Психологическая комфортность урока - элемент здоровьесберегающей педагогической технологии.
статья по зож на тему
И родители, и педагоги хотят , чтобы дети выросли не только достойными людьми, но и здоровым поколением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ УРОКА — ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Юдкина Л.И.
МАОУ «СПШ №33»
Поступление ребенка в школу — большая и серьезная ступень в его жизни. От периода раннего детства — поры беспечных игр и достаточно большой свободы — дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, иному ритму жизни.
Все мы, родители, педагоги, врачи, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье — бесценный дар, который дает человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно. По мнению специалистов — медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает их психическому и физическому здоровью.
В процессе обучения в начальной школе в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача — сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ученик, особенно первоклассник, может активно и полноценно работать в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, так как наступает утомление.
Для того чтобы помочь сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего особого. Необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести организму пользу.
Помогают активизировать внимание детей на уроке и повысить их работоспособность дыхательные упражнения. Первое и важное условие правильного дыхания — дышать через нос. Дыхательные упражнения проводятся в зависимости от времени года.
Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. Хороший эффект дают занятия в режиме динамических поз: учащиеся сидят, выполняя письменную работу, выполнили — встают, кладут пропись, дожидаются остальных.
Уроки письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки первоклассников быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Упражнения для этой гимнастики разнообразны, например, массаж пальцев: правой рукой помассируйте каждый палец левой руки. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного — улучшает работу желудка, среднего — кишечника и позвоночника, безымянного — печени, мизинец помогает работе сердца.
Такой же массаж делайте дома со стопами.
Минутки отдыха необходимы учащимся после продолжительности чтения или письма.
А как интересно проходит проверка домашнего задания, когда используется элемент соревнования (игра «Умная лесенка», «Волшебный мяч» и т.д.)!
Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом взаимосвязан с процессом познания себя. Используя на уроках упражнения на рефлексию, учитель создает условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, способствует осмыслению роста ученика. Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учетом индивидуальности каждого ученика.
Виды рефлексии:
- рисуем настроение: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ученик в течение минуты изображает свое настроение в виде полоски, облака, пятнышка. Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.
- состояние моей души:
Д | ||||
Г | Комфортно | |||
В | Уверен в своих силах | |||
Б | Хорошо | |||
А | Плохо | |||
Скверно |
Учащиеся берут изображение человечка и ставят его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию души.
ЛИТЕРАТУРА
- Болховитин С.М., Огородников А.А. Педагогические основания в организации внеурочной деятельности в условиях реформирования образования: монография / С.М. Болховитин, А.А. Огородников // Пресстайм. – Пермь, 2007.
- Ковалько, В.И. Здоровосберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005. - 296 с.
- Менчинская, Е.А. Основы здоровосберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. - М.: Вента Граф, 2008. - 112 с.
- Минский Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: пособие для учителя / Е.М. Минский. - М., 1985.
- Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменением и дополнением на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Активизация познавательной деятельности учащихся на основе создания психологически комфортного климата на уроках»
Что же такое комфорт?Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя с...
Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии
Психологическая комфортность урока - элемент здоровьесберегающей технологии...
Психологическая комфортность урока как элемент здоровье - сберегающей педагогической технологии.
Данные медицинской статистики и результаты исследований, в том числе изучение состояния здоровья учащихся нашей общеобразовательной школы, свидетельствуют об ухудшении их само...
Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии
Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии...
Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии
Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии...
Психологическое занятие с элементами тренинга «Психологическая комфортность педагогов ДОУ».
Цель: создание доброжелательной атмосферы среди педагогов ДОУ, снятие напряжения, чувства тревоги, создание группового доверия и принятия, развитие наблюдательности....
Создание здоровьесберегающей, психологически комфортной среды в группе продленного дня.
Как воспитателю группы продленного дня создать здоровьесберегающую, психологически комфортную среду в группе....