Конспект доклада «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».
материал (2 класс)
Конспект доклада «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».
I. Вступительное слово.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ — родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ — родительский дом.
Сегодня образование – это одна из форм социализации, это средство «встроить» растущего человека в общее для всех жизненное пространство.
Воспитание – часть социализирующего образования. Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному.
С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи.
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Антон Семенович Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Сегодняшняя действительность ставит учителя перед необходимостью пересмотра привычных установок. Учителя и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.
Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима.
Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей, чтобы родители начинали стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, и между ними возникло взаимопонимание. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками);
- поддержка физического здоровья учащихся;
- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей;
- поддержка одаренных детей;
- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
От успешного развития взаимодействия выигрывают обе стороны. Положительным результатом сотрудничества
Для педагогов является:
• повышение уважения со стороны родителей и общества в целом;
• улучшение межличностных отношений с родителями;
• повышение авторитета в глазах детей, родителей;
• повышение удовлетворенности своей работой.
Для родителей положительным результатом является:
• повышение самооценки и самоодобрения;
• лучшее знание школьных программ;
• уверенность в том, что при обучении (воспитании) учитывается мнение родителей и их пожелания;
• ощущение своей значимости в ОУ;
• повышение их родительской компетентности;
• улучшение общения с ребенком вообще и в ОУ в частности.
Для детей выигрыш очевиден, он проявляется:
• в лучшей посещаемости школы;
• улучшении знаний, развитии умений;
• социальном становлении.
Наиболее важные факторы успешности обучения и воспитания ребенка, на которые оказывают влияние родители, это:
• посещение ребенком ОУ;
• выполнение домашних заданий, дополнительное образование дома;
• количество и качество просматриваемых телевизионных программ.
Работа с родителями эффективна и приносит удовлетворение, так как педагог встает на позицию «взрослый-взрослый» и создаст атмосферу равноправного сотрудничества.
Стратегия успешного взаимодействия с семьей, определенная педагогами ОУ состоит из следующих положений:
— Мы должны помнить, что все семьи имеют сильные стороны.
— Мы должны воспринимать ошибки и недостатки семьи не как ошибки семьи, а как ошибки социальной системы в создании возможностей обучения и развитии компетентности семьи.
— Мы должны развивать работу с семьями на основе всего положительного, что у них есть, а не преодолевать их недостатки.
Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей?
Вовлечение членов семей в организацию совместной деятельности детей и взрослых не только благоприятно сказывается на межличностных отношениях, но и является важным стимулом для успешного обучения школьников.
Развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа.
Говоря о взаимоотношениях семьи и школы, по-видимому, следует принять за аксиому два положения.
Первое: при всем уважении к любым институциям, работающим с детьми, самая заинтересованная сторона в судьбе ребенка, за исключением каких – то крайних случаев, это все-таки его семья.
Второе: самая страдающая сторона в случае неудач ребенка – это опять же его семья.
Если с этими двумя аксиомами согласиться, то дальше легко появляются выводы, что наибольшие права на определение того, что больше нужно ребенку, все – таки у его семьи. И что миссия школы, её назначение – с учетом интересов общества и государства – помочь семье сформировать у ребенка те качества, которые помогут ему быть успешным в жизни.
Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Хочу выделить несколько моментов такого взаимодействия.
1. Важна тесная связь учителя и родителя и постоянный контроль за качеством знаний со стороны школы, а так же со стороны родителей. Детям необходима поддержка семьи. Важно, чтобы кто – то интересовался успехами учеников, контролировал ход учебного процесса, и, в частности, выполнение домашних заданий. Если ребенку не для кого стараться, если никто не огорчится и не обрадуется полученным им результатам работы, то очень скоро он перестанет стремиться к улучшению своих показателей, к совершенствованию умений, избавлению от недостатков. Поэтому соприсутствие заинтересованных лиц – важнейший стимул успешности работы ребенка в школе и дома. Об этом нужно напоминать родителям.
2. Важной ступенью в работе с семьей являются индивидуальные формы, которые позволяют добиться большей результативности. Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика. Приглашение родителей для беседы в школу или на заседание родительского комитета, не всегда способствует откровенному разговору, а иногда ведет и к возникновению конфликтных ситуаций. Будем учиться вести диалог грамотно.
3. Принципиально важно обеспечить свободный доступ родителей на уроках в любое удобное для них время. Этим самым педагог позволит родителям сохранить интерес к школьной жизни ребенка, увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться с поддержкой к учителю. Дети, видя своих родителей и родителей товарищей в классе, чувствуют их искреннюю заинтересованность в своих успехах.
4. Чтобы у детей интерес к учебе не пропал, нужно учителю вместе с родителями постараться определить, в каких областях дети могли бы достичь большего, и помочь им утвердиться на этом поприще. Как учителю, так и родителям надо хвалить ребенка за каждый, даже самый скромный успех. Даже если учитель внимателен к ним, они сравнивают себя с одноклассниками, и им кажется, что из-за плохой учебы их меньше уважают.
5. Большое значение для успешного обучения имеет умение читать. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению, помощь и руководство чтением. Надо научить любить книгу. А вот этому должен учитель научить родителей, составив, например, памятку, где отразить основные моменты привития любви к чтению.
6. Чем чаще дети и родители участвуют в совместных мероприятиях, тем выше будет показатель успеваемости, а поведенческие трудности ребенка будут встречаться периодически или же практически исчезнут.
Активные формы работы с родителями позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.
Трудности и неудачи учения необходимо преодолевать терпением, трудом и улыбкой. Методы учителя и родителей должны быть едины. Все делать и обсуждать, объяснять вместе – учитель, мамы и папы, бабушки и дедушки.
Активное сотрудничество школы с семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени. Тем самым, происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую деятельность педагога.
Учителю очень важно сформировать коллектив не только учащихся, но и их родителей. Работа эта нелегкая, перестроиться на такую коллективную деятельность трудно, но совместные с родителями КТД помогают приобщить их к заботам школы, лучше узнать своих детей и самим раскрыться.
Заключительное слово:
Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.
Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций...
Доклад «Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса»
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и ...
«Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса»
quot;Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса" тезисы выступления....
Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса
Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса...
Взаимодействие с родителями как условие осуществления образовательного процесса
Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности....
Взаимодействие с родителями как условие осуществления образовательного процесса
Традиционно главным в воспитании детей является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....