Урок по ОЗОЖ на тему "Правила поведения в школе и на улице"
план-конспект урока по зож (3 класс) по теме

Горькова Анна Николаевна

для 3 класса

ссылка на ругие материалы к уроку

https://yadi.sk/d/lSN62DMF3Ju875

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа села Озерное

Саратовской области Аткарского района

Конспект урока

по основам здорового образа жизни

на тему: "Правила поведения в школе и на улице"

3 класс

подготовила

учитель начальных классов

Горькова Анна Николаевна

2017 год


Правила поведения учащихся в школе и на улице.

Цели: Учить детей правильно себя вести в школе и на улице.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Задачи:

  • образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения в школе и на улице (дороге),
  • развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.
  • воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.
  • социальные: формирование навыка сотрудничества.

Методы обучения:

  • словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
  • частично – поисковый – выполнение работы в группах;
  • наглядно – образный – плакаты, иллюстрации, аудио, отрывки из литературных произведений.

Форма проведения: урок с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Оборудование: плакаты, иллюстрации, аудио, отрывки из литературных произведений, толковый словарь.

Ход урока

1.Организационный этап.

А сейчас проверь, дружок, 
Ты готов начать урок?
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И конечно не шумим.

Оздоровительная минутка.

Дети сидят за партами (3 группы). Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так вы творите вокруг себя поле любви, мира и добра. Эти минуты вернутся к вам. Откройте глаза.

Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже?

Пусть у вас сохранится хорошее настроение на весь день.

2. Сообщение темы и целей урока.

Рассмотрите внимательно рисунки на доске. Расскажите что на них изображено?

На какие группы можно их разбить?

1) поведение в школе.

2) поведение на улице.

Вы правы, разбив рисунки на такие группы. Что в них общего?

Проблемный вопрос:

Почему же так происходит? (Дети не знают правил поведения в школе и на улице).

Попытайтесь из всего сказанного сформулировать тему урока. (Выслушиваются варианты ответов).

Тема урока: «Правила поведения учащихся в школе и на улице».

Ребята, наш урок будет построен в группах. Мы исследуем ситуации, вы сделаете выводы, для чего нужно соблюдать правила поведения.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости – это учителя.

а). Организуя совместную работу, вспомним наш девиз:

«Помогая другим, учимся сами!
Давайте попытаемся!»

б). Помните о правилах работы в группе!

  • выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его;
  • вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами;
  • помогать, если возникнут проблемы;
  • работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию;
  • испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.

3. Распределение обязанностей по группам.

2 группы получают конверты с изображением:

Представленные ситуации нужно обсудить, высказать, своё отношение к происходящему

Ребята 1 группы попробуют изложить в стихах правила поведения в школе, изменят рисунки так, чтобы было правильно.

Ребята 2 группы попытаются решить ситуацию, изложенную в конверте.

Составят правила поведения на улице с помощью рисунков.

Ребята 3 группы поработают с толковым словарём и объяснят значения слов: нарушитель, закон,

Расскажут о том, как возникли наши законы, подумают и напишут 6 прав, которыми, по их мнению, должен обладать ребёнок.

В каждой группе есть свои редакторы, оформители, составители, корректоры. Вспомним значение каждого слова. Что обозначают эти роли? Обратитесь к толковым словарям (Определяют значение каждого слова, распределяют обязанности)

4. Самостоятельная работа в группах.

Каждая группа оформляет свой накопленный материал на листах бумаги, где используют иллюстрации, подтверждающие тот или иной факт. В это время звучит музыкальный ряд.

5. Презентации групп.

Защита 1 группы.

Анализ ситуации Б. Заходер «Перемена».

Читает стихотворение 1 ученик.

«Перемена, перемена!» - 
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог – 
Семерых сбивает с ног. 
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно, 
С ним – бо-о-ольшая перемена!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки 
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком, 
На перила сел верхом.
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал всё, что мог!
Не угонишься за Вовой!
Ну а тут – опять звонок.
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём.
Он, гляди, какой бедовый!
- Ничего, - вздыхает Вова,
- На уроке отдохнём.

- Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте сосчитать. (10).

2 ученик. Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.

Мы попробуем изложить правила в стихах. Мы будем называть первую строчку, а класс – последнее слово.

Правила поведения учащихся.

3 ученик.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Всё пиши, не отставая, 
Слушай не …(перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно). 
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

И в заключении мы представляем вашему вниманию правила поведения учащихся в школе на плакате. На нём мы попытались показать, как нужно правильно себя вести. Вот тогда не будет нарушений в школе.

Учитель: Спасибо. Молодцы, ребята!

6.Оздоровительная минутка.

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

А сейчас слово предоставляется 2 группе.

Анализ ситуации.

Читает 1 ученик. Николай Николаевич Носов «Автомобиль» - в сокращении.

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы не просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим – на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда – то ушёл. Мы подбежали. Мишка потрогал бампер руками и предложил сесть. «Проедем немного и спрыгнем». Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мы прицепились. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит: - Я спрыгну! И уже начал опускать одну ногу. А за нами другая машина мчится. Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Автомобиль остановился. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез – все на него набросились: - Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Отошли мы в сторонку и бегом в переулок…

Выводы учащихся:

Мы считаем, что герои рассказа совершили правонарушение. Они подвергали не только свою жизнь опасности, но и жизни других людей. И подвели водителя.

Ни в коем случае нельзя цепляться сзади к автомобилю – это опасно для жизни!

2 ученик. Сообщение.

Неприятности с уличным движением начались с тех пор, как люди поселились в городах. Автомобилей тогда, конечно, ещё не было – по улицам медленно ездили колёсные повозки, запряжённые лошадьми и быками. Но пешеходы и транспорт уже в то время стали мешать друг другу. Затем появились трамваи, легковые автомобили, автобусы. И сейчас разнообразный транспорт, пешеходы с утра до вечера двигаются по улицам города. Движение не прекращается даже ночью.

Нетрудно вообразить, что было бы, если бы каждый водитель и пешеход двигался, как ему вздумается. Если бы никто не подчинялся никаким правилам, происходили бы сплошные столкновения. Для этого существуют единые Правила дорожного движения.

3 ученик читает стихотворение:

«По городу, по улице не ходят просто так.
Когда не знаешь правил ты, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперёд:
Свои имеют правила шофёр и пешеход».

4 ученик Мы дарим памятки правила поведения на улице

  1. Не играть на проезжей части улицы.
  2. Переходить улицу только в положенном месте и только на зелёный свет.
  3. Изучать правила дорожного движения.
  4. Не цепляться к транспорту.
  5. Если ты катаешься на самокате или велосипеде, не выезжай на проезжую часть.
  6. Вышел на прогулку – не ходи со двора!

Учитель: спасибо ребятам за их содержательный рассказ.

Физминутка.

А сейчас, чтобы не было нарушений на улице, мы поиграем в игру «Светофор»

Я читаю стихи С. Михалкова, вы хором говорите недостающие слова.

Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться … (опасно).
Жёлтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для … (движенья).
Свет зелёный говорит:
«Проходите, путь … (открыт).

- Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте

Когда жёлтый – все хлопают в ладоши, а когда красный – стоите неподвижно.

Чтобы не было нарушений, люди создали законы.

И сейчас ребята вам предстоит найти ответы на такие вопросы:

что значит слово закон? что означает слово правонарушение? что понимается под словом нарушитель?

1 группа предстоит соотнести слова с определениями.

ЗАКОН, в праве — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

Нарушитель – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо условленное, установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.

2 группа будет работать с толковым словарём Д.И. Ушакова.

Сравним ответы групп.

Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать правила?

Ответы учащихся: для того чтобы меньше было нарушений нужно соблюдать правила поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения;

Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом!

Знаете ли вы как возникли правила дорожного движения? Предлагаю вам об этом узнать. Слушаем  внимательно!(видео  "уроки тётушки Совы" урок 1. -5 минут)

Вопросы по теме урока:

1. Какое было движение в Древнем Риме? (левостороннее)

2.А какое движение появилось России? (Правостороннее)

3.Кто запомнил, кто правил страной в то время? (Пётр Великий)

4.Как назывались первые машины (самоходные повозки)

5.Каким цветом был первый жезл? (белым)

6.В каком веке появился первый светофор?  (В 20 веке)

7.Продолжи предложение: "Первому светофору поставили даже ...." (памятник)

Загадки.(презентация 1.)

1.

В два ряда дома стоят,

Десять, двадцать, сто подряд,

И  квадратными глазами

Друг на друга все глядят. (машины)

4.

Маленькие домики

По улице бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (машины)

2.

И лютой зимой

И в жаркую погоду

Несут они вахту,

Чтоб не было споров.

Не замечают

Лишь только зеваки

Дорожные ....( знаки)

5.

Сам не едет, не идёт

Не поддержишь - упадёт,

А педали пустишь в ход -

Он помчит тебя вперёд (велосипед)

3.

Чтоб тебе помог дружок

Путь пройти опасный

День и ночь - горят они

Зелёный, жёлтый, красный (светофор)

6.

Высоких деревьев длиннее,

Травиночки маленькой ниже,

С ней дали становятся ближе,

И мир открывается с ней. (дорога)

Ребята. вы все большие молодцы!

Выбери правильный ответ: (презентация 2.приложение)

1. Какое правило вы должны соблюдать в школе?

  1. Быть вежливым ко всем.
  2. Громко говорить, кричать на переменах, ведь это время отдыха.
  3. Стараться первым попасть в столовую, даже если для этого придётся расталкивать одноклассников.

2.Какие правила вы должны соблюдать в общении со сверстниками?

  1. По возможности оказывать помощь
  2. Ничем не делиться со сверстниками, т.к. все должны  иметь своё.
  3. В спорах и в ссоре ни  в чём своим одноклассникам не уступать.

3. Как можно уберечь себя от травм на перемене?

  1. Бегать осторожно, соблюдая правила дорожного движения.
  2. Смотреть под ноги.
  3. Соблюдать свод школьных правил поведения

4. Как  вы будете переходить дорогу, если нет светофора.

  1. Перейду её в любом месте между идущими машинами.
  2. Найду переход- «зебру». Посмотрю налево. Если нет машины, дойду до середины дороги. Теперь посмотрю направо, и если нет машины, перейду дорогу.

        3) Крикну, чтобы машина остановилась.

Предлагаю подвести итог урока . На какой вопрос мы сегодня отвечали?

(Какая была тема урока?)

Домашнее задание: придумать знаки по правилам поведения в школе.

Вывод (ученик): Сегодня мы попытались ответить на вопрос «Для чего нужно соблюдать правила поведения в школе и на улице».

Учитель: 

Думаю, что все вы со мною согласитесь, нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме и желанием как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Я желаю всем мира и добра. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения в школе и на улице.

С  детьми  надо   проводить  постоянную  воспитательную  работу.  Многие  ведут  себя  в  школе не  так, как  дома, чувствуют некую ...

Урок по ОЗОЖ по общеобразовательной программе УМК «Школа 2000 – 2100»

Игра –путешествие «Путешествие в город Чистоты и Порядка»....

Правила поведения в школе и на улице

Классный час по правонарушениямЦели: учить детей правильно себя вести в школе и на улице.Задачи: образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения в школе и на улице (дороге),развива...

Классный час «Правила поведения в школе и на улице»

Цели: Учить детей правильно себя вести в школе и на улице.Задачи:учить правила поведения в школе и на улице (дороге);развивать познавательные процессы, самостоятельность мыслительной деятельности...

Классный час Правила поведения в школе и на улице

Классный час Правила поведения в школе и на улице...

Классный час "Правила поведения в школе и на улице"

Классный час "Правила поведения в школе и на улице"...

Технологическая карта урока орскэ «Ростки нравственного опыта поведения» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: формирование знаний о значении нравственных норм в жизни людей.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: что такое нравственность;2. Уметь: определять роль нравственности в жизни людей;Л...