Опыт формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время.
учебно-методическое пособие по зож (3 класс) на тему

Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий

счастливее больного короля/

А. Шопенгауэр

         Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время- важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве формируется здоровье взрослого человека. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.

Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди- огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река- это образ жизни и наша задача- научить каждого ребёнка безопасному плаванию  по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема моего выступления: Опыт формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время.

                                                                Учитель: Громова Марина Петровна

Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий

счастливее больного короля/

А. Шопенгауэр

         Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время- важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве формируется здоровье взрослого человека. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.

Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди- огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река- это образ жизни и наша задача- научить каждого ребёнка безопасному плаванию  по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Кто должен и может взять на себя такую роль? Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Прежде всего- семья и родители, затем – школа и учитель.

Как учитель начальных классов несколько лет занимаюсь проблемами сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

 С чего я начала?   Была составлена программа «Азбука здоровья». В системной последовательности приобщение к проблеме здоровья выглядело так:

   * признание ответственности за неблагополучие состояния здоровья  учащихся;

   * овладение необходимыми здоровьесберегающими образовательными  технологиями;

   * изучение научно-методической литературы по данной проблеме;

   * реализация полученной подготовки на практике в тесном взаимодействии   с   учащимися и их родителями.

Главная цель программы – формирование ответственности у самого ребёнка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.

Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье. Поэтому работу стараюсь, вести по системе, которая включает  занятия по программе «Азбука здоровья»

 

Первый раздел программы называется-« Здоровье –всему голова»

ЗДОРОВЬЕ – ВСЕМУ ГОЛОВА

               Здоровье-это ведь не пилюля, которую можно проглотить  

              с тем, чтобы потом ни о чём больше не беспокоиться.    

               Пусть  для моих тяжёлых на подъём современников это          

               прозвучит  чересчур строго, но здоровье- это та

               вершина, которую  каждый должен преодолевать сам.

                                                                                           В. Шененберг

Здоровье –это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Во время стартовой беседы я предлагаю учащимся подумать над тем, что такое здоровье и как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми? Дети продумывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.

Предлагаю учащимся начать путешествие в Страну Здоровья, которое продолжается в течение четырёх лет.

Эффективность  процесса воспитания во многом зависит от использования  форм и методов, развивающих познавательную активность. Занятия  наполняю игровыми и сказочными сюжетами, персонажами. Введение игры в занятия позволяет сохранить специфику младшего  школьного возраста.

Один из сложных и в то же время важный метод, активизирующий практическую и познавательную активность – эксперимент. Начиная опыт, в течение некоторого времени ведём наблюдение, а затем анализируем полученные результаты. Такая работа увлекает ребят. Так. например, на занятии по теме «Тайны здоровья ног» -проверяли каждый у себя есть ли плоскостопие, по теме «Секреты хорошего зрения» определяли наименьшее расстояние зрения.

С основными правилами укрепления здоровья – постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей, ритмичность –ученики знакомятся уже на первых занятиях по темам «Если хочешь быть здоров- закаляйся», «Твои успехи в укреплении здоровья» и др.

 Неоднократно, на занятиях «Движение –это жизнь», «Здоровье- твоих рук»,

«Отдыхать нужно уметь» мы возвращаемся к вопросу о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья. Так как вследствие неравномерности детского развития разным ученикам требуется разное время для осознания любого из вопросов, то возможность повторения позволяет досконально разобраться  по многим вопросам.

  Уточнить и расширить знания и представления о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье, о полезных и вредных привычках человека, воспитать разумный взгляд на состояние своего организма, привить навыки систематического самоконтроля, показать красоту физического, нравственного, психического совершенства, развивать осознанное стремление к его достижению – таковы цели  моих занятий с учащимися.

   Наиболее результативными  были такие активные методы воспитания, как работы в парах, группах, практическая деятельность, обсуждение ситуаций ,проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, дискуссий.

Работая в группах, учащиеся готовят сообщения, плакаты, ситуации для обсуждения, игры. Так, при проведении игры «Предметы» учащиеся из лежащих на столе предметов выбирают один и рассказывают, для чего нужен предмет, как он облегчает труд человека, представляет ли опасность, где нужно его хранить, как безопасно обращаться с ним, можно ли им пользоваться без разрешения родителей.

Более прочному формированию умений и навыков здорового образа жизни способствует ведение учащимися «Дневника здоровья».

Содержание каждой темы предполагает выполнение разнообразных видов работ: составление и запись различных правил, упражнений для глаз, рисование, сбор интересных сведений и т.д.

 Проконтролировать степень усвоения тех или иных знаний, умений и навыков мне помогает анкетирование и тестирование, которое провожу среди учащихся и их родителей.

Второй раздел:

ЗАБОТА О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ

                                Если человек сам следит за своим здоровьем,  

                                то трудно найти врача, который знал бы лучше

                                полезное для его здоровья, чем он сам.

                                                                                               Сократ

Каждый из нас тысячами нитей связан с другими людьми. Чьи-то взгляды, улыбки или насмешки, добрые и грубые слова – это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье.

Обеспечивая школьников (в доступной их возрасту форме) знаниями и представлениями об особенностях психической жизни человека, о возможностях и резервах собственного «Я», мы оказываем существенное влияние на становление физического и психического здоровья. На занятиях стараюсь  расширить представления учащихся о стрессах, научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций и приёмам правильных действий и поступков в неожиданно возникающих стрессовых ситуациях.

 На занятии «Всё о конфликтах и стрессах»  ребята научились правильно давать самооценку своим поступкам и действиям, отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от того поведения, которое вредит здоровью человека. На примере сказок и сказочных героев разбираем ситуации, соотносим действия и поступки героев и свои собственные.

На занятиях широко использую  материал из рубрики «Интересно знать»,которые предполагают совместную работу детей и родителей. Родители помогают детям найти пословицы, высказывания, объясняют смысл каких-то выражений, составляют перечень лекарств, которые должны быть в домашней аптечке и др.

В «Дневник здоровья» учащиеся записывают свои показания пульса при различных видах деятельности, показания частоты дыхания, заполняют различные таблицы об организации своего питания, рисуют рисунки, плакаты, записывают свой режим дня.

На практических занятиях мы с учащимися разучивали физические упражнения для деятельности сердца, упражнения для снятия стресса, упражнения по измерению ловкости, быстроты, гибкости и выносливости.

             Проведённая работа позволяет помочь детям задуматься о ценностях и охраны своего здоровья .

3 раздел

СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

               ( ДВИЖЕНИЕ- ОСНОВА ЖИЗНИ)

                      Ничто так не истощает и не разрушает человека, как

                          продолжительное физическое бездействие.

                                                                                    Аристотель

Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура-  просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.

При дефиците движений здоровье человека ухудшается .У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. Поэтому, главное, что я стараюсь привить детям-  потребность в движении.

Объясняю учащимся, что во время физической нагрузки наши мышцы работают напряженней, поэтому им нужно больше кислорода. Сердце, которое работает бесперебойно, вынуждено перекачивать кровь сильнее и быстрее, чтобы доставить больше кислорода мышцам. Убеждаю учащихся, что если они будут ежедневно заниматься утренней зарядкой, их сердце станет сильнее.

Какие же виды физкультурных занятий присутствуют в режиме дня моих учеников?

Утренняя гимнастика дома.

Утренняя зарядка перед началом уроков.

Гимнастика способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность, а также имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости.

.

Физкультпаузы

Использование этой формы оздоровительной работы диктуется практической необходимостью дать детям кратковременный отдых во время занятий, связанных с большим умственным напряжением и однообразным  положением тела. Хороши экспромты, их разновидности многочисленны и разнообразны. Например, «Оркестр»: дети имитируют игру на своём мнимом  музыкальном инструменте.( Слайд) В целях профилактики улучшения зрения использую упражнения для глаз. Материал для физкультминуток помогают разнообразить сами дети, поэтому он постоянно обновляется и по содержанию и по способу подачи.

Динамические  перемены

Перемена - значит отдых! Значит можно делать всё, что любишь, то, от чего легко и радостно.

Уроки физкультуры

Какой другой урок приносит детям столько радости, как физкультура? Физкультура- настоящая школа здоровья. Поэтому стараюсь на уроках давать место заданиям, которые можно выполнять по-разному: скакать со скакалкой, кто как умеет, передвигаться кто как умеет, стараясь не повторять движение, которое делают другие дети, придумывать новые варианты знакомых игр. Полюбились моим ученикам игровые и сюжетные уроки физкультуры «Цирк», уроки-импровизации, внеклассные мероприятия по физкультуре ( Дни здоровья, конкурсы, викторины, выставки рисунков «Я выбираю здоровье» и т.д.)

Обращаю особое внимание на содержание и организацию уроков физкультуры, нацеленных не на сдачу нормативов, а на формирование культуры физического здоровья, привития интереса к занятиям физкультурой

4 раздел

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

                                             Ваша пища должна быть лекарством,

                                              а ваше лекарство  должно быть пищей.

                                                                                          Гиппократ

Современные исследования  показали, что потребление пищи, богатой жирами и рафинированным сахаром, значительно увеличивает риск возникновения  сердечно- сосудистых заболеваний, сахарного диабета, кариеса, ожирения. Крайне обременительны для органов пищеварения чрезмерные позиции еды и редкое питание . Частота приёма пищи – немаловажный фактор профилактики болезней желудочно-кишечного тракта.

Поэтому  один из важных компонентов в системе физического развития школьников –организация правильного и рационального питания.

Основная цель в данном направлении – уточнить и расширить знания и представления учащихся о питании человека, полученные ими на занятиях; сформировать представления об основах рационального питания, обеспечивающего сохранность здоровья; оказать детям помощь в правильном выборе здоровой пищи, предупреждать пищевые отравления и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В процессе изучения курса «Разговор о правильном питании» ученики получили знания:

* о значении питания для роста и развития организма, для здоровья;

* о составных элементах пищи: белках, жирах, углеводах;

*о том, что пища должна быть разнообразной;

* о питательных и целебных свойствах наиболее распространенных продуктов;

* о пользе свежих овощей и фруктов для здорового питания как источников витаминов и минеральных веществ;

* о последствиях приёма загрязненных нитратами и радионуклидами продуктов;

* о правильном распределении рациона между приёмами пищи;

* о вреде переедания и недоедания;

Дети научились:

различать полезную и не очень полезную пищу, выбирать для питания полезную пищу;

ограничивать себя в употреблении неполезных для здоровья продуктов, жирной пищи, сладостей, солений, пищи богатой холестерином и т.д.;

разнообразить свой рацион;

предотвращать отравления некачественной пищей и оказывать первую помощь при отравлениях;

проводить профилактику желудочно-кишечных заболеваний;

выполнять гигиенические правила приёма пищи;

поддерживать режим питания;

выполнять правила культурного и безопасного поведения за столом;

безопасно обращаться со столовыми приборами . Как показала практика, этот курс способствует воспитанию и формированию у детей основ культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.

5 раздел

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ

                                    Чтобы воспитать хорошего человека, надо  

                                    ежедневно в течение многих лет давать

                                     ребёнку  уроки здоровья, мудрости, любви

                                     и  труда.

                                                     Древневосточная мудрость

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост-  здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Одно из важнейших условий здорового образа жизни- создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.

Второе условие- тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.

Третье условие- повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.

Поэтому всю работу по формированию  у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.

Вместе с детьми и родителями мы проводим спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я –спортивная семья», «Весёлые старты».

6 раздел

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Дети, имеющие в младшем школьном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, дети, не получившие вовремя психолого - педагогической помощи имеют ряд проблем.

С замкнутыми и необщительными детьми провожу доверительные беседы, создаю ситуацию успеха, вовлекаю в коллективную деятельность.

Родителям советую вовлекать детей в значимые семейные дела, больше времени уделять детям, помогать преодолевать трудности.

Что же влияет на психическое здоровье детей в семье?

чрезмерная загруженность родителей;

дисгармония семейных отношений;

особенности психотравмирующих событий, происходящих в семье.

Чтобы дети выросли психически здоровыми, отношения с ребёнком должны основываться на умении любить, поддерживать, прощать.

 Поддерживать –значит верить в ребёнка.

Прощать –значит выражать свое осуждение по поводу поступка, но при этом не отказывать в любви.

Работу в данном направлении веду в тесном контакте с педагогом- психологом, который умело подсказывает, что необходимо делать, чтобы дети росли психически здоровыми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая по программе» Азбука здоровья», мои ученики осознали :

необходимость быть здоровым;

здоровье –категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;

каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;

каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его, избрав здоровый образ жизни.

Правильная организация внеклассной и внешкольной оздоровительной работы  даёт свои положительные результаты. 

В ходе работы мы с детьми разработали кодекс здоровья. Он звучит таким образом.

Кодекс здоровья:

Не курить, не употреблять алкогольные напитки.

Заниматься спортом.

Почаще есть рыбу, овощи, фрукты.

Дышать свежим воздухом.

Пить воду, молоко, соки, чай.

Как можно больше ходить.

Спать достаточно.

Проявлять доброжелательность.

Чаще улыбаться.

Любить жизнь.

Постарайтесь следовать этому кодексу здоровья, и вы на долгие годы сохраните молодость и красоту.

6. Заключительное слово учащихся.

1-й. Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

2-й. Грустить и петь, смеяться и любить.

3-й. Но, что бы стали все мечты возможны,

4-й. Должны мы все здоровье сохранить.

5-й. Спроси себя: готов ли ты к работе –

6-й. Активно двигаться и в меру есть и пить?

7-й. Отбросить сигарету? Выбросить окурок?

8-й. И только так здоровье сохранить.

9-й. Взгляни вокруг: прекрасная Природа

10-й. Нас призывает с нею в мире жить.

11-й. Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Будьте все здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках»

Традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать осново...

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества....

Технология формирования здорового и безопасного образа жизни младших школьников

В работе затронуты вопросы улучшения здоровья обучающихся в урочное и в неурочное время. Раскрываются некоторые формы работы по формированию здорового образа жизни....

« Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время»

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной....

Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках в начальной школе

Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках в начальной школе...