Проектная работа на тему "Обеспечение здоровьесберегащих условий организации образовательного процесса"
проект по зож на тему

Гильмутдинова Диляра Галимзяновна

Проектная работа «Гуманистическая компетентность руководителя: обеспечение здоровьесберегащих условий организации образовательного процесса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная работа124.02 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ГАОУ ДПО Институт развития образования РТ

 

  

Проектная работа

«Гуманистическая компетентность руководителя: обеспечение здоровьесберегащих условий организации образовательного процесса»

 

 Выполнил:

 Слушатель  курсов повышения

 квалификации учителей Гильмутдинова Диляра Галимзяновна

 по проблеме: «Теория и практика управления образовательной организацией в условиях реализации Федерального Закона от 29.12.2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ОО»

 Должность: учитель

 Место работы: МБОУ «Биюрганская ООШ» Тукаевского района

         

 Проектная работа допущена к защите

 Руководитель проектной работы Идрисов И.Р.,

заведующий кафедрой менеджмента и экономики

образования ИРО РТ

   2015г.

г. Казань - 2015г.

                                           СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Основная часть

1.Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса

                2.Здоровьесберегающие технологии

                3.Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса

                 4.Здоровьесберегающая организация учебного процесса

                 5.Валеологическое направление учебно-воспитательного процесса

  1. Заключение
  2. Список использованной литературы
  3. Приложения

I.ВВЕДЕНИЕ

      Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху, это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.

                                                                                       В.А. Сухомлинский.

Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате усилий самого человека и общества. Состояние здоровья лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, и на 50% - от того образа жизни, который он ведёт. В то же время, по данным социологических обследований – только каждый десятый россиянин в полной мере заботится о своем здоровье через соблюдение основ и принципов здорового образа жизни (ЗОЖ). Поэтому формирование здорового образа жизни – новое направление политики Российской Федерации. В национальный проект «Здоровье» в 2009 г. включена приоритетная программа: «Формирование здорового образа жизни». Во вновь разработанной «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.», Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015годы» одним из основных направлений государственной политики принято сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни.

Создание действенной политики профилактики и укрепления здоровья возможно только в том случае, если объект этой профилактики - население, также активно участвует в процессе. Именно поэтому, главная задача сегодняшнего дня органов власти всех уровней, медицинских, санитарно-эпидемических, спортивных, образовательных и общественных организаций – организовывать и поощрять процессы формирования здорового образа жизни, грамотно ими управлять и направлять в нужное русло.

Наиболее актуально и остро указанные проблемы стоят перед молодежью. В современных условиях требуется такое развитие личности учащегося в процессе образования, которое обеспечит ему возможность в дальнейшем опережать существующую в каждый момент времени востребованность знаний за счет собственной познавательной активности. Общий культурный уровень является ключом к непрерывному образованию.

Одним из основных аспектов обновления содержания образования является компетентностный подход, цель которого состоит в обеспечении высокого качества подготовки специалистов, адекватного требованиям современного рынка труда. В данный момент наблюдается тенденция к введению компетентностного подхода не только в нормативную, но и в практическую составляющую образования. В соответствии с профессиональными образовательными стандартами третьего поколения у учащихся в процессе обучения в учебном заведении должна быть сформирована компетентность здоровьесбережения, которая относится к социальным компетенциям. Способность мобилизовывать эти знания в конкретной социально-профессиональной ситуации характеризует компетенцию профессионально успешной личности.

Успешная профессиональная деятельность зависит, в том числе, от наличия крепкого здоровья. Учащиеся начального профессионального образования – это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска в отношении здоровья, так как на непростые возрастные проблемы учащихся (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания, высокую психоэмоциональную и умственную нагрузку, приспособление к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи), накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества. Таким образом, охрана здоровья учащихся традиционно является одной из важнейших социальных задач общества, и в первую очередь администрации образовательного учреждения.

                                            Задачи:

 *сохранение и укрепление здоровья учащихся, педагогических работников;

*пропаганда здорового образа жизни

*создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы, поддержание психологического здоровья;

*профилактика негативных явлений, вредных привычек в среде учащихся;

Поэтому одним из основных направлений - внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.

1.1 Здоровьесберегающие технологии

Появившееся в последние годы понятие «здоровьесберегающие технологии» охватывает все направления работы педагога по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

Педагог творит гармонично развитую личность, при этом часто забывая, что личность должна быть, прежде всего, здоровой. Поэтому важнейшей задачей любого педагогического коллектива должна стать задача использования в учебно-воспитательном процессе здоровьеформирующих технологий. Они предполагают использование здоровьесберегающих методов и приёмов, используемых педагогом (например, методы В.Ф. Базарного). Подобные технологии обучения, безусловно, обладают валеологическим потенциалом: технология личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской; технология коллективного способа обучения; технология модульного обучения; технология разноуровнего обучения.

Основные критерии, которым должны соответствовать здоровьесберегающие технологии:

*Обеспечение мотивации обучения.

*Построение обучения в соответствии с закономерностями становления психических функций.

*Обучение с учетом принципов природосообразности, здоровья, пола, целостности, уникальности их личности, безусловной любви и др.

*Обеспечение прочного запоминания.

*Обеспечение адекватного восстановления сил.

*Осознание успешности обучения.

1.2 Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса

Администрация , преподаватели используя здоровьесберегающие образовательные технологии, обращают внимание на следующие факторы.

Во-первых, на действие звуковых раздражителей, так как от их воздействия на организм у учащихся возникает головная боль, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, повышение артериального давления, снижение функций центральной нервной системы, расстройства внимания. Для устранения раздражающих посторонних звуков педагоги стараются по возможности создавать спокойную звуковую обстановку.

Во-вторых, на воздушно-тепловой режим, т.е. соблюдение следующих условий:

- отопительные приборы располагаются под оконными проемами;

- температура воздуха в учебных помещениях поддерживаться в пределах 18-21°С, во внеучебное время - не ниже 15°С;

- относительная влажность воздуха в пределах 40-60 %. До начала занятий и после их окончания по возможности осуществляется сквозное проветривание учебных помещений.

В-третьих, на естественное и искусственное освещение. Все учебные помещения училища имеют естественное боковое левостороннее освещение. Для создания светового комфорта оконные проемы в учебных помещениях оборудованы солнцезащитными устройствами (жалюзи, тканевые шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели).

В-четвертых, на цветовую гамму интерьера. Для создания благоприятной окружающей обстановки при оформлении интерьера для учебных помещений использована матовая поверхность светлых тонов желтого, бежевого, зеленого и голубого. Мебель цвета натурального дерева.

В-пятых, рациональное питание учащихся - важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста и развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте.

Обучающиеся в образовательном учреждении ежедневно получают двухразовое  горячее питание.

Постоянно осуществляется санитарный надзор за состоянием столовой, которая ежедневно составляет меню и проверяет качество продуктов. Уделяется большое внимание сбалансированному питанию, разнообразию продуктов.

Суточный норматив 3190 ккал, соотношение между пищевыми веществами (белки, жиры, углеводы) составляет по весу 1:1:4.

Ведётся строгий контроль санитарного содержания и правил обработки и хранения пищевых продуктов в пищеблоке.

1.3 Здоровьесберегающая организация учебного процесса

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения учащихся, сохранения их здоровья.

Показатели рациональной организации учебного процесса:

■ Рациональное расписание учебных занятий.

При составлении расписания администрация учитывает то, что работоспособность во время учебной деятельности учащихся меняется. Вначале она повышается (период врабатывания), затем устанавливается на высоком уровне (период снижения работоспособности и развития утомления). В период снижения работоспособности выделяют 3 зоны:

неполной компенсации,

конечного порыва,

прогрессирующего утомления.

Исходя из этого, начало урока, учебной недели, полугодия, года облегченное, так как продуктивность в это время снижена. По завершении периода врабатывания к учащимся предъявляются уже более высокие требования. В это время проводится изложение нового и школьного материала, даются контрольные и проверочные работы. В середине учебной недели (вторник, среда), года планируется наибольший объем учебной нагрузки, факультативных занятий, кружковой работы.

■ Двигательная активность учащегося.

Она складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической активности, которая может быть весьма разнообразной. Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма учащихся. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, нахождение в транспорте - все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Возникает синдром гиподинамии (сердечно-сосудистая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата и т.д.). Единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков эту проблему не решить. Поэтому в образовательном учреждении происходит развитие массовой физической культуры и спорта:

у учащихся формируются навыки физической культуры, с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья. Преподаватель физической культуры разработал и внедрил оздоровительные технологии физического воспитания учащихся: «Технологию развития отстающих физических качеств учащихся»; «Методика определения индивидуального уровня физической кондиции».

в гимназии созданы все условия для вовлечения учащихся в занятия физической культуры и спортом в свободное время. Функционируют спортивные секции: волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, аэробика. каратэ.

проводятся спортивные мероприятия с участием обучающихся и педагогических работников. Традиционным стало проведение соревнований по баскетболу, волейболу, футболу между командами учащихся.

■ Рациональная организация урока.

Преподаватели  придерживаются определенных критериев рациональной организации урока, так как от правильной его организации, уровня гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащегося в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Таблица 1

Критерии рациональной организации урока

№ п/п

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональной организации урока

рациональное

недостаточно рациональное

иррациональное

1

Плотность уроков

не менее 60 % и не более 80 %

85-90 %

более 90 %

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более

10 мин.

11-15 мин.

более

15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через

7-10 мин.

11-15 мин.

более

15 мин.

5

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

не позже чем через 10-15 мин.

15-20 мин.

не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме

9

Чередование позы

поза чередуется в соответствии с видом работы

имеются случаи несоответствия позы

частые несоответствия позы

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений

1 физкульт-минутка с неправильным содержанием

отсутствует

11

Психологический климат

положительные эмоции

имеются случаи отрицательных эмоций

преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащегося по снижению учебной активности

не ранее 40 мин.

не ранее 35-37 мин.

до 30 мин.

■ Рациональная организация общего режима для учащихся. Организация учебного процесса контролируется ежегодно работниками Сан ПИ . В начале нового учебного года согласуется с начальником Сан ПИ расписание учебных занятий и внеурочной деятельности, распорядок дня.

2. Валеологическое направление учебно-воспитательного процесса

Валеологическое образование и воспитание (от лат. vale - будь здоров) - воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе Валеологического образования и воспитания лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам психосаморигуляции, передачу и освоение гигиенических, физиологических, экологических и мед. заданий.

Конечная цель валеологического воспитания - сформировать личность, которая обладает развиваемыми качествами: стремлением к заботе о своем здоровье, раскрытием оздоровительных возможностей человека, развитием саморегуляции организма, валеологической активностью, то есть деятельностью, направленной на оздоровление организма, умением вести здоровый образ жизни.

Учебно-воспитательная валеологическая работа. Валеологическое воспитание в образовательном учреждении осуществляется через следующие виды деятельности:

учебные предметы «Основы безопасности жизнедеятельности»;

валеологизация основных предметов;

спортивные секции;

беседы с сотрудниками лечебных учреждений «СПИД не спит», «Наркотики как социальное зло»;

встречи с  спортсменами;

месячники и акции «Молодежь за здоровый образ жизни», «Ты мне сигарету, я тебе конфету»;

классные часы на темы «Ставка на азарт», «Береги честь смолоду»; «Скажи сигаретам нет», «Бег от алкомира»;

раздача пропагандистских буклетов «Как бросить курить», «Ранняя беременность»;

волонтерское движение сбора подписей в поддержку гражданской инициативы «Россия без табака»;

выставки книг, журналов, газетных материалов в библиотеке по темам «От здоровья физического, нравственного - к здоровью нации», «Береги здоровье», «Спорт - это мир»;

выпуск стенгазет, посвященных здоровому образу жизни и профилактике вредных привычек;

Дни здоровья;

Диагностическая работа, включает в себя комплекс мероприятий по выявлению, уровня здоровья детей, основывается на психологических, клиникофизиологических, гигиенических и других методах исследования. Профилактический осмотр учащихся осуществлен врачом-педиатром и врачами – специалистами городской детской поликлиники. Учащиеся с отклонениями в здоровье, выявленные с помощью скринг-тестов, после уточнения диагноза, взяты на диспансерный учёт для дальнейшего лечения.

Здоровый образ жизни как фактор развития ключевых компетенций будущих специалистов

Здоровый образ жизни как фактор развития ключевых компетенций будущих специалистов

После заключения диагноза врачами-специалистами медработник проводит комплектование специальных учебных групп, которые подразделяются на три подгруппы:

1 подгруппа

с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы;

с заболеваниями органов дыхания;

с нарушением функций эндокринной системы;

с наличием значительной близорукости;

2 подгруппа

с заболеванием пищеварительного тракта;

нарушением обмена веществ;

с гинекологическими заболеваниями;

3 подгруппа

с двигательным и статическими расстройствами;

с заболеванием суставов ревматического и неревматического происхождения;

с травматическими последствиями.

Коррекционная работа предоставляет собой меры по устранению или снижению имеющихся отклонений от нормы, предполагает преимущественное использование индивидуальных форм взаимодействия с учеником. Педагог-психолог проводит работу по выявлению учащихся, относящихся к «группе риска» и требующих психологической помощи (анонимное анкетирование, тестирование), составляет базу данных, имеющих аффективные и невротические проявления; практикуется психологические и личностно-ориентированные беседы, тренинговые занятия с такими учащимися. При проведении коррекционной работы учитываются индивидуальные особенности, степень восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и пр.

Консультативная работа проводится по нескольким направлениям одновременно - с учащимися, учителями, родителями. Она представляет собой многоплановую повседневную текущую работу, направленную на оказание содействия и помощи по валеологическим вопросам в конкретных случаях и ситуациях.

В рамках санитарно-гигиенического образования для педагогических работников проводились семинары и занятия:

Здоровьесбережение, как необходимое условие формирования образовательной среды учащихся.

Психофизиологические особенности подросткового возраста.

Формирование ЗОЖ во время проведения внеклассных мероприятий.

Мастер-класс «Формирование ЗОЖ на уроках русского языка и литературы.

Мастер-класс «Проведение физкультминуток на уроках.

Для родителей организован родительский всеоучеб на темы «Психофизиологические особенности подросткового возраста», «Поведение родителей и отношение подростков к ним», «О половом воспитании».

В конкретных случаях и ситуациях педагогам, родителям, учащимся оказывалась консультативную помощь.

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, учитывая комплексность и поликомпонентность столь сложной проблемы, как сохранение здоровья учащихся, для ее решения оптимизирована деятельность всего образовательного учреждения с привлечением к этой работе педагогических работников, специалистов физической культуры, специалистов здравоохранения и гигиены, безопасности жизнедеятельности.

Все, что относится к образовательному учреждению (характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д.), имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

Смысл здоровьесберегающей технологии заключается в формировании у учащихся потребности в здоровом образе жизни, осознании ответственности за свое здоровье.

Здоровьесберегающему обучению и воспитанию способствуют:

систематическая актуализация внимания учащихся на их здоровье и здоровом образе жизни;

создание комфортной образовательной среды для всех учащихся;

оптимизация учебной нагрузки учащихся, особенно при постановке домашних заданий, чередование их учебного труда и отдыха;

усиление диагностических функций для выявления: во-первых, резервных возможностей здоровьесберегающего обучения и воспитания; во- вторых, для усиления рефлексии педагога и учащегося с целью развития их способностей к самопознанию, самосовершенствованию.

В гимназии применяются такие педагогические технологии, как метод проектов, модульное обучение, коллективный способ обучения, и являются здоровьесберегающими, так как дают педагогам возможность обучать творчески, а учащимся работать увлеченно с экономией времени.

Любая применяемая в учреждении  образования педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Данная работа строится с учетом основных положений республиканских и федеральных документов, информации к заседанию Коллегии Минобрнауки России 14.09.05. «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», справки к заседанию Коллегии 24.06.03. «О деятельности Минобразования России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.,

В образовательном учреждении имеются планы воспитательной работы с «трудновоспитуемыми» учащимися; совместный план работы гимназии и ППДН по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и состоящими на учёте; по противодействию незаконного употребления и распространения курительных смесей; по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту; по профилактике безнадзорности и правонарушений с несовершеннолетними учащимися; план работы с несовершеннолетними учащимися и «группы риска». Также имеется методическая и научная литература по проблеме употребления наркотических веществ, алкоголя и табакокурению, используется специальная фото, видео, печатная продукция профилактического характера.

Гмназия осуществляет необходимые контакты с правоохранительными органами и медицинскими учреждениями. В плане работы гимназии имеется отдельный раздел, направленный на профилактику наркомании, табакокурения и формирование здорового образа жизни.

Ежегодно проводится медицинское обследование учащихся.

В гимназии оформлен «Уголок здоровья». .

Традиционно в начале учебного года проходит месячник «Молодежь за здоровый образ жизни» с привлечением специалистов.

В течение всего учебного года проводятся спартакиады, соревнования по игровым видам спорта, легкоатлетические соревнования, охватывающие практически весь контингент обучаемых.

Побудить учащихся к повышению уровня культуры здоровья и ведению здорового образа жизни - трудная задача, однако образование в области культуры здоровья в молодом возрасте поможет в принятии наиболее правильных и полезных для здоровья решений в выборе образа жизни, ориентированных на его сохранение и укрепление.

IV.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Балашова В.А., Степаненко В.П., Бекетова Л.М. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч. 2000. № 4. С. 65.

Евстифеева О., Куличенко Н. Деятельность школы и здоровье // Народное образование. 2001. № 2. С. 167

Здоровьесберегающее обучение и воспитание/ под научной редакцией Андреева В.И./ Казань: Центр инновационных технологий. 2000. С. 267.

Кузнир Л.М. Здоровьесберегающие технологии в системе развивающего образования // Методист. 2005. № 4. С. 42.

Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс] / 2 электрон, опт. диска (CO-КОМ): зв.цв. М.: Золотой Фонд российских энциклопедий, 2003.

Подласый И. Перегружены ли школьники? // Народное образование. 2003. №9.

Прутченков А. «Я жизнь» (методические разработки социально-психологического практикума) // Воспитание школьников. 2001. № 9. С. 44.

Сократов Н., Брагирова О., Маннакова С. Мотивационные основы здо-ровьесберегающего воспитания детей // Воспитания школьников. 2003. № 9.

Тихомирова А.Ф. Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога // Школьные технологии. 2003. № 3. С. 53.

Федулов В., Брызгалова Т., Фадеев О., Кириличев В. Система, сберегающая здоровье школьников: физиологические аспекты //Директор школы. 2003. № 4.

Шклярова О.А., Сураева Л.М., Федоракина О.В. Технология педагогики здоровья // Методист. 2002. №6. С.54.

V.ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                                              Приложение 1

Мое здоровье

Анкета для анализа собственного здоровья.

Заполни анкету и проанализируй ответы.

Какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?

Болел ли ты последние полгода?

Если болел, перечисли заболевания

Сколько дней ты болел?

Что явилось причиной твоих болезней?

Как считаешь, хорошо ли ты заботишься о своем здоровье?

Какое у тебя здоровье и как оно зависит от твоего образа жизни?

Выдели (подчеркни) те тенденции в здоровье, которые у тебя преобладают (проявляются сильнее). Дай краткую характеристику отдельным элементам своего образа жизни (опиши их). Определи (проведи стрелку), от чего в наибольшей степени зависят изменения твоего здоровья.

Тенденции в здоровье

Элементы образа жизни

1

2

Масса тела:

Растет (полнею)

Понижается

Поддерживается в норме

Питание:

Физическая работоспособность:

Повышается

Понижается

Поддерживается на высоком уровне

Находится на низком уровне

Двигательная активность:

Умственная работоспособность:

Повышается

Сон:

Понижается

Поддерживается на высоком уровне

Уровень нервозности:

Волнуюсь

Не волнуюсь

Закаливание:

Рабочая нагрузка:

Утомляюсь

Не утомляюсь Переутомляюсь

Школа:

Состояние здоровья:

Болею

Не болею

Обстановка:

Умение управлять своими нервами:

Увлечение (хобби):

Привычки:

                                 

                                                                                                                                                                                                                  Приложение 2

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  ПСИХО -ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УЧАЩЕГОСЯ

Ф.И.О., год, день и месяц рождения

1. Пол (муж., жен.)

2. Состояние здоровья. При заполнении этой графы указывается реальное состояние здоровья (наличие хронических заболеваний, частота простудных заболеваний)

3. Типы нервной системы (классификация Н.И. Красногорского)

4. Доминирующие полушарие (левое, правое, смешанный тип)

5. Характеристика каналов восприятия (зрение, слух, кинестетика)

Рекомендации по созданию условий, необходимых для успешной учебной деятельности

СВОДНАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ.

Психофизиологические характеристики

Условия, необходимые для успешной

деятельности

1.Пол

Юноша

Настрой на прочий ритм. Необходимо выполнение поисков деятельности, решение принципиально новых задач.

Девушка

Лучше выполняют типовые, шаблонные задачи. Создание благоприятной эмоциональной обстановки: связь обучения с радостью и удовольствием.

2. Тип нервной системы

Сильный, холерический.

Настрой на работу, требование дисциплины, ответственности. Необходима частая смена видов деятельности, использование игры, учебных инсценировок, конструирования.

Сильный, флегматичный.

Разнообразные задания по содержанию и по способу решения. Последовательное изложение учебного материала. Осуществление контроля в письменном виде. Четкий инструктаж.

Сильный, сангвинический.

Разнообразные задания по содержанию и по способу решения. Применение деятельности форм обучения (самостоятельные работы, дискуссии, игры и др.). Работа в группе.

Слабый, меланхолический.

Настрой на работу. Работа в стихийной, спокойной обстановке. Индивидуальный, медленный темп. Выполнение заданий, не требующие распределения внимания, переключения с одного вида работы на другой. Наиболее удобны ответы в письменной форме. Необходимо постоянное формирование уверенности своих силах, знаниях, возможности учиться путем поощрений, подбадриваний.

3. Тип функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Левополушарный

Нужны технологии, ясные и четкие инструкции, абстрактный линейный стиль изложения информации от части к целому, неоднократное повторение учебного материала, проверка выполненной работы, тишина на уроке.

Правополушарный

Необходимый текст, связь информации с реальность и практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эксперименты, эмоции, музыкальный фон, речевой и музыкальный ритм.

4. Ведущий канал восприятий.

Визуальное, восприятие.

Применение педагогом слов, описывающих цвет, размер, форму, месторасположение. Выделение цветом (в тетради, схемах, таблицах и др.) различных пунктов или аспектов содержания. Выполнение письменных упражнений, составление опорных конспектов, использование письменных инструкций и заданий. Применение схем, таблиц, наглядных пособий, видео, книг.

Аудиальное восприятие.

Использование вариаций голоса (громкость, паузы, высота), сигнальных слов (говорить, слушать, другими словами, звук, тон, беседа и т.д.), отражение телом ритма метронома (головой, руками). Рекомендуются дискуссии, магнитофонные записи, рассказы, устные задачи, упражнения, просмотр видеофильмов.

Кинестетическое восприятие.

Использование жестов, прикосновения, сигнальных слов (ощущаю, управляю, действую и др.). Предоставление возможности играть роль различных частей вашей информации. Передача информации в игре, при выполнении практического эксперимента. Смена видов деятельности.

                                                                                                               Приложение 3

Тренинговое занятие

«Мое здоровье — основа моей жизни»

Содержание занятия

Здоровье как необходимая база для достижения жизненных целей: поступления в колледж, институт; успешной учебы и профессиональной карьеры; создания семьи и рождения здоровых детей. Осознание зависимости здоровья от образа жизни и вредных привычек. Зависимость красивой внешности от состояния здоровья. Составление карты здоровья (с помощью родителей).

Методики

«Моя продолжительность жизни», «Что я знаю и чего я не знаю», «Карта здоровья».

Моя продолжительность жизни

Инструкция для учащихся

Внимательно прочитай текст, составленный американскими медиками. Запиши ответы в тетради. Подсчитай результат.

Тест

Средняя продолжительность жизни постоянно растет. Но каждого, естественно, интересуют его шансы на долголетие. Наверное, многое прояснит этот тест. Отвечайте на вопросы совершенно искренне, а над некоторыми еще и поразмышляйте. Может быть, вам необходимо в чем-то изменить свой образ жизни.

Возраст не имеет значения. Все равно 14 вам или 50. Зато чем раньше вы откажетесь от вредных привычек, тем лучше.

Итак, возьмем число 72. Из него нужно будет вычитать или прибавлять к нему набранные в результате ваших ответов очки.

Если вы мужчина, вычтите из 72 цифру 3. Женщинам нужно добавить к 72 цифру 4 - они живут в среднем на 7 лет больше, чем мужчины. Следовательно, у мужчин берется за основу средняя продолжительность жизни - 69 лет, у женщин - 76.

Если вы живете в городе с населением более 1 млн. человек, то вычтите 2 года.

Если вы живете в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, то добавьте 2 года.

Если вы планируете в будущем заниматься умственным трудом, отнимите 3 года, если физическим - прибавьте 3 года.

Если вы занимаетесь спортом пять раз в неделю хотя бы по полчаса, то прибавьте 4 года; если два-три раза – прибавьте 2 года.

Если в будущем вы собираетесь вступить в брак - добавьте 5 лет, если нет, то вычтите по одному году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25-летнего возраста).

Если вы постоянно спите больше 10 часов, вычтите 4 года, если по 7-8 часов, ничего не вычитайте.

Если вы плохо спите, отнимите 3 года. Сильная усталость, как и слишком продолжительный сон, - признак плохого кровообращения.

Если вы нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отнимите 3 года, если спокойный, уравновешенный – добавьте 3 года.

Если вы счастливы, то добавьте 1 год, если несчастливы, отнимите 2 года.

Если вы собираетесь получить среднее образование, добавьте 1 год, если высшее - 2 года.

Если ваша бабушка (дедушка) дожила до 85 лет, то добавьте 2 года, если оба дожили до 80 - 4 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта...), вычтите 4 года.

Здоровый образ жизни как фактор развития ключевых компетенций будущих специалистов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.

           Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса»

Публикуемый материал содержит информацию о здоровьесберегающей организации образовательного процесса, применение которой раскрывается на примере. Кроме того приводятся рекомендации по снижению «здоров...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как способ эффективной организации образовательного процесса в условиях УДО

   Основная идея модернизации образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого образование должно соответс...

Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в начальной школе.

В современном обществе проблема укрепления и сохранения здоровья детей очень актуальна....

Конспект доклада «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».

Конспект доклада «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»....

«Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»

laquo;Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»...