Каша - радость наша.
план-конспект занятия по зож (2 класс) по теме

Вебер Ольга Викторовна

Внеурочное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kasha_-_radost_nasha.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

        Вебер О.В., учитель в.к.к. МБОУ

        «Боградская СОШ», Боградский р-н

Тема: «Каша – радость наша».

Цель:   расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;

        сформировать представление детей о многообразии ассортимента    

        продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;

        расширить представление детей о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием;

        способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других    народов.                                                                                                                                                                                                  Планируемые  результаты образования

Предметные: научиться соблюдать правила питания, научить детей выбирать самые полезные продукты питания для здорового образа жизни, объяснять понятия здоровая пища, вредные продукты, полезные продукты.

Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий УУД):

Познавательные: общеучебные –осуществлять рефлексию способов и условий действий;

Регулятивные: планирование – выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

Коммуникативные: взаимодействие строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные: самоопределение – принимают установку на здоровый образ жизни.

        Ход  занятия

1.Вхождение. (На доске картина Шишкина «Рожь»). Дети стоят возле.        

- Ребята, мы находимся на краю ржаного поля. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Рожь передаёт тепло этого дня (пожимаю руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).

-Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого поля, которого, надеюсь нам хватит до конца занятия (дети садятся).

-Посмотрите ещё раз на ржаное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? ( А у меня настроение, как маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок ,который тянется к солнцу).

- И вот с этим хорошим настроением мы и начнём  наше  занятие.

2.Выделение темы и цели занятия.

- Какие продукты и блюда получают из зерновых культур? (Хлеб, хлебобулочные изделия, каши).

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? ( О блюдах из зерна).

-Тема нашего занятия так и звучит « Каша – радость наша».

-Чему  будем  учиться  на занятии? (Ответы детей).

Конечно! Молодцы! Мы сегодня пополним свои знания о полезности продуктов , получаемых из зерна, о необходимости их ежедневного включения в рацион.

(Открываю аппликацию за доской)

- Кто пришёл к нам в гости ? ( Сказочные герои – горшок и топор)

-А зачем они к нам пришли?

-Правильно! Сейчас я вас приглашаю в гости к русской народной сказке «Каша из топора».

        (Входят Солдат и Старуха)

Ведущий:

Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке…

Солдат:

Здравствуй, Божья старушка! Дай мне чего-нибудь поесть.

Старуха:

Вон там на гвоздике повесь.

Солдат:

Аль, ты совсем глуха, что не чуешь?

Старуха:

Где хошь, там и заночуешь.

Солдат:

Глухая! Подавай на стол!

Старуха:

Да нечего, родимий!

Солдат:

Свари кашицу!

Старуха:

Да не из чего, родимый!

Солдат:

Давай топор, я из топора сварю.

(Старуха несёт топор. Дальше солдат с старуха делают всё, о чём говорит ведущий)

Ведущий:  

Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

Солдат:

Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать.

(Старуха, вздыхая, достаёт крупу, даёт солдату)

Ведущий:

Солдат сыплет крупу, пробует.

Старуха:

Готова ли?

Солдат:

Совсем готова была, да только маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достаёт масло, подаёт его солдату)

Солдат:

Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки неси – станем кашицу есть!

(Солдат и старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка)

Старуха(смакуя кашу):

Служивый, а когда ж топор будем есть?

Солдат:

Да вишь, не уварился он ещё, потом доварю да позавтракаю. (Встаёт). Ну будь здорова, хозяйка. (Берёт топор, кланяется старухе, уходит)

(Старуха встаёт вслед  за солдатом, провожает его качая головой)

Ведущий:

Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унёс.

•А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варит солдат вместе с топором?

 (Ребята называют крупу, которую можно варить на воде и без сахар. – перловая, рисовая, гороховая)

Любую кашу можно сварит на воде.

•А зачем солдат положил топор?

•Можно ли из топора кашу сварить?

•Какие каши ещё известны?

(пшенная, ржаная, манная, гречневая, пшеничная)

Учитель: - Самые «старшие» среди каш – пшеничная, перловая и овсяная, человек ест их уже 9 тысяч лет. Рисовую кашу – 5 тысяч лет; гречневую – 4 тысячи лет.

•А теперь давайте посмотрим что нам учебник расскажет о каше (с 26).

Итак, каша сопровождала человека всю его жизнь от рождения и до последнего дня. Каждому из нас в детстве знакома песенка:

 «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала…а этому не дала!»

•Кто из вас любят кашу?

Как показали результаты анкетирования, в нашем классе кашу не любит только 1 человек, самые любимые каши: рисовая – 8 человек, гречневая – 2 человека, пшённая – 3 человека и манная – 11 человек.

Каша даёт ребёнку здоровье, силу, разум. Каша не только полезна, но и замечательно вкусна. Просто надо уметь готовить.

•Как  кашу можно сделать  вкусной?

Какие добавки можно положить в кашу?

В нашем  классе без добавок любят кашу 2 человека, а любимые добавки – масло, варенье, сахар, сухофрукты, мороженые ягоды, изюм, орешки, мёд, семечки.

•В какой приём пищи лучше употреблять каши? (На завтрак, т.к. они содержат необходимое количество питательных веществ. Каши легко усваиваются)

•Ребята хотят рассказать о пользе каши.

                                       

                                                     

                                                         Перловая каша.

Самое большое зерно – ячмень. Из него делают перловку и ячневую крупу (сечка). Многие не любят перловку и напрасно. В старину перловая каша считалась царским блюдом. Для царского стола крупу замачивали на 12 часов варили на молоке, томили в печи, заправляли сливками.

Я(Затем она вошла в армейское меню, но солдаты не смогли оценить её вкус, потому что они её ели жёсткой и не разваренной. За что прозвали её «кирзовый сапог», «дробь 16»)

Любимой кашей Петра 1 была ячневая каша т.е. (ячменная каша)

                                                        Кукурузная каша.

Люди меньше  болеют сердечными заболеваниями, если они употребляют блюда из кукурузной крупы. Можно добавлять в кукурузную кашу дополнительные продукты: это могут быть орехи и сухофрукты, молоко и мёд, свежие овощи, фрукты и ягоды – так получится вкуснее и полезнее.

 

                                                           Овсяная каша.

            (геркулесовая)

Англичане начинают свой день с овсянки. И правильно делают. В ходе исследования было исследовано, что спортсмены, поевшие овсянки перед многочасовой велосипедной гонкой, например, дольше всех держались на дистанции. Овсяная крупа способна долго снабжать организм энергией.

                                                         Гречневая каша.

Пожалуй, лучшая из круп – гречневая. В ней есть белки, много жиров. Кальций, магний, фосфор, а железа не меньше, чем в мясе или рыбе. Гречневая каша полезна каждому.

                                                            Рисовая каша.

Чем полезна рисовая каша?

 Рис богат углеводами, которые обеспечивают приток энергии в организм. Рис богат витаминами. В рисе достаточно фосфора, цинка, железа, кальция и йода, которые необходимы для формирования костной системы  и умственного развития.

                                                         Пшённая каша.

В России пшённая каша была основным блюдом на крестьянском столе. Со временем о пшене как-то подзабыли. Почему-то просо стали считать пищей, достойной разве что цыплят, уток и волнистых попугайчиков, и только заботливые бабушки продолжали по старинке готовить пшенную кашу для подрастающих внуков.

Бабушки были абсолютно правы, ведь пшено – одно из самых полезных круп. Зёрнышки пшена богаты витаминами.

                                                           Манная каша.

Манка – единственная крупа, которая переваривается в нижнем отделе кишечника.

Манка хорошо действует на кожу, кости, мышцы и желудочно-кишечный тракт.

• Кто из вас слышал о Гурьевской каше?

                                                            Гурьевская каша.

   Казалось бы, что может быть проще манной каши. Достаточно вскипятить молоко, посолить, подсластить его, аккуратно засыпать манную крупу, и через несколько минут  блюдо готово.

  Фантазия же и мастерство русских кулинаров позволили превратить это кушанье в подлинный шедевр.

  Название  каши связывают с именем графа Гурьева. Однажды графа Гурьева пригласили отобедать в гости. На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовать её, граф был настолько удивлён и растроган, что велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал его.

Такой вкусной каши граф ещё никогда не ел. Он выкупил крепостного повара и изобретателя каши Захара Кузьмина.

  Кого только подчевал  Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей восхищение.

  Постепенно эту кашу научились готовить за пределами России, и везде она называлась кашей гурьевской, имя же действительного её изобретателя, повара Захара Кузьмина, как это часто случается, забылось (учитель раздаёт детям рецепт).

                                                      Рецепт гурьевской каши.

• 1/2 стакана манной крупы

• 2 стакана молока

• 1/2  ст. измельчённых грецких орехов

• 2 ст. ложки сахара

• 2 ст. ложки сливочного масла

• 2 яйца

• соль, ванилин по вкусу.

• А сейчас я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о каше.

Одна русская пословица зашифрована в тетради (№ 25)

                                                      Игра «Объяснялки»

                              ( Объясни смысл пословицы или поговорки)

На красных карточках записано начало пословицы, на жёлтых продолжение. На красных карточках записано  начало пословицы, на жёлтых продолжение. Нужно собрать пословицу и объяснить её смысл.

  1. Кашевар живёт сытнее князя.
  2. Заварил кашу, так и не жалей масла.
  3. С ним каши не сваришь.
  4. И дурень кашу сварит, была бы крупица и водица.
  5. Что за обед, коли каши нет.
  6. Хороша кашка, да мала чашка.

Замечательно справились с заданием. А сейчас послушайте весёлые частушки о каше.

                                                            Частушки о каше.

  1. Кашу ем я каждый день –

И здоровый буду

И, конечно, похвалить

Маму не забуду.

  1. Нам ответил дед столетний,

Почему не постарел:

«Потому что я, ребятки,

В детстве только кашу ел!»

  1. С детства кашу кушать надо,

Она лучше шоколада!!!

Манку скушай ты с утра,

День пройдёт, как на ура!!!

  1. Ешьте кашу каждый день,

Силы набирайтесь!

А чтоб было веселей,

Спортом занимайтесь!

  1. Жили – были дед да баба,

Ели кашу с молоком,

Ни Макдоналдса

Ни пиццы

Не видали днём с огнём.

  1. Коля знает хорошо

Жить без каши нелегко

На неё он налегает

И здоровье укрепляет!

  1. Не заваривайте чаю

Чаю пить я не хочу:

Подавайте лучше кашу,

Быть здоровою хочу!

  1. Чипсы кашей заменили

Не нужна нам газ – вода

Мы за «умное» питанье

Дайте супчик, господа!

  1. (вместе)

Про здоровый образ жизни

Как частушки не пропить.

Но, простите, убегаем

Чтоб в столовую успеть!

                                                  Заключение

• Мы сегодня много говорили о каше, какая каша из зёрен каких растений готовится.

Я хочу проверить как вы это усвоили и предлагаю вам выполнить задание (№26).

Посмотрим что у вас получится.

Молодцы! А теперь мы подведём итоги.

Кто считает, что каши нужны каждому на земле, тот выбирает жёлтое зёрнышко и помещает у горшка с кашей.

А кто считает, что может прожить без каши – красное зёрнышко.

Если останется время с. 28.

Конкурс рецептов «Каша из топора»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-значимый проект "Разговор о правильном питании". Презентация "Каша-радость наша"

Презентация "Каша - радость наша" принимала участи в краевом этапе конкурса методик реализации тематических модулей второй части программы "Две недели в лагере здоровья" и третьей ...

Разработка сценария к социально-значимому проекту. Презентация "Каша-радость наша"

В разработке представлена беседа к сценарию "Каша - радость наша", подробная информация о крупах, игры и загадки....

Деловая игра "Каша-пища наша"

В деятельности учащихся младших классов имеет огромную роль эмоциональный настрой ребят. В ходе проведения деловых игр в начальных классах поддерживается высокое эмоционально-интеллектуальное на...

Презентация "Каша-матушка наша"

Презентация помогает в проведении внеклассного занятия....

Каша - пища наша!

Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся начальных классов. Цели и задачи:1.Расширение знаний детей о правильном  питании, направленных на сохранение и укрепление зд...

Разработка классного часа по правильному питанию «Льняная каша- радость наша»

Цель: расширить знания детей о полезности льна, сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов изо  льна, необходимости их ежедневного включения в рацион; способствовать ф...