Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии
статья на тему

Осадчук Татьяна Михайловна

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_komfortnost_uroka.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Психологическая

комфортность урока –

элемент

здоровьесберегающей

педагогической

технологии

                             Подготовила:

                                                      учитель  начальных классов

                             Т.М. Осадчук

                                                           II квалификационная категория

Радужный

2011 год

   Дата выступления: 01.11.2011 г.

Все мы, родители, педагоги, врачи, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.

Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто.

                       Сократ (слайд № 2)

(слайд № 3)

По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней заложено в детские годы. В последнее время СМИ активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает их психическому и физическому здоровью.

   В  процессе обучения в начальной школе в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача (слайд №4) – сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Ученик, особенно первоклассник, может активно и полноценно работать  в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, так как наступает утомление.

   Для того чтобы помочь сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего особого. (слайд № 5) Необходимы двигательные  минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести организму пользу.

Приветствие и прощание – этапы каждого урока, которые вырабатываются совместно. На уроке многое решают первые минуты. Не уловишь, не почувствуешь пульса класса, и не получится урок. Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости и одновременно начало педагогического процесса, начало общения учителя и учащихся. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу.

Помогают активизировать внимание детей на уроке и повысить их работоспособность дыхательные упражнения. Первое и важное условие правильного дыхания – дыхание через нос. Дыхательные упражнения проводятся в зависимости от времени года.

Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом взаимосвязан с процессом познания себя. Используя на уроках упражнения на рефлексию, учитель создаёт условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, способствует осмыслению роста ученика.      

Оздоровительные минутки

Гимнастика для глаз

Если глаза устали, выполните упражнения:

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
  • Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
  • Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отведите обратно. Повторите 5 раз.
  • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

Держи осанку

Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены.

Заведите  руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину отведите назад. Дыхание спокойное (20 – 30 с). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.

Самомассаж ушей

Учитель показывает, учащиеся растирают уши, повторяя слова:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Сотвори солнце себе

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце для себя. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направьте лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Теперь направьте к звёздочке лучики, которые несут радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем – всем.

Руки в стороны перед собой. Опустите руки, встряхните их.

Массаж пальцев рук

Правой рукой помассируйте каждый палец левой руки. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.

Такой же массаж делайте дома со стопами.

Деревце

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вздох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.

Опустите руки и расслабьтесь. Выполняется 15 – 20 с.

Виды рефлексии  (слайд № 6)

Метод пяти пальцев

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал и чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Радуга

Семь цветов радуги – семь оценок дела или учебного цикла. Все учащиеся выставляют свои оценки – приклеивают цветные полоски на трафарет радуги.

Состояние моей души (слайд № 7)

Комфортно

Уверен  в своих силах

Хорошо

Плохо

Скверно


Учащиеся берут изображение человечка и ставят на ту ступеньку, которая соответствует состоянию души.

Выбери утверждение (слайд № 8)

Всё понял, могу помочь другим.

Всё понял.

Ничего не понял.

Интересный.

Хороший.

Отличный.

Запомню надолго.

Однообразный.

Неинтересный.

Скучный.

День.

Урок.

Праздник.

Ощущал себя:

хорошо;                                  комфортно;

уверенно;                                глупо;

смело;                                     неуверенно;

гордо;                                      испуганно;

                                                 грустно.

Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки- игры, уроки – экскурсии, уроки – путешествия и т.п. Сегодня ситуацию в школе следует рассматривать (слайд № 9) через два приоритетных принципа: «Не навреди!» и «Ребёнок, ты – ценность». Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитательной среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья.

(слайд № 10) Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учётом индивидуальности каждого ученика.

Библиографический список:

  1. Антипова, Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л.П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.-С.106-108
  2. Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.15-19
  3. Будаева, Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе /Н.А. Будаева //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.32-36
  4. Елисеев, В.В. Рекомендации по сохранению здоровья школьников на уроке и оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы /В.В. Елисеев //Практика административной работы в школе.- 2010.-№8.-С.68-69
  5. Середина, Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии /Л.В. Середина //Начальная школа.- 2010.-№11.-С.61-63


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии

Психологическая комфортность урока - элемент здоровьесберегающей технологии...

Психологическая комфортность урока как элемент здоровье - сберегающей педагогической технологии.

Данные медицинской статистики и результаты исследований, в том числе изучение состояния здоровья учащихся нашей общеобразовательной школы, свидетельствуют об ухудшении их само...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроке окружающего мира «Жизнь растений. Какие бывают растения?»

В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования...

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии...

Психологическая комфортность урока - элемент здоровьесберегающей педагогической технологии.

И родители, и педагоги хотят , чтобы дети выросли не только достойными людьми, но и здоровым поколением....

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников.

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников. Речевая ситуация: приглашение на экскурси...

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ с элементами музыкально-педагогических технологий ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Веселые звуки»

Класс: 2Тема занятия:«Веселые звуки».Тип занятия: внеклассное занятие с элементами музыкально-педагогических технологий.Цель: накопление сенсомоторного опыта (накопление ощущений на основе...