Рабочая программа по учебному курсу «Основы здорового образа жизни»
рабочая программа по зож (2 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Основы здорового образа жизни» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ здорового образа жизни .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.91 КБ |
![]() | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по основам здорового образа жизни, составленной на основе основной образовательной программы ФГОС НОО МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ здорового образа жизни.
Название | ОЗОЖ |
Используемый УМК | 1 Брадвей Л.,Хил Б.А.Ребенок от7-14 лет .-М .:1995 2 Андреев Ю.Три кита здоровья .-М.:1994 3 Сухарев А.П .Здоровье и физическое воспитание детей.- М.:1991 |
Класс | 2 |
Количество часов | 35 |
Цель курса | формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном ми-ре, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и без-опасного поведения. |
Структура курса | Этический блок Психологический блок Правовой блок Семьеведческий блок Медико-гигиенический блок |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» ______________________ /Л.Н. Промкина
приказ №_______ от «_____»_________ 2016г.
Рабочая программа
по учебному курсу
«Основы здорового образа жизни»
во 2 «А» классе
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель:
Комарова Екатерина Витальевна
учитель начальных классов
п. Красный Текстильщик 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Основы здорового образа жизни» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ здорового образа жизни .
Цели регионального курса «формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
В программу включены совместные занятия родителей и детей. В образовательном учреждении необходимо организовать родительский всеобуч по ключевым вопросам воспитания подрастающего поколения.
Задачи курса:
Разнообразить формы работы по формированию у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Обеспечить оздоровительными видами деятельности режим дня школьника. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы. Пропагандировать здоровый образ жизни. Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития; Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Срок реализации программы – 2016-2017 учебный год
На изучение предмета «Основы здорового образа жизни » во 2 классе «Красота спасет мир» отводится 35 часа в год (35 учебные недели). Данный предмет интегрирован с учебным курсом «Окружающий мир»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
«Основы здорового образа жизни»
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «ОЗОЖ», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся. Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры: • понимание ОЗОЖ как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека; • понимание ОЗОЖ как средства организации здорового образа жизни; • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности; • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья; • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного 6 предмета «ОЗОЖ». Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры: • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни; • способность проявлять инициативу и творчество на уроках, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к учащимся в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований; • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности; • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «ОЗОЖ». Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры: • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний; • владение знаниями по основам организации и проведения занятий оздоровительной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности; • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий, игровой и соревновательной деятельности; • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении; • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять; • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений; • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
В результате изучения предмета «Основы здорового образа жизни»
учащиеся научатся: основам как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совершать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда понимают друг друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подаркам; как следует относиться к наказаниями; как нужно одеваться; как вести себя с незнакомыми людьми; как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в общественных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хочется в школу; чем заняться после школы; что такое дружба и кто может считаться настоящим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощным.
Учащиеся получат возможность научиться общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои поступки, за которые получили наказание; одеваться по ситуации; быть ответственным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспомощным.
Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков:
Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
Содержание тем учебного курса «Основы здорового образа жизни»
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Этический блок | 5 ч |
2 | Психологический блок | 6 ч |
3 | Правовой блок | 6 ч |
4 | Семьеведческий блок | 4 ч |
5 | Медико-гигиенический блок | 14 ч |
Итого | 34 часа |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Брадвей Л.,Хил Б.А.Ребенок от7-14 лет .-М .:1995
2 Андреев Ю.Три кита здоровья .-М.:1994
3 Сухарев А.П .Здоровье и физическое воспитание детей.- М.:1991
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Руководитель ШМО МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» ___________________(Иноземцева А.В.) Протокол заседания ШМО № 1 от «___» 08. 2016 г. | Зам. директора по УВР МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» ______________ (Иноземцева Е.Г.) «___». 08.2016 г. |
Развернутое тематическое планирование по ОЗОЖ. 2 класс.
(1 час в неделю. Всего: 35 ч. )
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. | Тип урока | Форма контроля | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности | |
план | факт | ||||||
1. | Я – часть природы. | 1 | уонз | ФО | Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик». Обсуждение понятий «добро и зло», « жизнь и смерть», «любовь», «счастье» . Игра «Волшебный цветок. | ||
2. | Осанка, движение – суть жизни» | 1 | уоур | Т | Чтение детских рассказов на тему «Смысл моей жизни». Обсуждение понятий « забота», « ответственность», «бережность» | ||
3. | Красота окружающего мира. | 1 | уонз | СР | Стихи Б.Заходера «Что красивее всего?» Обсуждение понятия «красота». Выполнение рисунка на тему «Самое красивое в этом мире» | ||
4. | Развитие познавательной сферы. | 1 | уонз | ФО | Что такое внимание? Упражнение на внимание «Вежливая гимнастика», «Заблудившийся рассказчик». Игры «Запомни цифры», «Запомни слова», «Запомни предметы» | ||
5. | Развитие эмоциональной сферы. | 1 | уонз | Дидактическая игра | Что такое «эмоции». Какие бывают эмоции? Можно ли управлять своими эмоциями? Настроение. Рисование смайликов с разным настроением. Игра «Царевна- несмеяна», «Ночные звуки» | ||
6 | Развитие навыков общения. | 1 | уоур | Т | |||
7. | Развитие навыков общения. | 1 | уоур | фо | Что такое «спор», «диалог», « монолог», «ссора», «договор». Игра «Доскажи историю». Как надо разговаривать друг с другом, знакомиться. Примирение после ссоры. Что такое дружба? | ||
8 | Правила поведения | 1 | уонз | фо | |||
9 | Правила поведения. | 1 | уоур | Работа в малых группах | Что такое «вежливость»? «Азбука вежливости» , стихи о вежливости. Сюжетно-ролевые игры « Я иду в кино», «Я иду в гости», « Я иду на день рождения», «Как вести себя за столом» | ||
10. | Правила поведения и красота. | 1 | уонз | Работа в тпо | Устное сочинение «Какого человека я считаю красивым». Стихотворение В. Осеевой «Некрасивая девочка». Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» | ||
11 | Правила поведения и здоровье. | 1 | уоур | фо | |||
12. | Правила поведения и здоровье. | 1 | уоур | ср | Тренировочные упражнения « Что такое хорошо и что такое плохо». Игровые ситуации «Правильно ли Буратино распределяет время», «Один день в гостях у Мальвины». Беседа «Зависит ли здоровье от нашего поведения». | ||
13. | Чистота в школе и дома. | 1 | уоур | ФО | Что такое «чистота», «порядок». Для чего нужна влажная уборка. Конкурс «Кто лучше и быстрее уберёт свое рабочее место» | ||
14. | Как навести порядок дома и в школе. | 1 | уоур | ФО | Виды уборки: влажная и сухая. Что такое уют? Беседа «Уют как удобный порядок и благоустроенность жилища» | ||
15. | Как я навожу порядок дома и в школе. | 1 | уоур | фо | Игра «Расставь мебель», « Я – дизайнер» (разработка проекта). Конкурс «Золотые руки», «Волшебная книга домового» | ||
16 | «Мужские» и «женские» обязанности | 1 | уоур | Индивидуальная работа | Стихотворение Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», Ю.Драгунского «рыцарь». Сочинение-миниатюра «Когда я стану папой (мамой)» . Сюжетно-ролевая игра «Я -глава семьи», «Дочки-матери». | ||
17 | «Мужские» и «женские» обязанности | 1 | уоур | Работа в парах | |||
18 | Мой организм – моя планета, где я –хозяин своего здоровья. Путешествие по планете. Знакомство с её устройством (важные органы) | 1 | уоур | Дидактическая игра | |||
19. | Мой организм – моя планета, где я –хозяин своего здоровья. Путешествие по планете. Знакомство с её устройством (важные органы) | 1 | уоур | Беседа по статье | Беседа по теме «Планета Земля – живое существо». Что лежит в основе жизни планеты и человека? Знакомство с важными органами человека (сердце, мозг, печень, лёгкие, почки). Сюжетно-ролевая игра «Мы построим организм» (уч-ся играют роль клеток и разных органов тела) | ||
20. | Дыхание. | 1 | уоур | Беседа по вопросам | Как мы дышим? Лёгкие - орган дыхания. Практическое занятие по обучению правилам правильного дыхания. | ||
21. | Осанка, движение – суть жизни. | 1 | Что такое «осанка»? Правильная осанка (правила). Игра –пантомима « Отгадай животное» | ||||
22. | Законы гармонизации и рассогласование по ритмам. Биоритмы и здоровье. | 1 | уонз | Работа в группах | Что такое «режим дня»? Режим дня младшего школьника. Что такое «биоритмы»? Сочинение «Моя любимая игра» | ||
23. | Советы наоборот. «Что нужно сделать для того, чтобы заболеть?» (профилактика детского травматизма) | 1 | уоур | Беседа по вопросам | Г.Остер «Вредные советы». Что такое травма? Как надо вести себя, чтобы не получить травму? | ||
24. | Как легче болеть и быстрее выздоравливать? | 1 | уоур | фо | Беседа «Коварная болезнь», «Почему люди болеют?» Что делать, если ты заболел? Игра-тренировка «Если хочешь быть здоров», «На приеме у доктора Пилюлькина». Посещение школьного медицинского кабинета и беседа со школьным врачом. | ||
25 | Творчество и здоровье. Кто такие «неунывайки» и «нехотяи». Творческое воображение и здоровье. | 1 | уоур | ср | Что такое воображение? Здоровый человек - тот, кто управляет своим воображением. Нездоровый – тот, кто поддается влиянию воображения. Рассматривание морозных узоров, теневых рисунков с целью увидеть образ, а затем сочинить и рассказать о нем историю с хорошим концом. Упражнения на развитие воображения. | ||
26 | Творчество и здоровье. Кто такие «неунывайки» и «нехотяи». Творческое воображение и здоровье | 1 | уоур | т | |||
27 | Питание и здоровье. | 1 | уоур | Работа в группах | |||
28. | Питание и здоровье. | 1 | уоур | Работа в парах | Органы пищеварения. Как правильно чистить зубы.. Конкурс «Самое вкусное и полезное блюдо» Какая вода самая вкусная и полезная? Демонстрация фильтра для очистки воды. | ||
29. | Что такое здоровая пища и как ее приготовить? | 1 | уонз | Т ср | Роль витаминов для слаженной работы организма. Беседа «Пища, содержащая витамины» | ||
30. | Как усваиваемая пища, придаёт нам силу. | 1 | ср | Как правильно употреблять пищу. Усвоение пищи. Беседа о режиме дня. | |||
31. | Практические игры «Я иду в кафе с девочкой (мальчиком, друзьями)» | 1 | фо | Правила поведения в кафе. Как вести себя в кафе с девочкой, с друзьями. Ролевые игры. | |||
32. | Игра-соревнование «А, ну-ка, девочки» | 1 | фо | Проведение конкурсной программы | |||
33. | Игра-соревнование «А, ну-ка, мальчики» | 1 | фо | Проведение конкурсной программы | |||
34. | Что мы узнали полезного за год? | 1 | Ср тест | Беседа по пройденному материалу за год. Сюжетно-ролевые игры. | |||
35 | Что мы узнали полезного за год? Обобщение. | 1 | Задание по группам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный курс «Основы здорового образа жизни»
Региональный курс «Основы здорового образа жизни»...
Региональный курс «Основы здорового образа жизни»
Региональный курс «Основы здорового образа жизни»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/11/picture-626779-1431301611.jpg)
Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-115520-1349112849.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учебному модулю «Основы православной культуры»
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и р...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-363019-1386486557.jpg)
рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335796-1383750064.jpg)
Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Рабочая программа и КТП к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/02/picture-1295133-1606922771.jpg)
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-4 классов)
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-4 классов)...