Психологическая комфортность урока - элемент здоровьесберегающей педагогической технологии.
статья по зож на тему

И родители, и педагоги хотят , чтобы дети выросли не только достойными людьми, но и здоровым поколением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ УРОКА — ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Юдкина Л.И.

МАОУ «СПШ №33»

Поступление ребенка в школу — большая и серьезная ступень в его жизни. От периода раннего детства — поры беспечных игр и достаточно большой свободы — дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, иному ритму жизни.

Все мы, родители, педагоги, врачи, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье — бесценный дар, который дает человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно. По мнению специалистов — медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает их психическому и физическому здоровью.

В процессе обучения в начальной школе в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача — сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ученик, особенно первоклассник, может активно и полноценно работать в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, так как наступает утомление.

Для того чтобы помочь сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего особого. Необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести организму пользу.

Помогают активизировать внимание детей на уроке и повысить их работоспособность дыхательные упражнения. Первое и важное условие правильного дыхания — дышать через нос. Дыхательные упражнения проводятся в зависимости от времени года.

Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. Хороший эффект дают занятия в режиме динамических поз: учащиеся сидят, выполняя письменную работу, выполнили — встают, кладут пропись, дожидаются остальных.

Уроки письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки первоклассников быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Упражнения для этой гимнастики разнообразны, например, массаж пальцев: правой рукой помассируйте каждый палец левой руки. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного — улучшает работу желудка, среднего — кишечника и позвоночника, безымянного — печени, мизинец помогает работе сердца.

Такой же массаж делайте дома со стопами.

Минутки отдыха необходимы учащимся после продолжительности чтения или письма.

А как интересно проходит проверка домашнего задания, когда используется элемент соревнования (игра «Умная лесенка», «Волшебный мяч» и т.д.)!

Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом взаимосвязан с процессом познания себя. Используя на уроках упражнения на рефлексию, учитель создает условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, способствует осмыслению роста ученика. Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учетом индивидуальности каждого ученика.

Виды рефлексии:

- рисуем настроение: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ученик в течение минуты изображает свое настроение в виде полоски, облака, пятнышка. Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.

- состояние моей души:

Д

Г

Комфортно

В

Уверен в своих силах

Б

Хорошо

А

Плохо

Скверно

Учащиеся берут изображение человечка и ставят его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию души.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Болховитин С.М., Огородников А.А. Педагогические основания в организации внеурочной деятельности в условиях реформирования образования: монография / С.М. Болховитин, А.А. Огородников // Пресстайм. – Пермь, 2007.
  2. Ковалько, В.И. Здоровосберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005. - 296 с.
  3. Менчинская, Е.А. Основы здоровосберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. - М.: Вента Граф, 2008. - 112 с.
  4. Минский Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: пособие для учителя / Е.М. Минский. - М., 1985.
  5. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменением и дополнением на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Активизация познавательной деятельности учащихся на основе создания психологически комфортного климата на уроках»

Что же такое комфорт?Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя с...

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии

Психологическая комфортность урока - элемент здоровьесберегающей технологии...

Психологическая комфортность урока как элемент здоровье - сберегающей педагогической технологии.

Данные медицинской статистики и результаты исследований, в том числе изучение состояния здоровья учащихся нашей общеобразовательной школы, свидетельствуют об ухудшении их само...

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии...

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии...

Психологическое занятие с элементами тренинга «Психологическая комфортность педагогов ДОУ».

Цель: создание доброжелательной атмосферы среди педагогов ДОУ, снятие напряжения, чувства тревоги, создание группового доверия и принятия, развитие наблюдательности....

Создание здоровьесберегающей, психологически комфортной среды в группе продленного дня.

Как воспитателю группы продленного дня создать здоровьесберегающую, психологически комфортную среду в группе....