Конспект открытого занятия по программе "Не болей-ка" - "Наши помощники - органы чувств"
план-конспект занятия по зож (2 класс) на тему

Данный конспект может использоваться как изучение нового материала или закрепление ранее изученного по теме "Органы чувств" . Занятие участвовало в городском конкурсе "Учитель здоровья - 2017"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx379.22 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ G:\Картинки\Итог\FONAR5.jpg

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА «У ВОЗНЕСЕНСКОГО МОСТА»

АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Дополнительная общеобразовательная программа

«Не болей-ка»

План – конспект занятия

«Наши помощники – органы чувств»

Автор:

Шевченко Елена Александровна

Номинация «Педагог дополнительного образования»

Санкт-Петербург

2017

Информационная карта

Тема: «Наши помощники – органы чувств» (Изучение данной темы предусмотрено на 2 году обучения).

Дополнительная общеобразовательная программа: «Не болей-ка» (72 ч.), для учащихся 7 – 11 лет, 3 года обучения

Автор: Шевченко Елена Александровна, педагог дополнительного образования

Образовательное учреждение: ГБУ ДО ДТ «У Вознесенского моста» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Форма занятия: занятие – квест

Время реализации занятия: 45 мин.

Цель занятия: Привлечение внимания учащихся к здоровому образу жизни через знакомство с органами чувств человека.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с органами чувств и их значением в жизни человека;
  • познакомить учащихся с элементарными правилами гигиены органов чувств;
  • обучить учащихся упражнениям по расслаблению мышц органов зрения

Развивающие:

  • создать условия для развития умения работать в группах;
  • создать условия для развития умения анализировать, сопоставлять, делать выводы;
  • способствовать развитию интереса к изучению своего организма;
  • создать условия для развития адекватной самооценки

Воспитательные:

  • способствовать пониманию важности органов чувств для человека в познании окружающего мира;
  • создать условия для приобщения к соблюдению элементарных правил гигиены органов чувств
  • создать условия для воспитания ответственного отношения к своему здоровью

Материально-техническое обеспечение занятия: три стола, десять стульев, планшет, смайлики желтого и зеленого цвета (10 шт), разноцветные перышки (10 шт), карточки с заданиями для квеста, маршрутные листы, коробочки с чаем, коробка, наполненная различными объемными фигурами, два кубика с изображениями органов чувств на гранях, две глубокие миски на 2/3 заполненные бобовыми культурами (фасоль, горох, чина, люпин), рабочие листы с таблицей «Органы чувств» и конверты с правилами гигиены органов чувств, памятки с упражнениями для расслабления глазных мышц, изображения органов чувств.

Методы и приемы:

  • Словесные - беседа «Правила гигиены органов чувств», обсуждение результатов прохождения квеста;
  • Наглядные – демонстрация изображений органов чувств;
  • Практические – выполнение заданий квеста.

Здоровьесберегающие технологии:

  • Организационно-педагогические – дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, квест;
  • Психолого-педагогические;
  • Учебно-воспитательные.

Ожидаемый результат:

  • учащиеся познакомятся с органами чувств и их значением в жизни человека;
  • учащиеся познакомятся с элементарными правилами гигиены органов чувств;
  • учащиеся научатся упражнениям по расслаблению мышц органов зрения;
  • будут созданы условия для развития умения работать в группах;
  • будут созданы условия для развития умения анализировать, сопоставлять, делать выводы;
  • у учащихся возрастет интерес к изучению  своего организма;
  • будут созданы условия для развития адекватной самооценки;
  • учащиеся поймут важность органов чувств для человека в познании окружающего мира;
  • будут созданы условия для приобщения к соблюдению элементарных правил гигиены органов чувств;
  • будут созданы условия для воспитания ответственного отношения к своему здоровью.

План – конспект занятия:

Этапы занятия

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный

Перед началом занятия необходимо проветрить кабинет.

Приветствие и деление на группы: 

П: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать. Меня зовут Елена Александровна, я педагог Дворца творчества «У Вознесенского моста». Из какой вы школы? Чтобы познакомиться, нам надо встать в круг.

Дети встают в круг. Педагог проходит по кругу, здоровается с каждым ребенком, называя его имя (написанное на бэйджике), и выдает смайлик желтого или зеленого цвета. Дети здороваются в ответ.

Дети, у которых желтые смайлики, проходят и садятся за первый стол. Дети, у которых зеленые смайлики, проходят и садится за второй стол.

Приветствует  обучающихся

Приветствуют педагога

Актуализация и формулировка темы занятия

П: Ребята, вы готовы внимательно слушать и выполнять все задания. (Да)

П: Сегодня нам предстоит погрузиться в таинственный мир организма человека. А чтобы понять, о чем мы будем говорить, вам надо разгадать  загадки:

Не любитель он молчать.

Даже может заскучать,

Если держат за зубами

Кто же он, скажите сами (Язык)

Есть у каждого лица

Два красивых озерца.

Между ними есть гора.

Назови их, детвора. (Глаза)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

Всё слышат, но молчат,
Слева брат и справа брат.
Меж собою не встречаются,
Кто смышленый - догадается. (Уши)

Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю,
Температурой руковожу. (Кожа)

П: Молодцы, отгадали мои загадки. Теперь вы поняли, о чем мы будем сегодня говорить? Помогите мне сформулировать тему сегодняшнего занятия. О каких органах были загадки? Как все эти органы   можно назвать?

У: Органы чувств

П: Да, сегодня мы поговорим об органах чувств. Как вы думаете, органы чувств важны для человека. (Да) Они являются нашими помощниками в том, чтобы узнавать мир вокруг нас, общаться друг с другом.

Прежде чем, мы начнем узнавать что-то новое и интересное, я предлагаю выполнить дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Это поможет вам стать более внимательными и бодрыми. Вы можете делать их  и дома.

Упражнение «Свеча» 

П: закройте глаза, ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха.

Пока дети выполняют задание и у них закрыты глаза, педагог раздает им перышки.

Упражнение «Перышко» 

П: откройте глаза, возьмите в руки перышко, глубоко вдохните и с силой выдохните, положите перышко на стол, сделайте вдох и тихо выдыхайте, двигая перышко, но так, чтобы оно не упало на пол.

П: Молодцы, давайте соберем перышки в коробочку, чтобы они нас не отвлекали. Теперь мы готовы к работе.

Загадывает загадки

Активизирует знания учащихся.

Проводит дыхательную гимнастику

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт

Выполняют дыхательную гимнастику

Изучение нового материала

Работа в группах: квест

П: Сейчас мы с вами будем проходить квест. Вы когда-нибудь участвовали в квестах? Вы будите выполнять задания командами, перемещаясь по всему кабинету. Вам предстоит найти и выполнить 4 задания. Помощником в поиске задания будет служить цвет смайликов команды (желтый или зеленый). Вы можете выполнять задания только своего цвета и только в той последовательности, в которой они расположены в ваших маршрутных листах, которые вы сейчас получите. (Приложение 1) Выберете командира команды.

Каждой команде выдается глубокая миска на 2/3 заполненная бобовыми культурами (фасоль, горох, чина, люпин). Командир руками ищет среди бобов, свернутый маршрутный лист и карандаш. У каждой команды свой маршрут, но одинаковые задания. Ответы фиксируются в маршрутном листе.

Учащиеся выполняют задания квеста, перемещаясь по кабинету, педагог контролирует и, при необходимости, помогает командам.

Задания командам

1 команда (Желтые)

  1. Найдите круг желтого цвета.

Задание: Рассмотрите картинку. Сколько животных вы нашли? Ответ запишите в маршрутный лист

  1. Найдите треугольник желтого цвета.

Задание: Перед вами три коробочки с чаем под номерами. Понюхайте и определите аромат чая. Ответ запишите в маршрутный лист.

  1. Найдите квадрат желтого цвета.

Задание: Перед вами орган вкуса – язык. Человек чувствует разные виды вкуса определенными участками языка. Рассмотрите рисунок. В маршрутном листе соедините стрелочкой продукт определенного вкуса с участком языка, который чувствует этот вкус.

  1. Найдите ромб желтого цвета.

Задание: Прослушайте три звука. Что вы услышали? В маршрутном листе обведите кружком только те звуки, которые вы слышали.

2 команда (Зеленые)

  1. Найдите ромб зеленого цвета.

Задание: Прослушайте три звука. Что вы услышали? В маршрутном листе обведите кружком только те звуки, которые вы слышали.

  1. Найдите квадрат зеленого цвета.

Задание: Перед вами орган вкуса – язык. Человек чувствует разные виды вкуса определенными участками языка. Рассмотрите рисунок. В маршрутном листе соедините стрелочкой продукт определенного вкуса с участком языка, который чувствует этот вкус.

  1. Найдите круг зеленого цвета.

Задание: Рассмотрите картинку. Сколько животных вы нашли? Ответ запишите в маршрутный лист.

  1. Найдите треугольник зеленого цвета.

Задание: Перед вами три коробочки с чаем под номерами. Понюхайте и определите аромат чая. Ответ запишите в маршрутный лист.

После прохождения  квеста, команды занимают свои места за столами. Командиры выходят к педагогу. Педагог предлагает им достать из  коробки, наполненной различными объемными фигурами, кубик на ощупь. На каждой грани кубика изображение органов чувств.

Каждому ребенку раздается рабочий лист с таблицей «Органы чувств» и конверт с правилами гигиены органов чувств. (Приложение 2)

П: На кубиках вы видите изображения органов чувств.

- Покажите мне на кубике, каким органом чувств вы  пользовались, когда определяли аромат чая? (Носом) Какие ароматы вы почувствовали? (1- малина, 2 - лимон, 3- смородина).

Значит, зачем человеку нужен нос? (Чтобы чувствовать запахи и дышать)

Что мы должны делать, чтобы наш нос был здоров? (Промывать по утрам, не засовывать в носовые пазухи посторонние предметы).

Найдите на своих листах изображение носа и подпишите, что это орган обоняния, то есть способности чувствовать запахи. Найдите среди правил гигиены, подходящее для носа.

Что это за правило? (Промывайте нос по утрам теплой водой) Приклейте это правило в графу, где изображен нос.

П: Покажите мне на кубике, каким органом вы пользуетесь, когда определяете вкус пищи? (Язык) Каким образом вы распределили продукты и почему? (Конфету - на кончик языка, потому что там воспринимается сладкое, соль – по бокам, там воспринимается соленое, лимон – по бокам выше соли – там воспринимается кислое, лук – на корне языка, там воспринимается горькое). Значит, зачем человеку нужен язык? (Чтобы чувствовать вкус и говорить).

Что мы должны делать, чтобы наш язык был здоров? (Чистить по утрам, не есть слишком горячую или холодную пищу).

Найдите на своих листах изображение языка и подпишите, что это орган вкуса. Найдите среди правил гигиены, подходящее для языка.

Что это за правило? (Не есть слишком горячую пищу) Приклейте это правило в графу, где изображен язык.

П: Покажите мне на кубике, какими органами чувств вы  пользовались, когда определяли звуки на записи? (Ушами).

Что это были за звуки? (кваканье лягушки, журчание ручья, движение поезда). Значит, зачем человеку нужны уши? (Чтобы слышать звуки).

Что мы должны делать, чтобы наши уши были здоровы? (Чистить по утрам, не засовывать посторонние предметы, не слушать слишком громко музыку). Найдите на своих листах изображение уха и подпишите, что это орган слуха. Найдите среди правил гигиены, подходящее для ушей.

Что это за правило? (Не слушать слишком громко музыку). Приклейте это правило в графу, где  изображено ухо.

П:  Покажите мне на кубике, каким органом чувств вы  пользовались, когда искали маршрутный лист и кубик на ощупь. (Рукой, покрытой кожей). Все наше тело покрыто кожей, с помощью нее мы можем чувствовать холод и тепло, прикосновения, ощущать предметы на ощупь – это чувство называется осязание.

Что мы должны делать, чтобы наша кожа была здорова? (Мыть руки, принимать ванну, смазывать кремом). Найдите на своих листах изображение руки и подпишите, что это орган осязания. Найдите среди правил гигиены, подходящее для кожи.

Что это за правило? (Каждый день принимай душ). Приклейте это правило в графу, где изображена рука.

П: Покажите мне на кубике, какими органами чувств вы  пользовались, когда рассматривали картинку и искали на ней животных? (Глаза).

Сколько животных вы нашли? (11). Значит, зачем человеку нужны глаза? (Чтобы видеть мир вокруг). Что мы должны делать, чтобы наши глаза были здоровы? (Умываться по утрам, не подносить грязные руки к глазам, не смотреть слишком долго телевизор и компьютер). Найдите на своих листах изображение глаза и подпишите, что это орган зрения. Найдите среди правил гигиены, подходящее для глаз.

Что это за правило? (Не играйте на компьютере больше 30 минут в день). Приклейте это правило в графу, где изображен глаз.

П: Для того, чтобы наши глаза были здоровы надо делать специальные упражнения для глаз, направленные на расслабление глазных мышц. Некоторым упражнениям я вас сегодня научу.

Упражнения для расслабления глазных мышц

Выполняются стоя.

  • Зажмурьте глаза на 3–5 секунд. Откройте глаза и примерно столько же времени подержите в открытом состоянии, не моргая.
  • С помощью указательного, среднего и безымянного пальца нажмите на верхнее веко обоих глаз. Нужно посидеть так 1–2 секунды. Затем повторите действия еще 3–4 раза.
  • Следующее упражнение для глаз помогает расслабить мышцы и шею. Сначала необходимо расслабиться, закрыв глаза. Представьте, что к кончику Вашего носа прикреплена ручка. Важно, чтобы при этом Вы не напрягали глаза. Начинайте двигать воображаемой ручкой в воздухе, будто Вы пишете цифру 3.

П: Теперь вы умеете делать гимнастику для глаз. Не забывайте ее делать каждый день, особенно, после просмотра телевизора или компьютера.

Организует квест, при необходимости консультирует

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует значение органов чувств для человека и их правила гигиены

Проводит упражнения для глаз

Выполняют задания квеста

Отвечают на вопросы, используют при этом полученные ранее знания

Выполняют упражнения для глаз

Рефлексия

П: Ребята, про каких помощников мы сегодня с вами говорили? (Органы чувств).

В чем они нам помогают? (Воспринимать окружающий мир).

Что нужно делать, чтобы наши помощники были здоровы? (Соблюдать правила гигиены)

Мне очень было приятно с вами сегодня работать. Вам понравилось занятие?

Поднимите руку те, кто узнал сегодня, что-то новое? Сейчас каждый (командами) по очереди подойдет к моему столу, выберет тот орган чувств, о котором он сегодня узнал, что-то новое и приклеит его на доску.

П: Посмотрите какая замечательная картина у нас получилась.

Спасибо вам большое за сегодняшнюю встречу, а чтобы вы не забыли, как делать гимнастику для глаз, я каждому подарю памятку в конвертике. (Приложение 3)

 Еще в конвертиках лежат перышки, чтобы вы могли делать и дыхательную гимнастику. До свидания.

Организует рефлексию

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности

Список литературы:

  1. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. – М.: «Эксмо», 2013;
  2. Румянцев Г.И., Воронцов М.П. Общая гигиена.- М.: «Питер», 2014;
  3. Семенова И., Как стать Неболейкой, М.: «Педагогика», 1991

Интернет- ресурсы:

  1. Дыхательная гимнастика - [Электронный ресурс]. URL:  http://sad-berezka.ru/index.php/pedagogi/81-dykhatelnaya-gimnastika-dlya-detej
  2. Органы чувств - [Электронный ресурс]. URL:  https://anatomus.ru/chuvstva/
  3. Упражнения для глаз - [Электронный ресурс]. URL:  http://www.horosheezrenie.ru/uprazhnenija-dlja-glaz/

Приложение 1

Маршрутный лист

Команда: Желтые

1.        Найдите круг желтого цвета.

                            животных

2.        Найдите треугольник желтого цвета.

       

        малина                           смородина                                лимон

3.        Найдите квадрат желтого цвета.

4.        Найдите ромб желтого цвета.

                                        

Маршрутный лист

Команда: Зеленые

  1. Найдите ромб зеленого цвета.

                                    

  1. Найдите квадрат зеленого цвета.

  1. Найдите круг зеленого цвета.

животных

  1. Найдите треугольник зеленого цвета.

        малина                           смородина                                лимон

Приложение 2

Таблица «Органы чувств»

ОРГАН_______________

ОРГАН_______________

ОРГАН_______________

ОРГАН_______________

ОРГАН_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Твои помощники-органы чувств"

Окружающий мир 1 класс. Тема: «Твои помощники – органы чувств» Цель: проверка развития у учащихся разных ощущений, а также формирование правил охраны органов чувств....

конспект урока "Наши помощники-органы чувств"

Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI век»    Тема: «Наши помощники – органы чувств»....

Конспект урока по окружающему миру для 1класса: «Твои помощники – органы чувств»

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа XXI век" с использованием Сингапурских обучающих структур , формирующий представление об органах чувств и их значением в ж...

Конспект открытого занятия "Органы чувств - наши умные помощники".

Конспект занятия разработан для воспитанников школы 8 вида. Возраст обучающихся: 7-8 лет....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Твои помощники - органы чувств".

План -конспект урока по окружающему миру на тему:"Твои помощники - органы чувств" по программе  "Начальная школа XXI век" 1 класс....