Игра-расследование "В поисках похищенного здоровья"
методическая разработка по зож на тему
Игра была разработана совместно с обучающимися подросткового клуба и проведена во Всемирный день здоровья. В роли инструкторов выступили подростки, которые рассказывали своим младшим товарищам из начальных классов о "похитителях" нашего здоровья. За час игры дети узнали много полезной и интересной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-rassledovanie_v_poiskah_pohishchennogo_zdorovya.docx | 43.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «ЦДОД «КОНТАКТ»
«В ПОИСКАХ
ПОХИЩЕННОГО ЗДОРОВЬЯ»
(игра-расследование)
ШКОЛЬНЫЙ ИНИЦИАТИВНЫЙ КЛУБ «СТАНЕМ ДРУЗЬЯМИ»
И ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ЗДОРОВО!»
Руководители:
СЛЕСАРЕВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА
РЕВТА АННА АНДРЕЕВНА,
педагоги дополнительного образования
Цель: приобщить детей к здоровому образу жизни, расширить их знания о том, что полезно, а что наносит вред нашему здоровью.
Пояснение. Девятый год подряд накануне Всемирного Дня здоровья Школьный инициативный клуб «Станем друзьями» и творческое объединение «Здоровым быть здорово!» проводят для учащихся начальных классов близлежащих школ «Неделю ЗДОРОВЬЯ». Каждый год мероприятия, проходящие в рамках недели здоровья, меняются. В этом году ребята отправились на поиски похитителей Здоровья в рамках увлекательной игры-расследования.
Подготовительная работа:
Предварительно на занятиях с инструкторами- учащимися четвертого класса и старшеклассниками были определены станции, выработана концепция игры. Материал был адаптирован для восприятия школьниками младшего звена. Для каждой станции были проработаны и подготовлены наглядные материалы для лучшего восприятия и усвоения информации, а также маршрутные листы и грамоты участниками победителям.
Участники: учащиеся начальных классов двух школы (2-4 классы)
Оборудование: ноутбук, проектор, аудиоколонки
Время: 60 минут
Ход игры:
- Общее построение перед началом игры, знакомство с правилами игры, вручение маршрутных листов
- «В поисках похищенного здоровья» (станции)
- Станция № 1 «Вредные привычки»
- Станция № 2 «Гаджеты»!
- Станция № 3 «Режим дня»
- Станция № 4 «Движение»
- Станция № 5 «Неправильное питание»
- Станция № 6 «Отрицательные эмоции»
- Общее построения для подведения итогов и поздравления участников и победителей.
Описание игры:
- ОБЩЕЕ ПОСТРОЕНИЕ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ИГРЫ, ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ИГРЫ, ВРУЧЕНИЕ МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ.
Звучит музыка. На сцене ЗДОРОВЬЕ делает зарядку, поливает цветочки, умывается.
Здоровье: Здравствуйте, ребята! Я – здоровье! Я так рада, что вы сегодня пришли к нам в гости! Сегодня вы узнаете много полезного и интересного о вашем здоровье и о том, как нужно его беречь! Мне нужно кое-что важное вам рассказать! Я сейчас вернусь!
МУЗЫКА, появляются БАНДИТЫ
Бандит № 1: Так, ну и где же оно?
Бандит № 2: Кто оно –то ?
Бандит № 3: Как кто? Здоровье!
Б2: Аааа!
Б1:Мы чего сюда пришли-то вообще? Помнишь?
Б2: Помню! Украсть здоровье!
Б3: Ну вот и хорошо! Пора от слов переходить к делу!
Б1: Согласен! Сейчас… (шепчутся!) Всё поняли?
Б2: Конечно!
Б3: Ну тогда начинаем операцию по захвату здоровья!
ВОРУЮТ ЗДОРОВЬЕ!
Б1: Вот, молодцы!
Б2: Хорошо сработали!
Здоровье: Меня будут искать и спасут! Ребята, помогите!
Б3: Да, никому ты не нужно! Потише веди себя! И вы тоже!
Звук сирены, вбегают сыщики.
Сыщик № 1: Так, что здесь произошло?
Сыщик № 2: Говорят: здоровье украли!
Сыщик № 3: Что? Да как они посмели?
С1: И кто же это был?
С2: Не знаю? Вы знаете, ребята?
С3: Нам надо это выяснить!
С1: Ребята, вы ведь их видели?
С2: Тогда вы сможете нам помочь!?
С3: Мы должны разыскать похитителей и спасти Здоровье!
С1: ну я уверен, что с такой командой помощников мы легко справимся!
С2: Осталось только выдать каждой команде маршрутные листы, чтобы вы знали маршрут наших поисков!
С3:Итак, в каждом маршрутном листе указаны по порядку те станции, которые нам необходимо пройти! Каждая команда начинает свои поиски с того этапа, которых у них указан под номером один, а потом продолжают идти по порядку: 1, 2, 3 и т.д.
С1: Ребята, вы запомнили? Переходить на следующий этап вы будет только тогда, когда услышите музыку и инструктор этапа вас отпустит.
С2: Надеемся, что в ходе наших поисков мы узнаем больше об этих бандитах и без труда сумеем их вывести на чистую воду!
С3: После прохождения всех станций – встречаемся здесь! Вы готовы? Тогда – на старт! Удачи вам!
- «В ПОИСКАХ ПОХИЩЕННОГО ЗДОРОВЬЯ» (станции)
СТАНЦИЯ № 1 «ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ»
Инструкторы
Здравствуйте, ребята! Вы находитесь на станции «ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ». Скажите, какие опасные вещества и зависимости вредят здоровью человека?
Действительно, алкоголь, никотин, наркотики наносят нашему организму огромный вред. И это доказано не только учеными, но и, к сожалению, личным горьким опытом тысяч людей.
Сейчас мы расскажем вам о том, что же такое ВЕЙПЫ или электронные сигареты – еще одни похитители нашего здоровья.
Вы слышали о таких устройствах? Может даже видели человека, выпускающего из легких клубы белого пара?
Продавцы таких сигарет уверяют, что они безвредны и не принесут никакого вреда вашему здоровью! Однако, вам необходимо знать, что это полнейший обман!
Электронные сигареты или вейпы по своей вредности для здоровья ничуть не уступают сигаретам обычным. Наоборот, они еще опасней!
Во-первых, к таким сигаретам подросток или взрослый человек привыкают очень быстро! Дело в том, что когда подросток закуривает свою первую в жизни сигарету, его умный организм понимает, что это принесет за собой огромный вред и всё делает для того, чтобы подростку в этот момент стало плохо и противно: у него начинает кружиться голова, его тошнит, рвет. Организм как может протестует против курения! С электронными же сигаретами – ситуация противоположная! Вейпы организм обманывают! Их курение не вызывают у него таких отрицательных реакций и поэтому привыкание к ним происходит намного проще и быстрее с первого применения!
Во-вторых, частицы, которые вдыхает человек, используя вейп, в несколько раз мельче, чем частицы, содержащиеся в дыму обычной сигареты. Это-то и опасно! Мелкие частицы глубже проникают в легкие, и сильнее повреждают дыхательные пути.
В-третьих, любая жидкость, которой заправляют электронные сигареты по своему составу не сильно отличается от содержимого обычной сигареты. Там присутствуют все те же вредные вещества, например: 3-х атомный спирт глицерин, который при нагревании распадается и образует токсин акреолеин. Его во время Первой мировой войны использовали в качестве отравляющего вещества. Содержащийся в жидкостях для ЭС никотин отрицательно сказывается на физической и умственной активности подростка. Он начинает хуже учиться, плохо понимает объясняемые учителем темы.
Первоначально страдает мозг курящего человека, после чего негативному влиянию подвергаются другие органы и системы организма.
При курении вейпа намного быстрее развивается рак легких, а также ряд других тяжелых заболеваний.
Кроме того, курение в сочетании с алкоголем увеличивают возможность развития рака полости рта в 144 раза.
Также вейперы должны знать, что никотин влияет и на ДНК организма. Курение электронных сигарет – это не только удар по горлу и дыхательным путям, это еще и будущее ваших детей и внуков.
СТАНЦИЯ № 2 «РЕЖИМ ДНЯ»
Инструкторы
Здравствуйте, ребята! Вы находитесь на станции «РЕЖИМ ДНЯ». Скажите, во сколько вы обычно ложитесь спать? Сколько часов спите?
Сейчас мы расскажем вам о том, что же такое МЕЛАТОНИН или ГОРМОН СНА, ведь пренебрежение сном – один из похитителей нашего здоровья.
Мелатонин – это гормон сна, он был обнаружен совсем недавно, примерно в 70-х годах 20 века. Мелатонин вырабатывается организмом человека во время сна. Важным условием для его образования является темнота. Любое, даже самое малое освещение замедляет образование гормона, что в свою очередь плохо сказывается на здоровье. Он участвует практически во всех жизненно важных процессах в организме.
Мелатонин влияет на иммунную систему, на глубину сна, образование здоровых клеток, сердечно-сосудистую систему. В общем, поддерживает здоровое состояние человека, «ремонтируя» его во время сна.
Мелатонин вырабатывается в нашем организме с наступлением темноты. Наибольшее его количество образуется в период с 24.00 до 4.00 утра. Затем идет снижение, и организм готовится к пробуждению.
Чем человек моложе, тем больше образовывается в его организме мелатонина. Поэтому детей добудиться утром не так и просто.
Этот замечательный гормон восстанавливает все функции организма за ночь, как бы ремонтируя его. А утром мы встаем бодрыми и счастливыми, если, конечно, мы вовремя легли спасть и сон наш был крепким.
Что препятствует образованиям мелатонина – гормона сна?
- Даже самое незначительное освещение в ночное время (ночники, свет от мобильных телефонов).
- Белые ночи.
- Работа в ночное время.
- Бессонница, связанная с нервными возбуждениями.
- Увлечения поздними развлекательными заведениями.
- Позднее засиживание у компьютера.
- Чай, кофе за ужином. В них содержится кофеин, который препятствует образованию мелатонина!
Также есть полезно есть продукты, содержащие мелатонин: овсянку, бананы, кукурузу, рис, морковь, помидоры, инжир, петрушку, изюм, орехи, ячмень.
Что дает человеку гормон сна - мелатонин!
- Позволяет наладить правильный режим дня.
- Замедляет старения организма и продлевает жизнь.
- Ускоряет заживление ран.
- Позволяет быстрее адаптироваться к смене часового пояса.
- Помогает в борьбе со стрессом и депрессиями.
- Восстанавливает организм после трудового дня.
- Помогает эффективной работе иммунной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем.
- Понижает высокое давления у людей, склонных к таким заболеваниям
СТАНЦИЯ № 3 «ГАДЖЕТЫ»
Инструкторы
Здравствуйте, ребята! Вы находитесь на станции «ГАДЖЕТЫ». Скажите, сколько часов в день вы пользуетесь телефоном или планшетом? Смогли бы вы неделю продержаться, если бы из всех телефонных функций оставить только звонки?
Сейчас мы расскажем вам об еще одном похитителе нашего здоровья – «гаджетах»!
Наблюдения, проведенные в одной из школ, показали, что использование планшетов и смартфонов негативно сказывается на здоровье детей.
Во-первых, у детей, которые часами проводят время за сенсорным экраном, начинаются проблемы с координацией движений. Руки перестают правильно понимать команды мозга.
Психологи провели такой эксперимент: после того, как школьники определенное время поиграли в игры на сенсорном телефоне, они предложили ребятам кинуть мяч по прямой линии. Однако такое простейшее действие удалось выполнить не многим, поскольку после длительного общения с сенсорным телефоном или планшетом руки у школьником неадекватно реагировали на сигналы их головного мозга.
Во-вторых, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает такую болезнь, как близорукость, а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и попаданию инфекций.
В-третьих, регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще не до конца сформировался и быстро искривляется.
Игры за планшетом лучше сократить до получаса в день!
Кстати о социальных сетях! Они появились не так давно, но сейчас уже сложно найти человека, который не обладает своей страницей в Контакте, Одноклассниках или Инстаграме. Социальные сети открывают перед человеком много возможностей: например, общаться с друзьями и родственниками, живущими в других городах и странах! И это, несомненно, плюс.
Однако при частом использовании соцсетей можно найти и много минусов:
Во-первых, человеку, который часто общается в соцсетях, сложно сосредоточится на каком-то деле.
Почему? Общаясь в сетях, человек приучает свой мозг усваивать информацию быстро и крохотными порциями (вспомните посты в любой из групп в Контакте). Из-за этого постепенно утрачивается способность продолжительное время на чем-то удерживать внимание.
Кроме того, у человека вырабатывается привычка совершать несколько дел параллельно – общение, обсуждение встреч, прослушивание музыки и т.п. Из-за этого человеку становится сложно сконцентрироваться долго, например, на книге. Особенно это вредно для детей, у которых в это время формируется модель мышления.
Во-вторых, многочисленные часы «в контакте» занимают наш мозг бесцельной и бессмысленной активностью. А ведь это время можно было потратить на БОЛЕЕ ПОЛЕЗНЫЕ ДЕЛА.
В-третьих, у такого человека возникает информационная зависимость. Когда сеть недоступна – расслабиться у него не получается. Мозг просто требует новых и новых порций информации! Вполне реальная ломка, как у наркомана.
В-четвертых, такой человек испытывает постоянную усталость и стресс. Мозг человека сильно устает, и организм испытывает стресс. Плюс к тому, очень устают глаза.
СТАНЦИЯ № 4 «ДВИЖЕНИЕ»
Инструкторы
Здравствуйте, ребята! Вы находитесь на станции «ДВИЖЕНИЕ».
Сейчас мы расскажем вам об еще одном похитителе нашего здоровья – малоподвижности!
Движение – это утренняя зарядка! Поднимите руку, кто ее делает? Может кто-то бегает по утрам?
Движение – это спорт! Кто посещает спортивные или танцевальные секции?
Движение – это прогулки, активные игры на свежем воздухе и даже просто ходьба на дальние расстояния! Поднимите руку те, кто много гуляет на улице!
Скажите, зачем вообще человеку нужно двигаться? В теле взрослого человека – 206 костей, и каждая из них должна быть прочной, чтобы у нас не случилось перелома. Прочными кости делают именно регулярные физические упражнения.
Когда ребенок много и активно двигается - это хорошо воздействует не только на его здоровье (улучшается работа сердца и легких), но и на его головной мозг! Активное движение в течение дня способствует развитию ума. Так что если хотите лучше учится, не забывайте о спорте и длительных прогулках!
Вообще очень многие заболевания человека можно вылечить при помощи движения. Движение имеет такую оздоравливающую силу, какой не обладает ни одно лекарство, известное в настоящее время.
А вот недостаток движения может привести к различным заболеваниям. У человека ухудшаются кровообращение, дыхание, пищеварение, снижается сила сокращения мышц, страдают и многие другие функции организма. Ухудшаются память, внимание, снижается умственная и физическая работоспособность. Человек чаще болеет. Вот почему занятия физическими упражнениями сохраняют здоровье на многие годы. Поэтому надо с раннего детства приучать организм к движениям, физическим упражнениям и заниматься физической культурой на протяжении всей жизни.
А сейчас, чтобы перейти от слов к делу давайте вместе с вами сделаем веселую и полезную зарядку!
СТАНЦИЯ № 5 «НЕПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ»
Инструкторы
Здравствуйте, ребята! Вы находитесь на станции «НЕПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ».
Сейчас мы расскажем вам об еще одном похитителе нашего здоровья – фаст-фуде !
Английское слово Фастфуд на русский переводится как быстрая еда. Как вы думаете, про какие продукты питания мы можем сказать – быстрая еда?
Действительно, чипсы, сухарики, соленые орешки, лапша быстрого приготовления, гамбургеры и чизбургеры – все это быстрая, но очень вредная еда! Особенно для детского организма! Тем не менее все это является излюбленным перекусом для большинства детей и подростков.
Для того чтобы ребенок мог развиваться, в его организм должны поступать витамины, минералы и аминокислоты. Все эти элементы есть в продуктах питания, которые мы употребляем ежедневно: овощах, фруктах, злаках, мясе, молоке. Однако их нет в фаст-фуде!
А что же в нем есть тогда? Если сказать по-правде, то ничего хорошего! Вот послушайте!
- Все продукты, которые приняты называть фаст-фудом очень калорийный и жирные, а это приводит человека к быстрому набору лишнего веса и нарушению работы его сердца и других органов.
- При жарки, например, в тех же чипсах образуется вреднейшее вещество акриламин, который повреждает нервную систему и вызывает раковые заболевания.
- В состав любого фаст-фуда входит усилитель вкуса Е621 или глютамат натрия – это вещество очень опасно, так как вызывает привыкание, и в дальнейшем становится причиной серьезных заболеваний, вплоть до болезни альцгеймера.
- Для маскировки вкуса в таких продуктах используется огромное количество соли и сахара, которые очень плохо влияют на работу наших сосудов и системы пищеварения.
- Кроме того, в фаст-фуд добавляется много консервантов, которые искусственно сохраняют красивый вид еды уже после того, как срок ее годности истек, т.е. тогда, когда она уже испорчена и ее нельзя есть.
На самом деле фаст-фуд не имеет ничего общего с правильным питанием. Да и с питанием вообще! Ведь что такое питание? Это то, что нас питает! А разве то, что вредит нашему здоровью, может одновременно его укреплять? Конечно нет!
А сейчас мы расскажем вам об одном очень показательном опыте, показывающем, как фаст-фуд отрицательно влияет на здоровье лабораторных крыс.
СТАНЦИЯ № 6 ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ
Инструкторы
Ребята, знаете ли вы, что в среднем 90% заболеваний берут свое начало в психике человека? Поэтому сегодня мы с вами погорим о таком злостном похитителе нашего здоровья – как отрицательные или плохие эмоции.
Список болезней, которые вызваны отрицательными эмоциями внушителен. Это и неврозы, и депрессии, и простудные, и даже онкологические. Нервная система очень чувствительна к различным внешним и внутренним воздействиям. А через нервную систему оказывается влияние на весь организм, в том числе и на наш иммунитет. Когда человек унывает, обижается, тогда страдает его иммунная система и повышается риск развития различных заболеваний.
Что же значит «унывать»? Это значить таить в своем сердце переживания, обиды, горечь, зависть, ненависть, гнев, печаль и тому подобное. Наши эмоции тесно связаны с нашим здоровьем. Ученые установили, что негативные эмоции существенно ослабляют сопротивляемость человека к различным заболеваниям, в том числе неизлечимым.
С другой стороны, прощение, восстановление разрушенных взаимоотношений, устранение тревог, попытка находить во всем положительные стороны, забота о других людях стимулируют и укрепляют иммунную систему, положительно влияют на весь организм в целом, и, согласно многочисленным научным исследованиям, продлевают нашу жизнь.
Положительные эмоции и здоровый образ жизни способствуют образованию в мозге эндорфинов (гормонов радости), которые благотворно действуют на иммунную систему. Эти вещества помогают победить в борьбе с болезнями. Важно думать всегда о хорошем. Исследование показало, что те, кто, например, очень любят свою семью, хобби, работу, живут дольше.
Плохие, мрачные мысли могут вывести вас из строя, а светлые и добрые, наоборот, помогут сохранить наилучшее здоровье.
Два нижеследующих списка напомнят вам, чего необходимо избегать и к чему следует стремиться.
Могут привести к заболеванию: Подавленность, чувство вины, сомнение, эгоизм, печаль, тревога, недовольство, горе, угрызение совести, гнев страх зависть разочарование ревность.
Способствуют хорошему здоровью: Чувство удовлетворения сознание правоты бодрость смелость надежда, вера любовь сознание полезности благодарность доверие спокойствие удовлетворение сочувствие помощь ближним.
В заключении предлагаем вашему вниманию несколько советов по улучшению эмоционального здоровья:
- По возможности помогайте тем, кто нуждается в вашей помощи.
- Воспитывайте в себе привычку хорошо говорить о людях, избегайте критики и осуждения.
- Отгоняйте от себя негативные, пессимистические мысли. Старайтесь во всем находить как можно больше хорошего.
- Избегайте просмотра телепередач и фильмов, которые несут в себе критику, ненависть, насилие, то есть всего, что приводит к стрессу.
- Будьте физически активны, старайтесь ежедневно получать солнечные ванны, так как это способствует вырабатыванию гормонов радости и счастья.
- Развивайте в себе оптимистический настрой, по возможности избегайте негативных эмоций, твердо решите подняться над всеми трудностями жизни, любите себя и окружающих вас людей. Ведь все это помогает стать более здоровыми, счастливыми, а значит и красивыми!
- ОБЩЕЕ ПОСТРОЕНИЯ ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ И ПОЗДРАВЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Сыщик № 1:Ну что ребята! Вы прошли все станции?
Сыщик № 2: Вы узнали много интересного?
Сыщик № 3: Молодцы! Теперь пришло время выяснить, где же наши похитители спрятали здоровье?
С1: А для этого вам необходимо из букв, которые вам выдавали на каждом станции сложить слово!
С2: Оно то и подскажет нам, где здоровье!
С3: У вас все получится!
Звучит музыка. Ребята составляют СЛОВО - ЗАНАВЕС!
С1:Ребята, вы большие молодцы!
С2: А вот и наше здоровье!
С3: Целое и невредимое!
С1:Спасибо вам за вашу помощь!
С2:Теперь в благодарность мы хотим вас наградить нашими специальными грамотами!
С3: Поздравляем вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "В поисках цветка здоровья" для 4 класса
Классный час в виде интерактивной программы позволит обучающимся повторить материал по теме ЗОЖ, посоревноваться в знаниях правил ЗОЖ. Классный час направлен на развитие позитивного восприятия материа...
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни "В поисках сокровищ"
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень ...
Эрудит-игра "Расследование в Сказочной Австралии"
Игра составлена на основе заданий олимпиады "ЭМУ-Специалист 2015" по русскому языку для 1-го класса....
Квест-игра для учащихся 3-4 ых классов «В поисках здорового питания»
Краткое содержание: игра представляет собой командное соревнование, в ходе которого участникам предлагаются интеллектуальные, творческие задания (загадки и подсказки, с помощью которых они переходят о...
Спортивная игра «В поисках похищенного».
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста включает в себя воспитание любви к близким людям, к родному городу, родной стране. В нашем саду прошла тематическая неделя посвященн...
Спортивно-логопедический квест «В поисках рецептов здоровья»
Спортивно-логопедический квест«В поисках рецептов здоровья»...
Квест-игра "В поисках здоровья"
В поисках здоровья...