и почки.
– Ребята, ученные решили провести необычный эксперимент с чипсами. В качестве подопытных выбрали грызунов. Их разделили на две группы: одних кормили чипсами, вторых – зернами, овощами и фруктами.
Крысы, которых кормили чипсами, стали агрессивными и на двадцатый день начали умирать. Перед смертью они ослепли и облысели. Позже экспертиза показала – животные умерли от серьезного нарушения пищеварения и сетчатки глаза, их печень стала желтоватой. Это значит, что ее клетки стали наполняться жировыми капельками и погибать.
А те грызуны, которые питались зерном и овощами, чувствовали себя прекрасно.
«Мне очень жалко крыс, но продукты, которыми мы их кормили, употребляют и люди, а людей мне жалко еще больше».
– Ребята, вы согласны с нашими выводами? Кола и чипсы это вредные продукты?
– Ребята, как вы считаете, какой же должна быть еда человека?
– Правильно, еда должна быть полезной. А что вы относите к здоровой полезной пище?
– Правильно, ребята. Нужно как можно больше включать в свое меню фрукты и овощи. А почему? Правильно, в них содержаться витамины. А с какими витаминами вы знакомы? Всё верно, самые известные витамины А, В, С и D.
И я приглашаю моих помощников к нам на урок. Витамины А В С Д, мы ждем вашей помощи!
Реклама (ВИТАМИНЫ ВМЕСТЕ)
«Пейте соки, ешьте фрукты!
Это вкусные продукты.
Витамины принимайте
И здоровье укрепляйте.
Витамин А содержится в жёлтых, красных, зелёных овощах, фруктах, а еще в ягодах и травах. Из растений и плодов наибольшее содержание витамина А в моркови, тыкве, абрикосах, шпинате, зелени петрушке.
Наилучшими источниками данного витамина являются печень и рыбий жир, желтки яиц, сливочное масло, цельное молоко, сливки.
В случае нехватки данного витамина попросту невозможно полноценное функционирование иммунной системы, а следовательно нет и защиты от инфекций и болезней. Поэтому продукты питания, содержащие витамин A должны быть в рационе каждого человека.
Мои помощники приготовили для вас угощения, которые содержат витамин А: печеная тыква, морковь
Витамин В. Много этого витамина обнаружено в грецких орехах, плодах шиповника, дрожжах, хлебе грубого помола, бобовых, брюссельской капусте, черной смородине и яичном желтке.
Из мяса можно выделить говядину, баранину, свинину.
Мои помощники приготовили для вас угощения, которые содержат витамин В: хлеб и смородину.
Витамин С разнообразно и разносторонне влияет на организм этого витамина, без него не обходятся многие важнейшие процессы. Потребность в аскорбиновой кислоте у человеческого организма достаточно велика, но он, в отличие от некоторых животных, не способен самостоятельно ее произвести. И поэтому врачи рекомендуют чаще есть фрукты, содержащие витамин С.
Витамин С в основном содержится в продуктах питания растительного происхождения – фруктах, овощах, ягодах. Содержание Витамина С в фруктах достаточно велико, однако «чемпионами» по аскорбиновой кислоте являются все же овощи и ягоды – красный и зеленый перец, капуста, хрен, черная смородина, облепиха. Признанный лидер по количеству витамина С в составе – шиповник
Мои помощники приготовили для вас угощения, которые содержат витамин С: лимон, компот из шиповника и яблок
Витамин Д Главная функция витамина Д заключается в регуляции обмена кальция и фосфора в крови, обеспечивающая нормальный рост и развитие костей и зубов, придает прочность и стабильность нашему скелету, дает силу мышцам Солнечные ванны помогают организму получить этот компонент и большое влияние имеет чистота воздуха. Во всех фруктах и овощах, которые созревают весной или ближе к лету, в них содержится много витамина D. Этот природный механизм оберегает человека в весеннее время от авитаминоза. Если говорить конкретно про какие-то фрукты и овощи, нужно упомянуть все виды капусты, которые доступны весь год, цитрусовые, также ячмень и кукурузу, которая в свежем виде доступна не круглый год. Поэтому в питание можно добавлять кукурузное масло. Хорошим источником витамина D является большое употребление разной зелени укроп, петрушка
Мои помощники приготовили для вас угощения, которые содержат витамин Д: капуста, апельсины.
Чтобы быть здоровым и красивым – ешьте больше фруктов и овощей. Пополняйте организм полезными веществами, тем белее, что выбрать есть из чего. Готовьте фрукты и овощи на пару.
Давайте повторим какие секреты здорового питания вы узнали:
∙ Умеренность в еде (не переедай)
∙ Своевременность (режим питания)
∙ Разнообразие (употреблять все виды полезных продуктов)
Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании.
И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы - наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема: «Здоровое питание - здоровый ребёнок!»
раскрыть значение натурального продукта мёда в жизни школьника, его пищевой, энергетической ценности и пользы, которую он приносит;продолжить формирование умений творческого мы...
Открытый урок на тему "Здоровье ученика "
Конкурсы, викторины,загадки....
Открытый урок по теме "Здоровый образ жизни"
Открытый урок по теме:«Здоровый образ жизни. Укрепление и охрана здоровья в разное время года». Цель:Воспитание и пропаганда здоровья образа жизни;Охрана здоровья в разное время года; Расшир...
Родительское собрание на тему : "Здоровое питание- здоровые дети"
Формирование понимания необходимости правильного питания учащихся....
Методическая разработка по теме "Здоровое питание - залог здоровья"
В помощь коллегам....
Конспект урока на тему "Здоровое питание", 3 класс
Здравствуйте! Слово какое чудесное:Чуточку доброе, чуточку нежное.Здравствуйте! Скажем мы каждому дню.Здравствуйте! Скажем мы всем и всему.- При встрече люди издревле желали друг другу здоровья: &laqu...
Открытый урок на тему «Правильное питание» (4 класс)
Конспект урока...