Телевидение и дети
статья по зож на тему
Телевизор в гостиной, телевизор в спальной, телевизор в детской… В последние годы мы сталкиваемся с тем, значительное растет число детей, имеющих низкий уровень школьной зрелости. Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, телевизоров и другой вспомогательной техники, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Телевизор - неотъемлемый «член» любой семьи сегодня. Это реалии нашей жизни, и от них никуда не деться. Но давайте задумаемся, насколько безобидным является этот неизменный спутник детей и взрослых.Телевизор может стать и другом, и врагом вашей семьи и ваших детей. Важно, что именно вы смотрите и что смотрят ваши дети. И не заменяет ли в вашей семье телевизор живого общения друг с другом. Одним словом, все хорошо в меру. И к просмотру телевизионных передач, как и к любому другому занятию, нужен просто разумный подход.Компромисс между положительными и отрицательными сторонами телевидения возможен, стоит лишь соблюдать некоторые правила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Телевидение и дети | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как любить ребенка»
Телевидение и дети
Автор:
Жаркова Виктория Викторовна,
учитель начальных классов, МБОУ «Школа № 29»
г.Дзержинск
2017г.
Оглавление:
Введение в проблему ……………………………………………………………………3стр.
Глава 1. Стороны влияния телевидения
1.1. Положительное влияние на становление личности ребенка……………..3-4 стр.
1.2. Отрицательные влияния телевидения……………………………………..4-5 стр
Глава 2. И друг, и враг
2.1.Роль родителей в воспитании культуры восприятия телепередач у детей..5-6 стр
2.2.Рекомендации о снижении негативного влияния телевидения на ребенка.6-7 стр.
Заключение………………………………………………………………………………...7 стр.
Список литературы………………………………………………………………………..8 стр.
Введение в проблему
Телевизор - неотъемлемый «член» любой семьи сегодня. Это реалии нашей жизни, и от них никуда не деться. Но давайте задумаемся, насколько
безобидным является этот неизменный спутник детей и взрослых. Как часто вы смотрите любимое телешоу в присутствии своего малыша, играющего неподалеку от телевизора? Вам, наверное, кажется, что ничего страшного в этом нет, ведь ребёнок в это время не смотрит телевизор, а занимается своими делами. Но всё далеко не так безобидно. Исследования учёных показывают, что телевидение влияет на человека не только, когда он смотрит любимый сериал, но и даже тогда, когда телевизор работает лишь в
качестве фона.
Как правило, маленьких детей мало интересует фильмы или передачи
телевидения, предназначенные для взрослых. Но если вы понаблюдаете за
ребёнком, играющим в комнате с включенным телевизором, вы заметите, что
фоновое телевидение мешает крохе сосредоточиться на игре, и, в конце
концов, ребенок попросту теряет интерес к любимому занятию. Но хуже всего то, что малыш чувствует, наблюдая, как самые близкие для него люди
поглощены просмотром увлекательного фильма, не обращая абсолютно
никакого внимания на него самого. Теперь ребенок превращается в заданный
план для своих родителей.
А ведь в раннем детстве общение ребенка с родителями является крайне необходимым! Именно в это время формируется связь ребёнка с родителями. Более того, совместные игры помогают малышу в полной мере раскрыть свои способности и таланты.
Психологи отмечают, что родителям необходимо не просто наблюдать за играми своих детей, но непременно принимать в них участие. Таким образом, мамы и папы не просто помогают своим малышам развиваться в нужном направлении, но и устанавливают со своими детьми прочную эмоциональную связь, формировать доверие к миру.
Фоновое телевидение мешает развитию детей, утверждают учёные. Дело в том, что фоновый шум, особенно речь, приводит к замедлению реакции и снижению концентрации внимания. Но вот ребёнок подрос. Если у него перед глазами всё время был пример родителей, поглощённых просмотром телевизионных передач, он волей-неволей будет копировать их поведение. И вместо того, чтобы пойти поиграть во дворе с друзьями или почитать книгу, точно так же будет сидеть перед телевизором или перед компьютером. Да ещё и поглощать при этом чипсы или печенье в неограниченных количествах. Малоподвижный образ жизни имеет
очень негативные последствия: ожирение, болезни, расстройтсво нервной
системы.
Вспомните игры своего детства. «Казаки-разбойники», «Салочки», футбол и другие подвижные игры помогали детям крепнуть и развиваться. А какие друзья детства были у нас с вами! Именно тогда мы учились дружить «на всю жизнь», помогать друг другу, доверяли «самые страшные тайны»… Если нет такого общения, жизнь человека очень обедняется.
Глава 1. Стороны влияния телевидения
1.1. Положительное влияние на становление личности ребенка
Телевидение является важным источником информации, расширяющим знания о мире. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы. В среднем, младшие школьники смотрят телевизор 2,5 ч в день. Современное телевидение является эффективным средством влияния на становление личности ребенка и является дешевым и доступным источником информации.
Есть, конечно, и свои плюсы в просмотре телевизионных передач. Есть различные образовательные, развивающие программы, которые можно смотреть вместе с детьми. Или детские фильмы, которые очень интересны. Полезно порою смотреть, что-то вместе, что бы у детей было ощущение, что он интересно и полезно проводит время с мамой и папой. Вообще, совместный просмотр дает гораздо большей пользы, ведь ребенок всегда может сразу спросить о том, что ему непонятно, или поделиться эмоциональной оценкой происходящего на экране.
Маленькие дети, просматривая качественные мультипликационные фильмы, учатся воспринимать поведение героев как положительный пример для подражания, развивают воображение.
Кроме того, телевидение является информационным источником о событиях в мире и в стране не только для взрослых, но и для детей. Сюжеты о жизни животных, разных странах и открытиях ученых помогают узнать много новых фактов, расширить кругозор, пробудить интерес к научной деятельности. Существуют и образовательные программы, с помощью которых можно, например, выучить иностранный язык. Сегодня общество требует от младшего поколения быть технологически готовыми и развитыми. Поэтому в данном компоненте телевидение может сослужить хорошую службу. Есть различные документальные, исторические программы, проекты про животных, окружающую среду и т.д. Они дают детям знания о важных культурных, духовных и моральных ценностях. Потому роль их важна. Телевизионные программы дают возможность виртуально побывать в любой точке мира.
Часто дети обсуждают друг с другом то, что они смотрят. Это укрепляет дружеские отношения, сближает ребят.
1.2. Отрицательные влияния телевидения
Телевидение прочно вошло в нашу жизнь. Мы смотрим новости, а не читаем газеты. Мы смотрим кино по телевизору вместо того, чтобы сходить в кинотеатр. Телевидение с мультипликационными каналами отбивает охоту у детей лишний раз сходить погулять во двор.
В последние годы увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию, на слух же воспринимают плохо. И виной – все тот же телевизор, перед экраном которого дети просиживают слишком много времени и который зачастую является их главным собеседником. Какие опасности таит просмотр телевизионных передач?
По мнению некоторых специалистов, чисто развлекательные программы, не имеющие какого-либо научного содержания, ослабляют умственную деятельность детей и отнимают у них творческие способности. Кроме того, очень часто телевидение приводит к пустой трате времени и препятствует служащим прогрессу детей чтению, интересным играм, занятиям спорту и другой внешкольной деятельности.
Отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых - готовых - развлечений.
У детей часто наблюдается переутомляемость. Ведь телевиденье-это образы букв и слов. Пытаясь уследить и разобраться в них, ребенок тратит очень много сил. При этом телепередачи вызывают у детей не просто усталость, а перевозбуждение.
Стоит отдельно сказать о содержании телевизионных программ, которые далеко не всегда полезны для детей. Что мы смотрим по вечерам, когда приходим с работы? Всевозможные ток-шоу, боевики, криминальную
хронику…Всё это не очень-то полезно даже для психики взрослого человека, что уж говорить о детях! Под воздействием таких сцен дети становятся более готовыми к жестокости в реальном мире, который становится для них более жестоким и пугающим. В результате, чтобы защититься от этого мира, ребенок может сам стать более жестоким и агрессивным. Такое раннее знакомство детской психики со сторонами взрослой жизни не может положительно сказаться на развитии младшего поколения.
Следует обратить внимание на то, что становится больше детей с избыточной массой тела. Проведенные исследования свидетельствуют: дети, которые проводят много времени у «голубого экрана» страдают избыточным весом, гораздо чаще своих сверстников. Во время просмотра телепрограмм дети часто перекусывают высококалорийными готовыми закусками, в которых содержится много соли и сахара, ведут малоподвижный образ жизни. Чем больше ребенок смотрит телевизор, тем он меньше двигается и больше «перекусывает» вместо того, чтобы нормально питаться. Это, в свою очередь может привести к ожирению и другим неприятностям.
Не стоит забывать и о зрении. Просмотр телепередач не стимулирует развитие глаз, так как не обеспечивает им естественную деятельность, как это происходит при активной деятельности. Зрение начинает неправильно воспринимать тонкие оттенки цветов и пространственные объекты. У ребенка могут возникнутьглазные болезни. При продолжительном просмотре у ребенка начинают болеть глаза, он устает, становится невнимательным. Развивается такое заболевание, как близорукость.
Другая опасность телевидения заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей, которое называют телеманией. Если вы часто включаете телевизор для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему, как к другу. «Друг» ни о чем не просит, никогда не обижается, утешит, отвлечет от неприятных мыслей.
Регулярный просмотр телевизора приводит к тому, что ребенок мыслит готовыми шаблонами. Ответы на вопросы взрослых дети дают поверхностные и стереотипные. Интерес к определенным занятиям, включая школьные предметы, неглубокий. Ребенок, практически не читает, но ему нравится рассматривать картинки. Речь, как способ общения, остается примитивной, способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается.
Таким образом, неправильное определение времени использования телевизора может привести ко многим отрицательным последствиям, и этот вопрос должен быть в центре внимания родителей.
Глава 2. И друг, и враг
2.1. Роль родителей в воспитании культуры восприятия телепередач у детей.
На развитие и формирование детей большое влияние оказывает среда, в которой они живут. В развитии и становление личности ребенка неоценимую роль играют родители и его взрослое окружение. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.
Большинство родителей удобно для себя используют телевидение. Дома взрослых ждет масса дел, а предоставленный сам себе, ничем не занятый ребенок ничего не даст вам сделать. Нужно срочно чем-то его занять. Чем же? И снова телевизор. «Благо» сейчас есть множество каналов, по которым круглые сутки показывают мультфильмы и детские телепередачи, а еще можно включить диск с мультфильмом по продолжительности взрослого фильма. Ребенок сидит возле телевизора, предоставленный сам себе, «заглатывая» всю информацию без анализа и критики, а потом идет спать и то, что он увидел на экране телевизора, а затем самостоятельно проанализировал навсегда останется в его памяти. Получается, что вопреки рекомендациям, ребенок проводит у телевизора два, а то и три часа. Большинство родителей считают, что в этом нем ничего страшного.
Но когда, же происходит полноценное общение ребенка с родителями?
А ведь так важно побыть с ребенком рядом, объяснить ему поступки многих героев, дать оценку поступкам любимых персонажей.
Нельзя и недооценить роль совместного времяпровождения. Это сближает семью, дает родителям контролировать просмотр телепрограмм своих детей.
В современном мире не возможно полностью оградить ребенка от просмотра телевизора. И здесь незаменима роль родителей. Взрослые должны тщательно отобрать те мультфильмы и программы, которые ребенок может посмотреть без их участия, и конечно же не стоит забывать о количестве времени, проводимом ребенком у экрана телевизора. Общее количество время просмотра телепередач детьми младшего школьного возраста не должно превышать 7-8 часов в неделю, и лучше, если ребенок не будет смотреть телевизор более 30 минут подряд.
Телевидение может быть нашим союзником и активным помощником, а может стать неотвратимым злом, которое мы сами пустили себе в дом.
2.2.Рекомендации о снижении негативного влияния телевидения на ребенка
Телевизор может стать и другом, и врагом вашей семьи и ваших
детей. Важно, что именно вы смотрите и что смотрят ваши дети. И не заменяет ли в вашей семье телевизор живого общения друг с другом. Родители должны быть в курсе тех телепрограмм, которые дети смотрят, и контролировать время, проведённое ребёнком у телевизора, чтобы у детей не вырабатывалась психологическая зависимость от телевидения, чтобы оно не становилось «наркотиком». Нельзя использовать телевизор в качестве няни, как делают сегодня многие современные родители: включил мультики и занимаешься своими делами. Ребенок при этом Вам не мешает, но он остается без присмотра, лишается нормального человеческого общения, игр и вообще здорового образа жизни.
Но и запрещать ребенку смотреть телевизор полностью тоже нельзя. Это ведет к обратному эффекту, к стремлению нарушить запрет. К тому же и
лишает возможности получить положительный опыт и знания с помощью
телевидения. Если сверстники ребёнка будут смотреть различные фильмы и
передачи, о которых он не будет иметь понятия, то у него возникнут
сложности с общением.
Одним словом, все хорошо в меру. И к просмотру телевизионных передач, как и к любому другому занятию, нужен просто разумный подход.
Компромисс между положительными и отрицательными сторонами телевидения возможен, стоит лишь соблюдать некоторые правила.
Советы родителям:
1.Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите ему какое-нибудь дело - пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.
2.Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю и отметьте те передачи или фильмы, которыми, на ваш взгляд , следовало бы ограничиться.
3.Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на этот день более полезные занятия.
4.Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем, какие передачи и в какое время смотрит ребенок.
5. Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона. Если ребенок хочет услышать что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.
6. Телевизор во время еды — табу.
7. Телевизор не должен быть «главой семьи». Вечерний сбор за сериалом, утренняя «драка за пульт» во время завтрака — все это совсем не признак здоровых семейных отношений и традиций.
Используя вышеприведенные методы, взрослые могут защитить своих чад от отмеченных уже опасностей. Поощряйте детей к просмотру спортивных, научных и религиозных передач, и таким путем научите их правильно использовать телевизор. Помогайте детям в выборе телевизионных программ для просмотра. После совместного просмотра интересного фильма, обсудите с ребенком сильные и слабые стороны картины в доступном для его восприятия форме. Это будет способствовать развитию мышления ребенка.
Дети не должны заниматься ничем другим, когда смотрят телевизор. В то же время, им ничего не должно мешать, когда они читают. Когда семья собирается вместе за столом, телевизор лучше выключить.
Не забывайте, что ваше поведение – самая действенная школа для детей.
Заключение
Телевизор в гостиной, телевизор в спальной, телевизор в детской… В последние годы мы сталкиваемся с тем, значительное растет число детей, имеющих низкий уровень школьной зрелости. Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, телевизоров и другой вспомогательной техники, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше времени проводят у «голубых экранов». Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.
Чтобы дети были физически и психически здоровыми, стоит взять под строгий контроль использование телевидения. Негативного влияния телевизора на ребенка можно избежать, если помнить элементарные правила пользования этого инструмента. Конечно, совсем запретить пользоваться телевидением не выход и нужно делать все постепенно и с умом, а не просто запретить и все. Развитие вашего ребенка зависит от правильности ваших действий. Не пускайте общение ребенка с телевизором на самотек. Контролируйте этот процесс! Разнообразьте жизнь своего ребенка, станьте лучшим другом для него!
Список литературы:
-Волжанина Т. А. «Родительские собрания в начальной школе», Москва, издательство «Учитель», 2005.
-Пацлаф Райнер Застывший взгляд. —М.: evidentis, 2003. — 224 с.
-Сорокина В.В. «Психологическое неблагополучие детей в начальной школе», Москва, 2005
-http://bibliofond.ru/view.aspx?id=881403
-http://russian.tebyan.net/index.aspx?pid=187759
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Телевидение и дети. Конспект родительского собрания
Эта разработка родительского собрания поможет обсудить с родителями проблему влияния телевидения на развитие личности младшего школьника, а также на примерах показать, какие опасност...
Родительское собрание "Телевидение и дети"
Работа содержит методическое сопровождение к проведению собрания, презентацию, разработку родительского собрания, приложение (анкета для обучающихся)....
Телевидение и дети
Как же можно помочь ребенку бороться с зависимостью от телевизора? Уверена, многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок....
ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДЕТИ
вопросы для обсуждений...
Родительское собрание:«Телевидение и дети»
Телевидение как средство воспитания школьников. Особенности влияния телевидения на детей младшего школьного возраста. ...
Родительское собрание на тему " Телевидение и дети"
Данный материал поможет осветить проблему влияния телевидения на развитие личности ребёнка,на положительное и отрицательное влияние на психику ребёнка....
Родительское собрание «Телевидение и дети»
Родительское собрание «Телевидение и дети»...